Укоренение в российской повседневности начала XVIII в. западноевропейских интеллектуальных практик нового типа (на примере Феофана Прокоповича)
https://doi.org/10.24833/2071-8160-2022-6-87-166-178
Аннотация
В центре данного исследования – взгляды Феофана Прокоповича, уникального православного мыслителя, испытавшего очевидное влияние на формирование его мировоззрения идей протестантского и католического Просвещения. Рассуждая о Просвещении, современная историография акцентирует внимание на многогранности феномена, предпочитая говорить о Просвещениях, в том числе о религиозном, или конфессиональном Просвещении, направленном на переосмысление роли религии и церкви. Религиозное Просвещение было общеевропейским феноменом, охватившим протестантизм, католичество, иудаизм и православие; оно выросло из стремления создать разумную религию, свободную от суеверия и служащую обществу. Интеллектуальное движение религиозного Просвещения стремилось примирить натурфилософию XVII–XVIII вв. с религиозным мировоззрением, одновременно преодолевая крайности религиозного фанатизма, с одной стороны, нигилизма и безбожия – с другой. Процесс формирования новой интеллектуальной среды отмечен сосуществованием и взаимовлиянием самых разных, порой плохо совместимых традиций, их трансформацией и видоизменением.
Всесторонне аргументируя необходимость неограниченного самодержавия в России, Феофан Прокопович в своих сочинениях активно использовал дискурс Просвещения, рассуждая о проблеме происхождения государства, образе правления, границах власти монарха, правах и обязанностях подданных. На примере Феофана Прокоповича мы можем говорить о возникновении и укоренении в российской повседневности интеллектуальных практик нового типа. Интеграция западноевропейских идей и практик в отечественную культуру была неоднозначной, многогранной и зависела от их адаптации к социально-политическому пространству России. Прекрасно знакомый с сочинениями европейских авторов XVII – начала XVIII вв., этот религиозный мыслитель скорее воспринял формальную сторону их рассуждений на общественно-политическую тематику, адаптировал для российской образованной публики концептуальный глоссарий западноевропейского Просвещения, открывавший возможности для того, чтобы по-новому говорить о политике.
Ключевые слова
Об авторе
И. Ю. ХрулёваРоссия
Ирина Юрьевна Хрулёва – кандидат исторических наук, доцент кафедры новой и новейшей истории стран Европы и Америки исторического факультета
119192, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4
Список литературы
1. Edelstein D. 2010. The Enlightenment: A Genealogy. Chicago: University of Chicago Press. 224 p.
2. Eijnatten J. van, ed. 2009. Preaching, Sermon and Cultural Change in the Long Eighteenth Century. Leiden, The Netherlands: Brill. 413 p.
3. Hamburg G.M. 2016. Russia’s Path toward Enlightenment. Faith, Politics, and Reason, 15001801. New Haven, Connecticut: Yale University Press. 912 p.
4. Bradley J.E., van Kley D.K. ed. 2001. Religion and Politics in Enlightenment Europe. University of Notre Dame Press. 424 p.
5. Pocock J.G.A. 2008. Historiography and Enlightenment: A View of Their History. Modern Intellectual History. 5(1). P. 83-96.
6. Sheehan J. 2005. The Enlightenment Bible: Translation, Scholarship, Culture. Princeton, New Jersey: Princeton University Press. 296 p.
7. Sorkin D. 2008. The Religious Enlightenment: Protestants, Jews, and Catholics from London to Vienna. Princeton, New Jersey: Princeton University Press. 360 p.
8. Whittacker C. 2003. Russian Monarchy. Eighteenth-Century Rulers and Writers in Political Dialogue. De Kalb: Nothern Illinois Univ. Press. 320 p.
9. Wirtschafter E.K. 2010. Religion and Enlightenment in Eighteenth-Century Russia: Father Platon at the Court of Catherine II. The Slavonic and East European Review. 88(1/2). Personality and Place in Russian Culture (January/April 2010). P. 180-203.
10. Бугров К.Д. 2020. Провидение и власть: политическая мысль Феофана Прокоповича. Известия УрФУ. Серия 2. Гуманитарные науки. 22(1(196)). С. 99-111.
11. Бугров К.Д., Киселев М.А. 2016. Естественное право и добродетель. Интеграция европейского влияния в российскую политическую культуру XVIII века. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. 480 c.
12. Буранок О.М. 2003. Русская литература XVIII века: Петровская эпоха. Феофан Прокопович. Москва: Флинта. 333 c.
13. Бухаркин П.Е. 2009. Феофан Прокопович и духовно-интеллектуальные движения Петровской эпохи. Христианское чтение. No 9-10. С. 100-121.
14. Винтер Э. 1966. Феофан Прокопович и начало русского Просвещения. XVIII век. Москва, Ленинград. Сб. 7: Роль и значение литературы XVIII века в истории русской культуры. C. 43-46.
15. Гурвич Г.Д. 1915. «Правда воли монаршей» Феофана Прокоповича и ее западноевропейские источники. Юрьев: Тип. К. Маттисена. 111 c.
16. Доронин А.В. (сост.) 2008. «Вводя нравы и обычаи Европейские в Европейском народе». К проблеме адаптации западных идей и практик в Российской империи. Москва: Российская политическая энциклопедия. 255 c.
17. Кулакова И.П. 2014. Российская интеллектуальная традиция XVIII – начала XIX в. Идеи и люди: интеллектуальная культура Европы в Новое время. Под ред. Л.П. Репиной. Москва: Аквилон. С. 382-435.
18. Ничик В.М. 1977. Феофан Прокопович. Москва: Мысль. 192 c.
19. Польской С.В. 2002. Политические идеи Джона Локка в России первой половины XVIII века. Философский век. Альманах 19. Россия и Британия в эпоху Просвещения: Опыт философской и культурной компаративистики. Часть 1. Санкт-Петербург: СанктПетербургский Центр истории идей. С. 107-114.
20. Правда воли монаршей во определении наследника державы своей. 1722. Москва: Моск. тип. С. 31-32.
21. Прокопович Ф. 1760. «Слово в день рождения Господа нашего Иисуса
22. Прокопович Ф. 1765 Слова и речи поучительныя, похвальныя и поздравительныя. Ч. III. Санкт-Петербург.
23. Прокопович Ф. 1961а. Слово в неделю осмуюнадесять, сказанное во время присутствия его царского величества, по долгом странствии возвратившагося. Сочинения. Под ред. И.П. Еремина. Москва.
24. Прокопович Ф. 1961б. Сочинения. Под ред. И.П. Еремина. Москва.
25. Пуфендорф С. 1721. О должностях человека и гражданина по закону естественному.
26. Санкт-Петербург.
27. Смилянская Е.Б. 2004. «Суеверие» и рационализм властей и подданных в России в XVIII в. Европейское просвещение и цивилизация России. Под ред. С.Я. Карпа, С.А. Мезина. Москва: Наука. C. 204-211.
28. Соловьёв К.А. 2015. Образы русской истории в ораторской прозе Феофана Прокоповича. Христианское чтение. No5. С. 97-120.
29. Цапина О.А. 2004. Православное просвещение – оксюморон или историческая реальность? Европейское просвещение и цивилизация России. Под ред. С.Я. Карпа, С.А. Мезина. Москва: Наука. C. 301-313.
Рецензия
Для цитирования:
Хрулёва И.Ю. Укоренение в российской повседневности начала XVIII в. западноевропейских интеллектуальных практик нового типа (на примере Феофана Прокоповича). Вестник МГИМО-Университета. 2022;15(6):166-178. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2022-6-87-166-178
For citation:
Khruleva I.Yu. Western European Intellectual Practices of a New Type in Russian Everyday Life at Early 18th Century (case of Feofan Prokopovich). MGIMO Review of International Relations. 2022;15(6):166-178. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2022-6-87-166-178