Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

Индивидуальные образовательные траектории в вузах России и Великобритании: теоретические аспекты

https://doi.org/10.24833/2071-8160-2015-3-42-128-133

Аннотация

Автор статьи обращает внимание на требование выстраивания и реализации индивидуальных образовательных траекторий студентов в педагогической практике университетов, зафиксированное в Федеральном законе об образовании и ФГОС ВПО третьего поколения. В статье представлен обзор различных подходов к определению понятия «индивидуальная образовательная траектория», а также краткий обзор существующих в отечественной литературе понятий, близких к этому понятию. На основе осуществлённого анализа автор формулирует своё рабочее определение понятия «индивидуальная образовательная траектория». Интерес представляет опыт Великобритании в решении проблемы индивидуализации, закреплённый в понятии «планирование индивидуального развития». Содержание этого понятия раскрывается через совокупность действий, среди которых: планирование, осуществление деятельности, фиксация опыта, его анализ и оценивание, использование полученных в рефлексии знаний и понимания как себя самого, так и своих образовательных возможностей для планирования дальнейших действий. В заключении сопоставляется содержание понятий «индивидуальная образовательная траектория» и «планирование индивидуального развития». Подчёркивается важность изучения опыта Великобритании в решении проблем индивидуализации образовательного процесса в университете, который намного больше, чем в вузах России. Для российской высшей школы это новое явление. Поэтому российским вузам следует подумать об интеграции накопленного опыта Великобритании либо внедрения отдельных элементов PDP в процесс обучения в высшей школе (например, системы тьюторского сопровождения). Это может помочь вузам России индивидуализировать процесс обучения в высшей школе, а также свести к минимуму сложности в организации ИОТ студентов.

Об авторе

Н. Ю. Шапошникова
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия


Список литературы

1. Гаязов А.С. Индивидуальные траектории образования личности [Электронный ресурс] / А.С. Гаязов // Режим доступа: http://www.raop.ru/index.php?id=878

2. Гончарова Е.В. Организация индивидуальной образовательной траектории обучения бакалавров [Текст] / Е.В. Гончарова, Р.М. Чумичева // Вестник НГГУ. - 2012. - № 2. - С. 3-11.

3. Ковалёва Т.М. Профессия «тьютор» [Текст] / Т.М. Ковалёва, Е.И. Кобыща, С.Ю. Попова (Смолик), А.А. Теров, М.Ю. Чередилина - М.-Тверь: «СФК-офис», 2012. - 246 с.

4. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2974

5. Тимошина Т.А. Концепция выстраивания индивидуальной образовательной траектории студента [Текст] / Т.А. Тимошина //Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: Материалы Международной научно-практической конференции, 7-9 октября 2010 г. / под ред. Л.А. Байковой, Н.А. Фоминой, А.Н. Сухова; РГУ имени С.А. Есенина. - Рязань, 2010. - С. 315-320.

6. ФГОС ВПО третьего поколения (специалитет) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://window.edu.ru/recommended/45

7. Цыплакова С.А. Профессиональная подготовка студентов в рамках ФГОС ВПО третьего нового поколения [Электронный ресурс] / С.А. Цыплакова //Современные научные исследования и инновации. - Май 2012. - № 5 // Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2012/05/12407

8. British Council: Education and Training. British Council Personal Development Portfolio: Background Notes for Tutors [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.britishcouncil.org/languageassistants-tutors-pdp-2.htm

9. East, R. A Progress Report on Progress Files: The experience of one higher education institution [Текст] / R. East //Active Learning in Higher Education. - July 2005. - vol. 6 (2). - P. 160-171.

10. Jackson, N. PDP and Self-Regulation [Электронный ресурс] / N. Jackson // Режим доступа: http://www.normanjackson.co.uk/pdp.html

11. The Higher Education Academy. Learning and Employability: Personal development planning and employability [Текст] / the series editor is Professor Mantz Yorke - York: The Higher Education Academy, 2009. - 100 p.

12. The Learning and Teaching Enhancement Unit. A Policy on Personal Development Planning [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.canterbury.ac.uk/Support/learning-teaching-enhancement-unit/Policy/PersonalDevelopmentPlanning.aspx

13. The Quality Assurance Agency for Higher Education. Personal development planning: guidance for institutional policy and practice in higher education [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.qaa.ac.uk/Publications/InformationAndGuidance/Pages/Personal-development-planning-guidance-for-institutional-policy-and-practice-in-higher-education.aspx


Рецензия

Для цитирования:


Шапошникова Н.Ю. Индивидуальные образовательные траектории в вузах России и Великобритании: теоретические аспекты. Вестник МГИМО-Университета. 2015;(3(42)):128-133. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2015-3-42-128-133

For citation:


Shaposhnikova N.Y. Individual Educational Paths in the Universities of Russia and Great Britain: Theoretical Aspects. MGIMO Review of International Relations. 2015;(3(42)):128-133. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2015-3-42-128-133

Просмотров: 1627


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)