Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

Трансформация доктрины внешней культурной политики Франции на рубеже веков

https://doi.org/10.24833/2071-8160-2014-1-34-235-241

Аннотация

Данная тема рассматривается в статье через призму корректив, вносившихся во внешнюю культурную политику сменявшимися во Франции начиная с 1980-х гг. правительствами социалистов и правых партий. Современная концепция культурной дипломатии Франции сложилась в результате длительной исторической эволюции в рамках традиционной политики её властей, направленной на защиту культурной самобытности и национальных интересов своей страны. С момента зарождения в Средние века в виде волевых актов просвещённых монархов, а затем президентов Французской Республики и даже после учреждения в 1959 г. первого министерства по делам культуры во главе с видным литератором и публицистом Андре Мальро эта концепция никогда не получала оформления в виде официального программного документа. Это произошло только в 1983 г. при определённых исторических условиях в виде документа под названием «Внешний культурный проект Франции», принятый правительством социалистов. С этого времени, условно говоря, доктринально можно выделить три стержневых идеи французской культурной деятельности за рубежом: культурное «сияние», культурная исключительность и культурное многообразие. В послевоенный период, прежде всего благодаря подъёму «здорового» национализма, олицетворяемого генералом и президентом де Голлем, во французском обществе постепенно крепла и приобретала новые параметры прежняя вера в «особое историческое призвание» французской нации. Этот «новый мессианизм» взял на вооружение такие идеи, как право народов на самоопределение, равенство, свободу от угнетения, социальную справедливость, международную солидарность, сотрудничество в деле защиты прав человека и демократии. Идеи французского мессианизма и культурного «сияния» легли в основу политики франкофонии, которая зародилась в 1960-х гг. не только в качестве бастиона защиты французских политических интересов, но и в качестве гуманистического противовеса политике стандартизации и вульгаризации национальной культуры на англо-саксонский манер.

Об авторе

С. И. Косенко
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия


Список литературы

1. Projet culturel extérieur de la France. Documentation française. Paris, 1983

2. Histoires de diplomatie culturelle des origines à 1995. La Documentаtion française, Paris, 1995.

3. Les Relations culturelles extérieures. Rapport au ministre des Affaires étrangères par Jacques Rigaud. La Documentation française, Paris, 1979

4. Jacques Rigaud. La Culture pour vivre, Editions Gallimard, Paris, 1975.

5. Albert Salon. L'action culturelle de la France dans le monde. Editions Fernand Nathan, Paris, 1983.


Рецензия

Для цитирования:


Косенко С.И. Трансформация доктрины внешней культурной политики Франции на рубеже веков. Вестник МГИМО-Университета. 2014;(1(34)):235-241. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2014-1-34-235-241

For citation:


Kosenko S.I. Transformation of the French external cultural policy concept at the turn of the century. MGIMO Review of International Relations. 2014;(1(34)):235-241. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2014-1-34-235-241

Просмотров: 1175


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)