ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТАТЬИ. Франция в теории и истории международных отношений
Почему безопасность требует осторожного обращения? Может ли безопасности быть слишком много? Исследователи Копенгагенской школы О. Вэйвер и Б. Бузан попытались ответить на эти вопросы с помощью теории секьюритизации, изучая безопасность как форму социальной практики. Идеи о том, что в международной политике безопасность не всегда следует рассматривать как абсолютное благо, а угрозы не всегда стоит объективировать, достаточно прочно укоренились в конструктивистских подходах к изучению проблем международной безопасности. Своеобразным продолжением этой дискуссии стали теоретические подходы, на протяжении почти пятнадцати лет разрабатывавшиеся в русле т.н. Парижской школы исследований о международной безопасности. В настоящее время приходится констатировать, что в отечественной литературе обзоры этих подходов носят крайне обобщающий характер либо отсутствуют вовсе. С целью устранить этот недостаток мной предпринята попытка проанализировать содержание теоретических подходов и дать их целостную характеристику, обращаясь к оригинальным работам главных мыслителей Парижской школы: Д. Биго и Й. Хёйсманса. Эта статья продолжает цикл исследований, целиком посвящённых феномену секьюритизации: от ранней версии теории до современных теоретических концепций. Из зарубежной литературы в отечественный научный оборот вводятся понятия «домены небезопасности», «эксепционалистская технология секьюритизации» и «диффузная технология секьюритизации». Большое внимание в работе уделяется анализу теоретико-философских истоков Парижской школы в целом и теории (ин) секьюритизации в частности, даётся подробная характеристика представлений авторов о диалектической связи безопасности и небезопасности, а также о секьюритизации как политической технологии.
В заключительной части обобщаются ключевые идеи и положения Парижской школы исследований в свете сильных и слабых сторон описываемых подходов. Делается вывод о том, что специалистами школы была сформулирована новая теоретическая модель секьюритизации, отличная от версии первоначальных авторов теории и строящаяся на иной логике безопасности. Предложенный подход имеет ценность для исследований актуальных международных проблем как инструмент для конструктивной рефлексии и критического анализа практик безопасности, наиболее распространённых в современных неолиберальных обществах Запада.
Цель статьи – выявить сочетание экономических и стратегических факторов, влиявших на политику французских властей и бизнеса по обеспечению доступа к нефти в 1920-е гг. Автор демонстрирует сложный характер нефтяной политики Парижа, разнообразие обстоятельств, определявших действия властей Третьей Республики. Построенное на анализе французского кейса, данное исследование призвано высветить новые грани и особенности влияния «нефтяного фактора» на международные отношения и внешнюю политику держав; показать исследовательскую ценность совместного изучения тех вопросов, которые нередко оказываются разведены по различным направлениям международных исследований (стратегические исследования, международная политэкономия, дипломатическая история и т. д.). Источниковой базой исследования выступили архивные и опубликованные документы, позволившие вписать нефтяную политику Франции в общий контекст её внешнеполитического и стратегического курса в первое десятилетие после окончания Первой мировой войны. Материалы британских и российских архивов дали возможность осветить ряд важных аспектов англофранцузского и советско-французского взаимодействия в «нефтяном вопросе». Подчеркнув стратегическое значение нефти, выявленное Первой мировой войной, а также зависимость Третьей Республики от ведущих англо-американских нефтяных трестов («Стандард Ойл» и «Ройял Датч-Шелл»), автор выделил три ключевые цели нефтяной политики Парижа в 1920-е гг.: 1) диверсификация импортных потоков; 2) приобретение контроля либо прямого доступа к источникам нефти; 3) консолидация французских бизнес-интересов в сфере нефтяной политики при посредничестве государства. Действия на этих направлениях нередко были взаимосвязаны, отражая специфическую ситуацию силы и слабости Франции по итогам Первой мировой войны. Автор пришёл к выводу о том, что в рамках нефтяной политики Франции стратегические факторы и бизнес-интересы нельзя было отделить друг от друга. Осознание возросшей роли нефти для вооружённых сил и экономики Третьей Республики соседствовало с неготовностью к ярко выраженной этатистской линии, к осуществлению попыток радикально изменить правила нефтяной политики внутри страны и во взаимодействии со «Стандард Ойл» и «Ройял Датч-Шелл».
Применительно к внешней политике Пятой республики голлизм и атлантизм представляют собой две ключевые и при этом взаимоисключающие концептуальные парадигмы, баланс влияния которых традиционно определял общий вектор поведения Парижа на международной арене.
Сравнительный анализ идеологических конструкций голлизма и атлантизма позволяет обнаружить фундаментальную причину концептуального несоответствия двух доктрин: голлизм призывает Францию к сохранению ею любой ценой статуса мировой державы; атлантизм идеологически обслуживает геостратегическую задачу по сохранению американского военно-политического контроля над Европой, и в этой связи не признаёт в рамках «западного мира» никаких мировых держав, кроме США.
Ретроспективный аналитический обзор взаимодействия голлистских и атлантистских тенденций за период с 1969 г. по наши дни, предпринятый в целях определения политически значимых закономерностей в эволюции подходов Парижа к союзническим отношениям с США и вопросам евроинтеграции, выявил устойчивый курс на постепенный отход Пятой республики от принципов голлистской дипломатии, результатом чего стала начавшаяся в 2007 г. эра абсолютного господства атлантизма во внешней политике Франции, сравнимая с временами Четвёртой республики. Наступление этой эры ознаменовалось значительным улучшением отношений Франции с США и НАТО, существенной активизацией французов на ниве федералистского евростроительства, но в целом — заметной банализацией голоса Парижа в международных делах.
Результат исследования представляется актуальным для выстраивания дальнейших отношений России с Францией.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТАТЬИ. Мировая политика в эпоху коронавируса
Пандемия COVID-19 охватившая мир, затронула все социально-экономические и политические сферы. В многочисленных исследованиях, проведённых за два года пандемии, рассмотрены многие аспекты, тем не менее отсутствует целостное представление о том, как всё же пандемия COVID-19 отразилась и ещё отразится на мировой политике.
Исследовательский вопрос работы заключается в следующем: как пандемия COVID-19 повлияла в целом на мировую политику? Для понимания мирополитических последствий пандемии COVID-19 было проанализировано влияние пандемии на (мега)тренды мирового политического развития – глобализация/деглобализация, интеграция/дезинтеграция, демократизация/де-демократизация, а также политическую организацию мира, которая включает в себя три основных уровня: 1) принципы Вестфальской системы, главным из которых является принцип суверенитета; 2) систему межгосударственных отношений; 3) политические системы отдельных государств. Выбор этих параметров анализа обосновывается в статье.
Государства для борьбы с пандемией использовали различные стратегии, которые были в большей или меньшей степени направлены на изоляционизм. При этом увеличилась поляризация населения. Система межгосударственного взаимодействия принципиально не изменилась, несмотря на возникавшие сложности. Усилились процессы де-глобализации как результат ориентации государств на изоляционизм. В то же время глобализация, понимаемая как транснационализация, проявилась в активном использовании цифровых коммуникационных технологий в разных областях, в том числе и на международном (транснациональном) уровне. В свою очередь мегатренд демократизации выразился в деятельности волонтёров, открытии доступа к спектаклям, лекциям, музейным экспонатам на онлайн-платформах.
В целом показано, что политическая организация мира не претерпела существенных изменений в результате глобального кризиса, обусловленного пандемией COVID-19. Как следствие пандемии продолжились и усилились те тенденции, которые наметились ещё до её начала. В то же время стремительное развитие формировавшихся ранее процессов привело к резкому усилению социальных, экономических и политических противоречий, а в итоге – к поляризации по многим основаниям в мировой политике, что создаёт потенциальную опасность развития конфликтов.
Пандемия COVID-19 быстро и синхронно изменила жизнь миллиардов людей по всей планете. Связанные с этим экономические, социальные и политические проблемы оказались сплетены в тугие узлы противоречий. Вопросы влияния пандемии COVID-19 на международные и национальные политические процессы находятся в центре внимания экспертно-аналитического сообщества политологов во всем мире с начала 2020 года. Заметно, что преобладающее внимание при анализе уделяется международным и страновым аспектам. В то же время субнациональное и локальное измерения коронакризиса «ускользают» от политологического сообщества, оказываются в тени иных проблем. Между тем в ходе борьбы с новой биогенной опасностью наблюдаются серьезные изменения в вопросах перераспределения власти между национальным, субнациональным и локальными уровнями. В связи с этим представляется актуальным представить некоторые выводы, которые в силу незавершенности ситуации с пандемией носят промежуточный характер, но тем не менее представляют интерес для анализа текущих трендов на глобальном, региональном и национальном уровнях. Цель статьи – выявить основные закономерности нового витка эволюции субсидиарности, обусловленные пандемией COVID-19. Какую роль COVID-субсидиарность играет сейчас и какие у неё перспективы в мире после пандемии? Для ответа на этот вопрос на основе концепции мегатрендов и сравнительно-политологического метода был проанализирован массив информационных сообщений ведущих масс-медиа. Это позволило зафиксировать тенденции делегирования чрезвычайных властных полномочий с национального на субнациональный уровень в планетарных масштабах. Наиболее важной характеристикой COVID-субсидиарности можно считать появление на субнациональном и локальном уровнях чрезвычайных полномочий в мирное время. Характерно, что это происходит в государствах с разными типами политического режима и с сильно отличающимися политико-управленческими традициями. Вероятно, и после окончания текущей пандемии в ряде случаев внутригосударственные регионы будут стремиться сохранить за собой соответствующие, расширенные в период чрезвычайной ситуации, полномочия. Это является частью более широкого процесса трансформации современного государства и его приспособления к новой формирующейся политической организации мира.
В последние десятилетия активно развивались глобальные фармацевтические цепочки создания стоимости. Сформировавшиеся тесные межстрановые и межотраслевые связи способствовали тому, что пандемия COVID-19 оказала существенное влияние на процессы функционирования глобальных фармацевтических цепочек. Эффекты COVID-19 ускорили наметившиеся ранее тенденции к дефрагментации мирового фармацевтического производства. Цель настоящей работы состоит в том, чтобы выявить возможные фирменные стратегии и модели реструктуризации фармацевтических цепочек, нацеленные на повышение их устойчивости в ответ на разрушающее влияние COVID-19. Мы полагаем, что устойчивость цепочки в целом зависит от устойчивости её отдельных звеньев, и показываем, что реструктуризация фармацевтических цепочек проходит в форме «звеньевой» реструктуризации. В работе выделены несколько действующих как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде моделей «звеньевой» реструктуризации отраслевой трансграничной цепочки: «нулевая» реструктуризация (создание запасов); локализация (включая импортозамещение); миграция (включая решоринг и регионализацию); глобализация. Многостадийность глобальных фармацевтических цепочек, а также динамичное развитие процессов фармацевтического аутсорсинга создали благоприятные возможности для «звеньевой» реструктуризации. При этом на особенности реструктуризации оказывали влияние различные факторы, среди которых ключевое место занимает степень технологичности фармацевтической цепочки. В работе предложена одна из возможных классификаций фармацевтических цепочек в зависимости от используемых технологий, где выделяются: низкотехнологичные и средне-низкотехнологичные цепочки (производство фармацевтических товаров первой необходимости); средне-высокотехнологичные цепочки (производство дженериков); высокотехнологичные цепочки (производство патентованных лекарственных средств, биофармацевтических препаратов, медицинской техники). Основной вывод автора сводится к следующему: чем выше технологичность фармацевтической цепочки, тем в меньшей степени будет происходить дефрагментация фармацевтического производства: если при производстве высокотехнологичных биофармацевтических товаров наиболее востребованными стратегиями станут регионализация и глобализация звеньев цепочки, то при производстве фармацевтических товаров первой необходимости весьма успешной в краткосрочном периоде станет стратегия локализации и импортозамещения. Это связано с тем, что по мере повышения технологичности фармацевтической цепочки растут инвестиционные издержки, что делает эффективность функционирования цепочки не менее важной, чем её устойчивость.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТАТЬИ. Международная политическая экономия
Модель государственно-частного партнёрства (ГЧП), которая означает долгосрочное объединение ресурсов государственных и частных партнёров с согласованным разделением рисков, ответственности и результатов между ними успешно используется многими странами для развития публичной инфраструктуры и решения важных государственных задач. Статья посвящена научному обоснованию закономерности возникновения государственно-частного партнёрства как одной из форм сотрудничества государства и частных лиц, нацеленного на решение важных социально-экономических задач. Несмотря на то, что институт ГЧП как явление современной экономической жизни возник относительно недавно, он имеет объективные предпосылки, включая предшествующие ГЧП формы сотрудничества государства и частных лиц. Изучение данных предпосылок позволяет понять закономерности возникновения и развития данной модели, включая факторы успеха, и использовать их для выработки оптимальной государственной политики в данной сфере. В статье приводится сравнительная характеристика практики использования ГЧП за рубежом, как основа для анализа промежуточных результатов развития государственно-частного партнёрства в России. Во многих странах ГЧП как экономическая модель развития инфраструктурного комплекса показала свою состоятельность и вносит существенный вклад в социально-экономическое развитие. Помимо прямых экономических эффектов государственно-частное партнёрство способно генерировать косвенные эффекты, в том числе оказывать положительное влияние на институциональное развитие, которое является одним из ключевых условий для успешного социально-экономического развития. Государственно-частное партнёрство в России пока не нашло широкого применения для развития инфраструктурного комплекса и поэтому не оказывает того влияния на экономическое развитие, которое потенциально могло бы. Несмотря на большой объем исследований, посвящённых ГЧП, не так много сравнительных исследований развития ГЧП в странах, находящихся на разном уровне социально-экономического развития. На основе проведённого сравнительного анализа развития ГЧП в России и ведущих зарубежных странах, а также предложенной автором стратегической модели ГЧП, построенной на основе изучения зарубежного опыта, в статье даются рекомендации, направленные на более полное использование возможностей, предоставляемых данной формой сотрудничества государства и частных лиц, а также – на повышение её роли в экономическом развитии.
Несмотря на наметившуюся тенденцию деглобализации, в мире сохраняются высокая степень взаимозависимости стран и запрос на решение глобальных проблем через международное сотрудничество субнациональных единиц. Внутригосударственные регионы существенно влияют на характер межгосударственных отношений посредством усиления своих культурных и торгово-экономических связей, которые нередко содействуют интенсификации межгосударственного диалога. Цель этого исследования состоит в том, чтобы проанализировать основные факторы и особенности международной деятельности приграничных регионов России как территорий, находящихся в непосредственной близости от зарубежных государств и имеющих наибольшее количество «точек соприкосновения». Также в работе поставлена цель выяснить, как их международные связи влияют на внешнюю политику России. В ходе исследования было установлено, что за короткий период становления нового нормативно-правового регулирования после распада СССР, российские регионы, согласно теории акторности Б. Рассета и Х. Стара, сумели приобрести все черты влиятельных негосударственных акторов мировой политики и интегрироваться в самые разнообразные международные структуры, в рамках которых они реализуют совместные с зарубежными регионами инфраструктурные проекты, а также развивают местное самоуправление. Факторы выхода российских приграничных регионов на международную арену включают в себя общность социально-экономических проблем и проблем безопасности с регионами сопредельных государств, наличие этно-конфессиональной и культурно-языковой близости с регионами других стран, а также геополитические факторы, имеющие значение для внешней политики федерального центра. Выстраивая тесные связи на основе культурной, языковой, этнической близости, российские регионы выполняют «компенсирующую функцию», восполняя дефицит взаимопонимания на уровне двусторонних отношений. Они также выступают «дипломатическими агентами» федерального центра в международных организациях, занимающихся укреплением демократии на местном уровне, а также обладают потенциалом наращивания «мягкой силы» России. Несмотря на наличие определённых издержек приграничного сотрудничества регионов, которые правительство решает посредством усиления нормативно-правового регулирования их внешних связей, важность данного сотрудничества подтверждается практическими мерами поддержки выхода регионов на международную арену федеральным центром.
В статье рассматривается взаимосвязь имиджа страны и её торговой деятельности на зарубежных рынках. Территориальные продукты пользуются в других странах высоким спросом и тесно связаны в сознании потребителей со страной производства. Авторы сфокусировали своё внимание на государствах Центральной Азии как на важном для России в контексте построения ЕАЭС регионе с активно развивающейся экономикой. К этому региону высок интерес и со стороны других стран – США, Китая, Турции, Южной Кореи, Японии. В статье анализируется, может ли российская металлургическая продукция рассматриваться как территориальный продукт, который повышает привлекательность страны в целом на рынке стран Центральной Азии. Учитывая необходимость сопоставления стран, конкурирующих за влияние в регионе, целью исследования было сравнить отношение потребителей к российской и китайской металлопродукции, так как в настоящее время китайские производители металла активизируются на рынке стран Центральной Азии. Исследование было проведено с помощью двух методов: экспертных опросов и опросов потребителей металлургической продукции. Авторы приходят к выводу, что российская металлургическая продукция имеет устойчивую положительную репутацию на рынке стран Центральной Азии. Её репутация в сознании потребителей связывается не только с ценой и качеством самого продукта, но и с высоким уровнем металлургического образования и научно-производственной деятельности в России. Кроме того, для потребителей важно, что информация о продукции представлена на знакомом языке, а культурные особенности деловой коммуникации российских поставщиков им близки и понятны. В свою очередь, китайская металлургическая продукция не обладает подобной репутацией, так как центрально-азиатские потребители не имеют опыта её применения, не осведомлены об истории металлургического производства в Китае, научно-технических разработках и качестве профессионального образования в сфере металлургии в этой стране. Также им не понятны язык и бизнес-культура Китая, они недостаточно знакомы с китайскими поставщиками, и это влияет на их выбор в пользу российского поставщика. На этом основании, авторы делают вывод, что российскую металлургическую продукцию можно рассматривать как территориальный продукт на рынке стран Центральной Азии.
В статье раскрывается потенциал развития исламского туризма в странах Африки. Авторы рассматривают подходы к разграничению понятий «исламский туризм» и «халяль-туризм», подчёркивая их особенности и составляющие, а также предлагают авторский подход к определению «исламского туризма», который охватывает не только паломничество, но и поездки с другими целями при соблюдении требований шариата. Оценивая потенциал отдельных африканских государств и субрегионов континента для развития исламского туризма, авторы рассматривают динамику туристических потоков, выявляют основные туристические направления и их специфику, определяют наиболее привлекательные страны для путешествующих как с целью посещения святых мест и мест исламского наследия, так и для отдыха и лечения. В настоящее время лидерами по предоставлению халяльтуров оказались Марокко, Египет и Южно-Африканская Республика (ЮАР); Тунис обладает потенциалом для развития медицинского туризма; Сенегал и Мали привлекательны наличием объектов исламского наследия. В ходе исследования выявлены основные проблемы развития исламского туризма в Африке: недостаточная развитость туристической и халяльной инфраструктуры, наличие проблем безопасности и слабое продвижение туристических услуг среди потенциальных туристов. Авторы приходят к выводу, что популярными халяль-направлениями являются не только страны с преимущественно мусульманским населением, но также те, где мусульмане составляют меньшинство. Несмотря на ограничения, связанные с COVID-19 и последующими значительными экономическими потерями в туристическом секторе, в 2023 г. ожидается возвращение к прежним показателям туристических потоков и объёма доходов от туристической деятельности. Всемирная туристская организация продолжает активно поддерживать восстановление и интенсификацию туризма в африканских странах. Развитие халяльной инфраструктуры в странах, где представлен исламский туризм, и возникновение его новых направлений будет способствовать общему увеличению доходов от туристической деятельности и популяризации исламского туризма в целом.
КНИЖНЫЕ РЕЦЕНЗИИ
Рецензия на книгу: El (des)encaje de Cataluña en España. Jaime Ferri Durá, Director. Valencia, Tirant lo Blanch, 2021, 304 p. ISBN: 978-84-1355-691-8
Рецензия на книгу: Sullivan H., Dickinson H., Henderson H. (eds). 2021. The Palgrave Handbook of the Public Servant. Palgrave Macmillan, Cham. 1737 р. https://doi. org/10.1007/978-3-030-29980-4
ISSN 2541-9099 (Online)