Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

Потенциал исламского туризма в Африке

https://doi.org/10.24833/2071-8160-2022-1-82-230-248

Аннотация

В статье раскрывается потенциал развития исламского туризма в странах Африки. Авторы рассматривают подходы к разграничению понятий «исламский туризм» и «халяль-туризм», подчёркивая их особенности и составляющие, а также предлагают авторский подход к определению «исламского туризма», который охватывает не только паломничество, но и поездки с другими целями при соблюдении требований шариата. Оценивая потенциал отдельных африканских государств и субрегионов континента для развития исламского туризма, авторы рассматривают динамику туристических потоков, выявляют основные туристические направления и их специфику, определяют наиболее привлекательные страны для путешествующих как с целью посещения святых мест и мест исламского наследия, так и для отдыха и лечения. В настоящее время лидерами по предоставлению халяльтуров оказались Марокко, Египет и Южно-Африканская Республика (ЮАР); Тунис обладает потенциалом для развития медицинского туризма; Сенегал и Мали привлекательны наличием объектов исламского наследия. В ходе исследования выявлены основные проблемы развития исламского туризма в Африке: недостаточная развитость туристической и халяльной инфраструктуры, наличие проблем безопасности и слабое продвижение туристических услуг среди потенциальных туристов. Авторы приходят к выводу, что популярными халяль-направлениями являются не только страны с преимущественно мусульманским населением, но также те, где мусульмане составляют меньшинство. Несмотря на ограничения, связанные с COVID-19 и последующими значительными экономическими потерями в туристическом секторе, в 2023 г. ожидается возвращение к прежним показателям туристических потоков и объёма доходов от туристической деятельности. Всемирная туристская организация продолжает активно поддерживать восстановление и интенсификацию туризма в африканских странах. Развитие халяльной инфраструктуры в странах, где представлен исламский туризм, и возникновение его новых направлений будет способствовать общему увеличению доходов от туристической деятельности и популяризации исламского туризма в целом.

Об авторах

Р. Беккин
Институт Африки РАН, РГПУ им. А. И. Герцена (Россия)
Россия

Ренат Ирикович Беккин – профессор РАН, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник

123001, Россия, г. Москва, ул. Спиридоновка, д. 30/1



А. Шныркова
НИУ ВШЭ (Россия)
Россия

Анна Сергеевна Шныркова – преподаватель

119049, Россия, г. Москва, ул. Шаболовка, д. 26–28



Список литературы

1. Akyol M., Kilinc O. 2017. Internet and Halal Tourism Marketing. International Periodical for the Languages, Literature and History of Turkish or Turkic. 9/8. Strategic Roadmap for Development of Islamic Tourism in OIC Member Countries. The Statistical, Economic and Social Research and Training Centre for Islamic Countries. P. 171–186.

2. Al-Hamarneh A., Steiner C. 2004. Islamic Tourism: Rethinking the Strategies of Tourism Development in the Arab World after September 11, 2001. Comparative Studies of South Asia, Africa and the Middle East. 24(1). P. 173–182.

3. Battour M., Ismail M.N. 2016. Halal Tourism: Concepts, Practices, Challenges and Future. Tourism Management Perspectives. No19. P. 150–154. DOI: 10.1016/j.tmp.2015.12.008

4. Battour M.M., Ismail M.N., Battor M. 2010. Toward a Halal Tourism Market. Tourism Analysis. 15(4). P. 461–470. DOI: 10.3727/108354210X12864727453304

5. Boğan E., Sarıışık M. 2019. Halal Tourism: Conceptual and Practical Challenges, Journal of Islamic Marketing. 10(1). P. 87–96. DOI: 10.1108/JIMA-06-2017-0066

6. Bouyahya D. 2016. Religious Tourism and Sufism in Morocco. European Journal of Multidisciplinary Studies. 1(5). P. 40–50. DOI: 10.26417/ejms.v2i1.p40-50

7. Carboni M., Janati M.I. 2016. Halal Tourism de facto: a Case from Fez. Tourism Management Perspectives. No19. P. 155–159. DOI: 10.1016/j.tmp.2015.12.007

8. Carboni M., Perelli C., Sistu G. 2014. Is Islamic Tourism a Viable Option for Tunisian Tourism? Insights from Djerba. Tourism Management Perspectives. No11. P. 1–9. DOI: 10.1016/j. tmp.2014.02.002

9. Carboni M., Perelli C., Sistu G. 2017. Developing Tourism Products in Line with Islamic Beliefs: Some Insights from Nabeul–Hammamet. The Journal of North African Studies. 22(1). P. 87–108. DOI: 10.1080/13629387.2016.1239078

10. Coulon C. 1999. The Grand Magal in Touba: a Religious Festival of the Mouride Brotherhood of Senegal. African Affairs. 98(391). P. 195–210. DOI: 10.1093/oxfordjournals.afraf. a008007

11. Din K.H. 1989. Islam and Tourism: Patterns, Issues, and Options. Annals of Tourism Research. 16(4). P. 542–563. DOI: 10.1016/0160-7383(89)90008-X

12. El-Gohary H. 2016. Halal Tourism, Is It Really Halal? Tourism Management Perspectives. No19. P. 124–130. DOI: 10.1016/j.tmp.2015.12.013

13. Henderson C.J. 2010. Sharia-compliant Hotels. Tourism and Hospitality Research. 10(3). P. 246–254. DOI: 10.1057/thr.2010.3

14. Henderson J.C. 2009. Islamic Tourism Reviewed. Tourism Recreation Research. 34(2). P. 207–211. DOI: 10.1080/02508281.2009.11081594

15. Henderson J.C. 2016. Halal Food, Certification and Halal Tourism: Insights from Malaysia and Singapore. Tourism Management Perspectives. 19(3). P. 160–164. DOI: 10.1016/j. tmp.2015.12.006

16. Istiak K. 2021. Risk, Uncertainty and the Tourism Sector of North Africa. African Development Review. No33. P. 329–342. DOI: 10.1111/1467-8268.12574

17. Jafari J., Scott N. 2014. Muslim World and Its Tourisms. Annals of Tourism Research. No44. P. 1–19. DOI: 10.1016/j.annals.2013.08.011

18. Junaid J. 2020. Halal-Friendly Tourism and Factors Influencing Halal Tourism. Management Science Letters. No10. P. 1755–1762. DOI: 10.5267/j.msl.2020.1.004

19. Kingsbury K. 2020. Staging Touba: The Performance of Piety. Journal of Religion in Africa. 48(4). P. 312–346. DOI: 10.1163/15700666-12340150

20. Litoing N.N. 2021. Muslim Pilgrimage Traditions in West Africa. DOI: 10.1093/ OBO/9780195390155-0279

21. Munanura I.E., Backman K.F., Sabuhoro E. 2013. Managing Tourism Growth in Endangered Species’ Habitats of Africa: Volcanoes National Park in Rwanda. Current Issues in Tourism. 16(7-8). P. 700–718. DOI: 10.1080/13683500.2013.785483

22. Naudé W.A., Saayman A. 2005. Determinants of Tourist Arrivals in Africa: A Panel Data Regression Analysis. Tourism Economics. 11(3). P. 365–391. DOI: 10.5367/000000005774352962

23. Neveu N. 2010. Islamic Tourism as an Ideological Construction: A Jordan Study Case. Journal of Tourism and Cultural Change. 8(4). P. 327-337. DOI: 10.1080/14766825.2010.521252

24. Olsen D.H. 2015. Religion, Tourism. Jafari J., Xiao H. (eds) Encyclopedia of Tourism. Springer, Cham. DOI: 10.1007/978-3-319-01669-6_158-1

25. Rinschede G. 1992. Forms of Religious Tourism. Annals of Tourism Research. No. 19. P. 51–67. DOI: 10.1016/0160-7383(92)90106-Y

26. Rouland B., Jarraya M. 2020. From Medical Tourism to Regionalism from the Bottom up: Emerging Transnational Spaces of Care between Libya and Tunisia. Journal of Ethnic and Migration Studies. 46(20). P. 4248–4263. DOI: 10.1080/1369183X.2019.1597475

27. Ryan C. 2016. Halal Tourism. Tourism Management Perspectives. No19. P. 121–123. DOI: 10.1016/j.tmp.2015.12.014

28. Sokhna C., Goumballa N., Hoang V.T., Bassene H., Parola P., Gautret P. 2021. The Grand Magal of Touba Was Spared by the COVID-19 Pandemic. International Journal of Infectious Diseases. No105. P. 470–471. DOI: 10.1016/j.ijid.2021.01.006

29. Stephenson M.L. 2014. Deciphering Islamic Hospitality: Developments, Challenges and Opportunities. Tourism Management. No40. P. 155–164. DOI: 10.1016/j.tourman.2013.05.002

30. Vukonic B. 1998. Religious Tourism: Economic Value or an Empty Box? Zagreb International Review of Economics and Business. 1(1). P. 83–93.

31. Woodward S.C. 2004. Faith and Tourism: Planning Tourism in Relation to Places of Worship. Tourism and Hospitality Planning&Development. 1(2). P. 173–186. DOI: 10.1080/1479053042000251089

32. Zamani-Farahani H., Henderson J. 2010. Islamic Tourism and Managing Tourism Development in Islamic Societies: the Cases of Iran and Saudi Arabia. International Journal of Tourism Research. 12(1). P. 79–89. DOI: 10.1002/jtr.741

33. Беккин Р. 2020. Мусульманский банк как историческая категория: опыт создания кредитных учреждений для мусульман в первой половине XX в. Вестник МГИМО Университета. 13(5). С. 149-167.


Рецензия

Для цитирования:


Беккин Р., Шныркова А. Потенциал исламского туризма в Африке. Вестник МГИМО-Университета. 2022;15(1):230-248. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2022-1-82-230-248

For citation:


Bekkin R.I., Shnyrkova A.S. Islamic Tourism in Africa. MGIMO Review of International Relations. 2022;15(1):230-248. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2022-1-82-230-248

Просмотров: 1352


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)