Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

Политика по развитию индийского «Нового космоса»

https://doi.org/10.24833/2071-8160-2022-5-86-113-134

Аннотация

Космическая сфера, как и в период холодной войны, вновь становится ареной международного соперничества. Но на этот раз в споре за лидерство участвуют не только государства, но и коммерческие игроки, формируя феномен так называемого «Нового космоса». Помимо традиционных крупных компаний это также малые и средние инновационные предприятия, включая стартапы-«астропренеры». В числе стран, столкнувшихся с вызовом «Нового космоса», оказалась и Индия, чья космическая индустрия во многих отношениях реализует догоняющую стратегию, и которая лишь сравнительно недавно активизировала рост коммерческого космического сегмента.

Учитывая принципиальное значение государства для поддержки космического сектора, в статье анализируются основные тенденции, факторы и специфика индийской политики в сфере «Нового космоса». Мы используем компаративный анализ для оценки текущего состояния и перспектив развития индустрии и вероятных последствий этого процесса для международных позиций Нью-Дели.
Как показано в работе, в контексте глобальных трендов и учитывая амбициозные внутриэкономические задачи, социальные вызовы, а также геополитические противоречия с КНР, индийское правительство предпринимало целый ряд шагов для развития «Нового космоса» – причём пандемия COVID-19 явно стала катализатором изменений. Благодаря инновационному потенциалу индустрии Индия смогла закрепиться на рынках космических услуг, однако лидерство в сфере «Нового космоса» (в том числе в контексте глобальной экспансии индийских игроков) пока что не удается достичь. Причинами этого являются как ресурсные ограничения, так и государство-центричный подход к развитию индустрии, находящейся на ранней стадии развития. Шансы на прорыв достаточно значимы, но во многом будут определяться комбинацией внешних и внутренних вызовов, стимулирующих рост эффективности национальной политики.

Об авторах

И. В. Данилин
Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук
Россия

Иван Владимирович Данилин – кандидат политических наук, заведующий отделом науки и инноваций

117997, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 23



Э. П. Шавлай
Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук
Россия

Эллина Петровна Шавлай – кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела науки и инноваций

117997, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 23



Список литературы

1. Cornell A. 2011. Five Key Turning Points in the American Space Industry in the Past 20 Years: Structure, Innovation, and Globalization Shifts in the Space Sector. Acta Astronautica 69(11–12). P. 1123–1131. DOI: 10.1016/j.actaastro.2011.05.033

2. Denis G., Alary D., Pasco X., Pisot N., Texier D., Toulza S. 2020. From New Space to Big Space: How Commercial Space Dream is Becoming a Reality. Acta Astronautica. No166. P. 431443. DOI: 10.1016/j.actaastro.2019.08.031

3. Gopalakrishnan V., Rishiraj B. 2022. Unlocking the Potentials of Space Sector in India: The Way Forward. New Space. 10(1). P. 14-19. DOI: 10.1089/space.2021.0040

4. Gopalaswamy B., Kampani G. 2014. India and Space Weaponization: Why Space Debris Trumps Kinetic Energy Antisatellite Weapons as the Principal Threat to Satellite. India Review 13(1). P. 40-57. DOI: 10.1080/14736489.2014.873678

5. Hertzfeld H.R. 2007. Globalization, Commercial Space and Spacepower in the USA. Space Policy. 23(4). P. 210-220. DOI: 10.1016/j.spacepol.2007.09.004

6. Hossain M. 2020. Frugal Innovation: Conception, Development, Diffusion, and Outcome. Journal of Cleaner Production. No262. DOI: 10.1016/j.jclepro.2020.121456

7. Johnson-Freese J., Erickson A.S. 2006. The Emerging China–EU Space Partnership: A Geotechnological Balancer. Space Policy. 22(1). P. 12–22. DOI:10.1016/j. spacepol.2005.11.001

8. Khan Z., Khan A. 2019. Space Security Trilemma in South Asia. Astropolitics. 17(1). P. 4-22. DOI: 10.1080/14777622.2019.1578931

9. Lele A. 2016. Power Dynamics of India’s Space Program. Astropolitics. 14(2-3). P. 120-134. DOI: 10.1080/14777622.2016.1237212

10. Mazzucato M., Robinson DKR. 2017. Co-creating and Directing Innovation Ecosystems? NASA’s Changing Approach to Public-Private Partnerships in Low Earth Orbit. Technological Forecasting and Social Change. No136. P. 1–12. DOI: 10.1016/j.techfore.2017.03.034

11. Misty D. 1998. India’s Emerging Space Program. Pacific Affairs. 71(2). P. 151–174. DOI: 10.2307/2760974

12. Moltz J.C. 2019. The Changing Dynamics of Twenty-First-Century Space Power. Journal of Strategic Security. 12(1). P. 15-43. DOI: 10.5038/1944-0472.12.1.1729

13. Mohanty S. 2022. New Space India and Indian National Space Promotion and Authorization Centre: A Fledgling and Critical Partnership. New Space. 10(1). P. 3-12. DOI: 10.1089/ space.2021.0068

14. Murthi K.R.S., Rao M.K. 2015. India’s Space Industry Ecosystem: Challenges of Innovations and Incentives. New Space. No3. P. 165–171. DOI: 10.1089/space.2015.0013

15. Pardesi M.S. 2015. Is India a Great Power? Understanding Great Power Status in Contemporary International Relations. Asian Security. 11(1). P. 1-30. DOI: 10.1080/14799855.2015.1005737

16. Reddy V.S. 2018. The Space X Effect. New Space. 6(2). P. 125–134

17. Siddiqi A. 2016. Another Global History of Science: Making Space for India and China. BJHS Themes. No1. P. 115-143. DOI: 10.1017/bjt.2016.4

18. Данилин И.В. 2018. НАСА, «астропренёры» и рынки будущего: новые модели инновационной политики США в космической сфере. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 11(2). С. 166–183. DOI: 10.23932/2542-0240-2018-11-2-166183

19. Шавлай Э.П. 2020. Индия как новый «глобальный актор». Восток в меняющемся мире: вызовы, перспективы, решения: коллективная монография. Москва: Институт востоковедения РАН. С. 110–117.

20. Яник А.А. 2019. Космическая трансформация экономики: предвестники и тенденции. Исследования космоса. No12. С. 1–14. DOI: 10.7256/2453-8817.2019.1.31049

21. Камолов С.Г., Миракова Д.А. 2019. Коммерциализация космической деятельности: ключевые тренды современности. Интеллект. Инновации. Инвестиции. No7. С. 52-63. DOI: 10.25198/2077-7175-2019-7-52.

22. Железняков А.Б., Кораблёв В.В. 2016. Частная космонавтика: тенденции и перспективы. Инновации. 7(213). C. 8–13.

23. Пайсон Д.Б. 2016. Феномен компании SpaceX как вызов международному космическому рынку. Исследования космоса. No1. С. 36–50. DOI: 10.7256/2453-8817.2016.1.20451.


Рецензия

Для цитирования:


Данилин И.В., Шавлай Э.П. Политика по развитию индийского «Нового космоса». Вестник МГИМО-Университета. 2022;15(5):113-134. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2022-5-86-113-134

For citation:


Danilin I.V., Shavlay E.P. India’s Policies in Support of the New Space. MGIMO Review of International Relations. 2022;15(5):113-134. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2022-5-86-113-134

Просмотров: 751


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)