Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

Основы проектирования сетевой модели русских международных школ

https://doi.org/10.24833/2071-8160-2023-4-91-34-55

Аннотация

Образование – один из инструментов внешней политики России, направленный на развитие гуманитарного сотрудничества. В настоящее время основной акцент делается на экспорт высшего профессионального образования, а значение экспорта общего образования недооценивается. Меры государственной поддержки существующих русских зарубежных школ согласно концепции «Русская школа за рубежом» и «Основным направлениям политики России в области международного культурно-гуманитарного сотрудничества» направлены, прежде всего, на русскоговорящих соотечественников и практически не ориентированы на широкие слои населения иностранных государств. В то же время в Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом от 5 сентября 2022 г. прямо говорится о необходимости расширении сети русских школ за рубежом. В качестве кейса, который может стать модельным для решения поставленной задачи, в статье рассматривается проект организации сети русских международных школ, ориентированных на иностранных граждан, в формате консорциума. Особое внимание уделяется социально-политическим, методологическим и организационно-педагогическим основам проектирования.

Об авторах

В. А. Ясвин
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия

Витольд Альбертович Ясвин – доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор, заведующий межфакультетской кафедрой образовательных систем и педагогических технологий

143007 Российская Федерация, Московская область, г. Одинцово, ул. Новоспортивная, д. 3



Р. И. Котов
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия

Роман Игоревич Котов – советник ректората, руководитель педагогических программ межфакультетской кафедры образовательных систем и педагогических технологий

119454 Российская Федерация, Москва, проспект Вернадского, д. 76



И. С. Демаков
Горчаковский лицей МГИМО МИД России
Россия

Илья Сергеевич Демаков – директор Горчаковского лицея

143007 Российская Федерация, Московская область, г. Одинцово, ул. Новоспортивная, д. 3



А. С. Хромых
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия

Александр Станиславович Хромых – кандидат исторических наук, доцент, специалист по учебно-методической работе первой категории межфакультетской кафедрой образовательных систем и педагогических технологий

143007 Российская Федерация, Московская область, г. Одинцово, ул. Новоспортивная, д. 3



Список литературы

1. Bartlett L., Mendenhall M., Ghaffar-Kucher A. 2017. Culture in Acculturation: Refugee Youth's Schooling Experiences in International Schools in New York City. International Journal of Intercultural Relations. No60. P. 109-119. DOI: 10.1016/j.ijintrel.2017.04.005

2. Hammad W., Shah S. 2018. Dissonance between the «International» and the Conservative «National»: Challenges Facing School Leaders in International Schools in Saudi Arabia. Educational Administration Quarterly. 54(5). P. 747-780. DOI: 10.1177/0013161x18785864

3. Hayden M. 2011. Transnational Spaces of Education: The Growth of the International School Sector. Globalisation, Societies and Education. 9(2). P. 211-224. DOI: 10.1080/14767724.2011.577203

4. Hill I. 2007. International Education as Developed by the International Baccalaureate Organization. Hayden M, Levy J and Thompson J (eds). The Sage Handbook of Research in International Education. London: Sage. P. 25–37. DOI: 10.4135/9781848607866.n3

5. Hughes C. 2020. International Schools and Global Citizenship Education. Global Citizenship Education Critical and International Perspectives. Р. 177-191. DOI: 10.1007/978-3-030-44617-8_13

6. Morette M.-T. 1948. Méthodes d'éducation à la paix. Genève: École internationale de Genève. 22 s.

7. Muthiah V., Adams D., Abdullah Z. 2021. Teachers’ Organizational Commitment in International Schools: Does Distributed Leadership Make a Difference? Malaysian Online Journal of Educational Management. 9(2). P.1-17.

8. Poole A. 2020. Constructing International School Teacher Identity from Lived Experience: A Fresh Conceptual Framework. Journal of Research in International Education. 19(2). Р. 155-171. DOI: 10.1177/1475240920954044

9. Sagun S., Corlu M.S. 2014. Resolving the Dilemma of International School Curriculum: The Case of Biology. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 10(2). Р. 153158. DOI: 10.12973/eurasia.2014.1026a

10. Song J.J. 2013. For Whom the Bell Tolls: Globalisation, Social Class and South Korea's International Schools. Globalisation, Societies and Education. 11(1). P. 136-159. DOI: 10.1080/14767724.2012.750476

11. Suresh Babu S., Mahajan A. 2021. Branding an «Inter’national School»: Fusing «Indian Values» with a Global Diploma. International Studies in Sociology of Education. 30(3). P. 287-305. DOI: 10.1080/09620214.2020.1853589

12. Weenink D. 2008. Cosmopolitanism as a Form of Capital: Parents Preparing Their Children for a Globalizing World. Sociology. 42(6). P. 1089–1106. DOI: 10.1177/0038038508096935

13. Амиров Р.А. 2018. Экспорт образовательных услуг как важнейший фактор повышения конкурентоспособности и экономического развития страны. Управленческое консультирование. 8(116). С. 71-81.

14. Арефьев А.Л. 2014. Российская высшая школа на международном рынке образования. СОТИС – социальные технологии, исследования. 4(66). С. 30-41.

15. Балясникова Л.А., Бордовский Г.А. 2017. Ассоциированные школы ЮНЕСКО: социальное партнёрство и внеурочная деятельность. Отечественная и зарубежная педагогика. 1(1(35)). С. 130-141.

16. Бемер Г. Иезуиты. Ли Г.Ч. Инквизиция. 1999. Санкт-Петербург: Полигон. 1248 с. Богатуров А.Д. 2006. Лидерство и децентрализация в международной системе. Международные процессы. 4(3(12)). С. 5-15.

17. Борисенков В.П. 2017. Продвижение российского образования за рубежом. В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко, О.Д. Федотова. Мир науки. 5(6). С. 1-8.

18. Григорьян Я.Г. 2016. Требования к профессиональной компетентности учителей международного бакалавриата. Инновации в образовании. No 11. С. 29-41.

19. Делор Ж. 1996. Образование: сокрытое сокровище (Learning: The Treasure Within). Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века. Москва: Издательство ЮНЕСКО. 31 с.

20. Должикова А.В. 2021. Российские университеты – Русской школе за рубежом: обзор лучших практик. Русская школа за рубежом: сборник докладов конференции. Берлин, 28–30 октября 2021 г. Москва: РУДН. С. 21-24.

21. Запрометова Е.С. 2020. Чтение в обучении русскому языку детей-билингвов, проживающих за рубежом. Русский язык за рубежом. 6(283). С. 104-113. DOI: 10.37632/ PI.2020.283.6.015

22. Захарова М.Б. 2018. Типы и формы сетевого взаимодействия в системе образования. Ярославский педагогический вестник. No3. С. 8-13. DOI: 10.24411/1813-145X-2018-10061

23. Зиннатуллина З.Р., Попп И.С., Попп И.А. 2018. Продвижение русского языка за рубежом через реализацию международных молодежных проектов: практикоориентированный подход. Педагогическое образование в России. No12. С. 29-33. DOI: 10.26170/po18-12-05

24. Каракозов С.Д., Митрофанов К.Г. 2011. Сетевая организация образования: тенденции и перспективы. Барнаул: АлтГПА. 171 с.

25. Кидрасова А.А. 2020. Организация работы учебных заведений иезуитов и роль образования в жизни ордена в XVI-XVII веках. Мир Евразии: от древности к современности. сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. С. 93-98.

26. Ковалёва Д.М. 2014. «Мягкая сила» образования как средство установления культурных связей и достижения политических целей. Россия и Восток: культурные связи в прошлом и настоящем. Материалы Международной научной конференции (IX Колосницынские чтения). ФГАОУ ВПО Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина; НОУ ВПО Гуманитарный университет. Ответственный редактор Е.И. Рабинович. Екатеринбург.

27. Косевич А.В., Кожина В.О. 2016. К вопросу повышения конкурентоспособности России на мировом рынке образовательных услуг. Вестник международного института экономики и права. 1(22). С. 91-98.

28. Паршин П.Б. 2013. Проблематика «мягкой силы» во внешней политике России. Аналитические доклады. Институт международных исследований МГИМО (У) МИД России. Выпуск 1(36).

29. Сурудина Е.А. 2018. Тенденции развития зарубежного образования. Москва: Центр новых технологий. 177 с.

30. Торкунов А.В. 2012. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России. Вестник МГИМО-Университета. 4(25). С. 85-93. DOI: 10.24833/20718160-2012-4-25-85-93

31. Торкунов А.В. 2017. Российские вузы в процессе интернационализации. Международные процессы. 15(1(48)). С. 6-12. DOI: 10.17994/IT.2017.15.1.48.2

32. Фадель Ч., Бялик М., Триллинг Б. 2018. Четырёхмерное образование: Компетенции, необходимые для успеха. Москва: Точка. 240 с.

33. Ходунова Т.Н. 2021. Педагогическая деятельность ордена иезуитов. Молодёжь XXI века: шаг в будущее. Материалы XXII региональной научно-практической конференции. Благовещенск. С. 56-57.

34. Черников М.В. 1996. Самоорганизующиеся системы: методологические подходы и проблемы управления. Общество и человек: пути самоопределения. Санкт-Петербург: Петрополис. С. 72-86.

35. Шмонин Д.В. 2002. «Ratio studiorum» и парадоксы иезуитского образования. Записки Горного института. Т. 152. С. 266-268.

36. Шнейдер М.Я. 2005. Оценка качества образования в школах международного бакалавриата. Вопросы образования. No1. С. 199-225.

37. Шнейдер М.Я., Корабельщикова Л.А. 2006. Международный бакалавриат: модель, работающая и в России. Экономические стратегии. 8(5-6(47-48)). С. 116-123.

38. Щебельская Э.Г. 2016. Типология условий управления сетевым образовательным взаимодействием в системе образования. Вестник ТОГИРРО. 1(33). С. 57–60.

39. Ясвин В.А. 2019. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. Москва: Народное образование. 448 с.

40. Ясвин В.А. 2021. Актуальное образование: опыт разработки концепций и проектов. Москва: Традиция. 276 с.


Рецензия

Для цитирования:


Ясвин В.А., Котов Р.И., Демаков И.С., Хромых А.С. Основы проектирования сетевой модели русских международных школ. Вестник МГИМО-Университета. 2023;16(4):34-55. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2023-4-91-34-55

For citation:


Yasvin V.A., Kotov R.I., Demakov I.S., Khromykh A.S. Designing a Network Model for the Russian International Schools. MGIMO Review of International Relations. 2023;16(4):34-55. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2023-4-91-34-55

Просмотров: 567


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)