Мультимодальные медийные инструменты популярной геополитики: российская политика в карикатурах зарубежных СМИ
https://doi.org/10.24833/2071-8160-2022-4-85-130-150
Аннотация
В статье на примере политических карикатур о России анализируются возможности использования мультимодальных медийных текстов в качестве инструментов популярной геополитики. Кроме популярной геополитики в качестве теоретических рамок используется концепция С. Холла о пропаганде, рассматривающая текст карикатуры с семиотических позиций. Автор целенаправленно интегрирует теоретические подходы популярной геополитики и пропаганды, так как политические карикатуры не только формируют у читателей медиа стереотипы о политике и международных отношениях, но и выполняют пропагандистские функции, транслируя точку зрения информационной площадки на российскую аудиторию. Эмпирическая база исследования составила 242 политические карикатуры из русскоязычных и англоязычных зарубежных медиа 2020–2021 гг. (период пандемии COVID-19). Политические карикатуры анализируются при помощи экспертной оценки на основе межпредметного классификатора для анализа политических карикатур. Согласно результатам исследования, в зарубежных медиа политические карикатуры о России и российской политике создают два образа России. Первое описание типично для англоязычных карикатур, где Россия предстает, прежде всего, в контексте международных отношений, а персонажем-мишенью становится российский президент. Англоязычные карикатуры чаще ориентированы на жёсткую критику и использование схематических изображений. В русскоязычных карикатурах зарубежных медиа доминирует умеренная критика, среди персонажей-мишеней присутствуют различные представители российского общества. Тематически русскоязычные карикатуры конструируются в контексте внутриполитических проблем России, с интенциональным «негативом» наиболее тесно связана область образования. Именно русскоязычные карикатуры зарубежных медиа обладают наиболее сложным и насыщенным визуальным кодом и «эзоповым языком». Автором обосновывается значимость дальнейшего изучения инструментов популярной геополитики, а также необходимость совершенствования практики создания мультимодальных медийных текстов в логике российского понимания геополитики.
Об авторе
Н. К. РадинаРоссия
Надежда Константиновна Радина – д.полит.н., профессор; профессор кафедры общей и социальной психологии факультета социальных наук
603022, Нижний Новгород, Университетский пер., 7
Список литературы
1. Alves A.M. 2014. Jacques Ellul’s “Anti-Democratic Economy”: Persuading Citizens and Consumers in the Information Society. TripleC. 12(1). P. 169-201. DOI: 10.31269/triplec. v12i1.465
2. Borjabad S.A.F., Ruiz del Olmo F.J. 2020. Arab Political Cartoons and Facebook: Nadia Khiari, Ali Ferzat and Mohammed Sabaaneh. Journal of Communication Inquiry. 75(3). P. 1-23. DOI: 10.1177/0196859920977115
3. Chikaipa V. 2019. Caring Mother or Weak Politician? A Semiotic Analysis of Editorial Cartoon Representations of President Joyce Banda in Malawian Newspapers. Critical Arts. 33(2). P. 14-28. DOI: 10.1080/02560046.2019.1655583
4. Denisova G. 2019. Text Categories of Messages in the Form of a Political Cartoon. SHS Web of Conferences 69. 00031. DOI: 10.1051/shsconf/20196900031
5. Hasanah N., Hidayat D. N. 2020. A Semiotic Analysis of Political Cartoons on the First 100 Days of Anies Baswedan Government. Journal of English Education, Literature, and Culture. 5(2). P. 322-333.
6. Lazari A., Riabov O., Zakowska M. 2019. The Russian Bear and the Revolution: The Bear Metaphor for Russia in Political Caricatures of 1917-1918. Vestnik of Saint Petersburg University. Arts 9. No2. P. 325-345. DOI: 10.21638/spbu15.2019.206
7. Manzoor S., Safdar A., Khan M.A. 2019. Application of Agenda-setting, Framing and Propaganda during News Production Process. Pakistan Social Sciences Review. 3(2). P. 213-228. DOI: 10.35484/pssr.2019(3-II)17
8. Mikhailova T. 2015. A Caricature of the President: Vladimir Putin in Sergei Elkin's Drawings. Zeitschrift für Slavische Philologie. 71(1). P. 175-212.
9. Mullen A., Klaehn J. 2010. The Herman–Chomsky Propaganda Model: A Critical Approach to Analysing Mass Media Behaviour. Sociology Compass. 4(4). P. 215-229. DOI: 10.1111/j.17519020.2010.00275.x
10. Pedro-Carañana J. 2011. The Propaganda Model in the Early 21st Century Part I. International Journal of Communication. No5. P. 1865-1905.
11. Pickering S. 2017. Understanding Geography and War Misperceptions, Foundations, and Prospects. Palgrave Macmillan, New York. 223 p.
12. Rech M.F. 2014. Be Part of the Story: A Popular Geopolitics of War Comics Aesthetics and Royal Air Force Recruitment. Political Geography. No39. P. 36-47. DOI: 10.1016/j. polgeo.2013.07.002
13. Saunders R.A. 2017. Popular Geopolitics and Nation Branding in the Post-Soviet Realm. NewYork: Routledge. 258 p.
14. Semotiuk O. 2019. Russian-Ukrainian Military Conflict in American, German and Ukrainian Political Cartoons: Quantitative and Qualitative Analysis. Visn. Lviv. Univ., Ser. Zhurn. No45. P. 280-290. DOI: 10.30970/vjo.2019.45.10010
15. Shaw A. 2017. Encoding and Decoding Affordances: Stuart Hall and Interactive Media Technologies. Media, Culture & Society. 39(4). P. 592-602. DOI: 10.1177/0163443717692741
16. Аксенов В. 2020. Образы Ленина в визуальной сатире и причины краха антибольшевистской пропаганды. Quaestio Rossica. 8(2). С. 455-472. DOI 10.15826/qr.2020.2.474
17. Балакина Ю. В. 2021. Политическая карикатура в зарубежных медиа. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. No6. С. 95-115. DOI: 10.30547/vestnik. journ.6.2021.95115
18. Вольская Н.Н. 2017. Оценка и ее функции в креолизованном тексте карикатуры. Медиаскоп. No1. URL: http://www.mediascope.ru/2272
19. Иванова А.В. 2018. Функции политической карикатуры о транстихо-океанском партнерстве. Социосфера. No4. С. 222-226.
20. Каверина Н.А., Гретченко А.И., Гретченко А.А. 2019. Современное развитие креативных индустрий в России (опыт столицы и регионов). Вестник СГСЭУ. 1(75). С. 58-65.
21. Кипина М.А., Плотникова М.В., Тулайкина С.С. 2018. Жертва русского медведя: образ Украины во французской политической карикатуре 2014–2018 гг. Сопоставительная лингвистика. No7. С. 26-32.
22. Култышева И.В., Журавская О.С. 2016. Категория комического в репрезентации образа политического врага (на примере политической карикатуры). Политическая лингвистика. 4(58). С. 114-123.
23. Макаров М.Л. 2003. Основы теории дискурса. Москва: ИТДГК «Гнозис». 280 с.
24. Мельников С.С. 2018. Конфликт между Россией и Западом в российской политической карикатуре. Полис. Политические исследования. No2. С. 100-114. DOI: 10.17976/ jpps/2018.02.08
25. Окунев И.Ю. 2012. Критическая геополитика и посткритический сдвиг в исследовательской парадигме геополитики. Культурная и гуманитарная география. 1(2). С. 152-158.
26. Питлёваная Л.Ю. 2016. Эволюция образа России в карикатуре британского журнала «Панч» во время Первой мировой войны: «чужой среди своих» – «чужой». Мировые войны в истории человечества (к 100-летию начала первой и 75-летию начала второй мировых войн). Київ: НІКА-Центр. С. 76-109.
27. Радина Н.К. 2021. Межпредметный классификатор для количественных медиаисследований на материале политических карикатур. Медиаскоп. No3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2723 DOI: 10.30547/mediascope.3.2021.8
28. Рогозинникова Ю.В. 2018. Образы президентов России и США в политической карикатуре. Политическая лингвистика. 2(68). С. 87-100.
29. Свечникова С.В., Алейников С.С. 2019. Образ советского врага в немецкой карикатуре в отражении событий Гражданской войны в Испании 1936–1939 г.г. Ученые записки Орловского государственного университета. 2(83). С. 41-45.
30. Ульянов П.В., Чернышов Ю.Г. 2015. Россия в амбивалентном «образе медведя» (на примере европейских карикатур периода Первой мировой войны). Известия Алтайского государственного университета. Исторические науки и археология. No4/1. С. 259-265. DOI: 10.14258/izvasu(2015)4.1-42
31. Цыкалов Д.Е. 2012. Карикатура как орудие пропаганды в период первой мировой войны. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. История. 1(21). С. 85-90.
32. Эбзеева Ю.Н., Дугалич Н.М. 2018. Методика анализа креолизованного текста политической карикатуры на арабском и французском языках. Вестник РУДН. 23(1). С. 127-133. DOI: 10.22363/2312-9220-2018-23-1-127-133
Рецензия
Для цитирования:
Радина Н.К. Мультимодальные медийные инструменты популярной геополитики: российская политика в карикатурах зарубежных СМИ. Вестник МГИМО-Университета. 2022;15(4):130-150. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2022-4-85-130-150
For citation:
Radina N.K. Multimodal Media Tools of Popular Geopolitics: Russian Politics in Foreign Media Cartoons. MGIMO Review of International Relations. 2022;15(4):130-150. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2022-4-85-130-150