Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

Роль Фонда ИБСА в политике помощи развитию стран-членов ИБСА и БРИКС

https://doi.org/10.24833/2071-8160-2024-1-94-113-134

Аннотация

Фонд ИБСА (IBSA Fund), отмечающий своё 20-летие в 2024 году, с 2004 года реализовал десятки проектов по линии Юг-Юг в 34 государствах. Деятельность данного трансрегионального объединения в условиях тренда гуманитаризации мировой политики представляет значительный исследовательский интерес. Цель статьи – путём анализа кейсов получения помощи в целях развития и сотрудничества по линии Юг-Юг в рамках ИБСА определить мотивацию выбора партнёров по проектам Фонда, влияние стран-членов группы на выбор реципиентов, а также возможные преимущества подключения к формату России и Китая как участников БРИКС и Нового банка развития. Авторы анализируют структуру, механизмы и приоритеты проектов ИБСА, сопоставляя их с проектами Нового банка развития, выявляют их ключевые особенности и оценивают сложившиеся различия и проблемы. Исследование опирается на релизы и отчеты агентств развития, базы данных AidData и электронные базы данных по сотрудничеству внутри группы ИБСА и её Фонда. В настоящее время Фонд ИБСА остаётся дополнительным инструментом сотрудничества государств-членов объединения в целях развития. Выбор партнёров по проекту во многом мотивирован национальными интересами государств ИБСА. В контексте возможного сотрудничества Фонда ИБСА и Нового банка развития оба учреждения разделяют «дух развития» и цели, основанные на принципах равноправного партнёрства и стандартах устойчивого развития. В то же время существует несколько принципиальных отличий в их деятельности: различные условия сотрудничества в целях развития, доля кредитов vs. грантов в структуре помощи, география проектов (значительно более широкая в случае Фонда ИБСА). Вместе с тем, учитывая схожесть интересов России и Китая со странами ИБСА в области политики помощи развитию, их подключение к деятельности Фонда становится возможным и может принести дополнительные преимущества, в том числе в части роста финансирования проектов.

Об авторах

В. А. Дмитриева
Московский государственный институт международных отношений (университет)
Россия

Валентина Андреевна Дмитриева – аспирант кафедры мировых политических процессов

119454, Москва, проспект Вернадского 76.



Д. А. Кузнецов
Московский государственный институт международных отношений (университет)
Россия

Денис Андреевич Кузнецов – кандидат политических наук, доцент кафедры мировых политических процессов

119454, Москва, проспект Вернадского 76.



Список литературы

1. Abdenur A.E., Folly M., Moura K., Jordão S.A.S., Maia P. 2014. The BRICS and the South Atlantic: Emerging arena for South–South cooperation. South African Journal of International Affairs, 21(3): 303-319. https://doi.org/10.1080/10220461.2014.972442

2. Alden C., le Pere G. 2023. Southern Multilateralism from IBSA to NDB: Synergies, Continuities and regional options. Global Policy, Early View Article. P. 1-9. https://doi.org/10.1111/1758-5899.13246

3. Appe S. 2017. Civil Society Organizations in a Post-Aid World: New trends and observations from the Andean region. Public Administration and Development, 37(2): 122-135. https://doi.org/10.1002/pad.1787

4. Arkhangelskaya A.A. 2012. IBSA – past? BRICS – future? In: Africa: new gate to globalisation. Yearbook. Moscow: Peoples’ Friendship University of Russia. P. 155-166.

5. Asmus-Bluhm G., Eichenauer V.Z., Fuchs A., Parks B. 2024. Does India Use Development Finance to Compete with China? A Subnational Analysis. Journal of Conflict Resolution, Online First. P. 1-28. https://doi.org/10.1177/00220027241228184

6. Barnett M. 2011. Empire of Humanity: A History of Humanitarianism. Ithaca: Cornell University Press.

7. Bhattacharya D., Rashmin R. 2020. Financial Flows from China and India: How concessional are they? Forum for Development Studies, 47(1): 181-199. https://doi.org/10.1080/08039410.2019.1672780

8. Borzova A.U. 2015. The Role of the Brazilian Cooperation Agency in Promoting South-South Cooperation. International Organisations Research Journal, 10(3): 156-169. https://doi.org/10.17323/1996-7845-2015-03-156

9. Burges S.W. 2014. Brazil’s International Development Co-operation: old and new motivations. Development Policy Review, 32(3): 355-374. https://doi.org/10.1111/dpr.12059

10. Chanana D. 2009. India as an Emerging Donor. Economic and Political Weekly, 44(12): 11-14.

11. Cooper A.F., Cannon B.J. 2023. The United Arab Emirates and the New Development Bank: Mutual Interests and first-mover advantages. Global Policy, Early View Article. P. 1-9. https://doi.org/10.1111/1758-5899.13249

12. Dal E.P., Dipama S. 2019. G20 Rising Powers’ Status Seeking through Social Creativity: the case of south-south development cooperation. South African Journal of International Affairs, 26(4): 663-684. https://doi.org/10.1080/10220461.2019.1697737

13. de la Fontaine D. 2013. Neue Dynamiken in der süd-süd-kooperation: Indien, Brasilien und südafrika als emerging donors. Springer VS. https://doi.org/10.1007/978-3-531-19318-2 (in German).

14. de Renzio P., Seifert J. 2014. South–South Cooperation and the Future of Development Assistance: Mapping Actors and options. Third World Quarterly, 35(10): 1860-1875. https://doi.org/10.1080/01436597.2014.971603

15. Deych T. 2015. BRICS Regional Policy in Africa. International Organisations Research Journal, 10(2): 206-228. https://doi.org/10.17323/1996-7845-2015-02-206

16. Dreher A., Nunnenkamp P., Thiele R. 2011. Are ‘New’ Donors Different? Comparing the Allocation of Bilateral Aid between nonDAC and DAC Donor Countries. World Development, 39(11): 1950-1968. https://doi.org/10.1016/j.worlddev.2011.07.024

17. Flemes D. 2009. India-Brazil-South Africa (IBSA) in the New Global Order. International Studies, 46(4): 401-421. https://doi.org/10.1177/002088171004600402

18. Guo S., Sun Y., Demidov P. 2020. The Role of BRICS in International Development Assistance. International Organisations Research Journal, 15(2): 125-140. https://doi.org/10.17323/19967845-2020-02-06

19. Habib A. 2009. South Africa’s Foreign Policy: Hegemonic Aspirations, Neoliberal Orientations and Global Transformation. South African Journal of International Affairs, 16(2): 143-159. https://doi.org/10.1080/10220460903265857

20. Hall A. 2018. South-South Cooperation for Social Development: Brazil and Africa Examined. In: The Oxford Handbook of the Brazilian Economy. Oxford: Oxford University Press. P. 535551. https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780190499983.013.27

21. Husar J. 2016. Framing Foreign Policy in India, Brazil and South Africa: On the Like-Mindedness of the IBSA States. Springer Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-319-28715-7

22. Jing Y., Mendez A., Zheng Y., eds. 2020. New Development Assistance: Emerging Economies and the new landscape of Development Assistance. Palgrave Macmillan Singapore. https://doi.org/10.1007/978-981-13-7232-2

23. Kuznetsov D.A. 2023. Transregional Integration amid Megatrends. In: Megatrends of World Politics: Globalization, Integration and Democratization. Abingdon; New York: Routledge. P. 47-53. Manning R. 2006. Will ‘Emerging Donors’ Change the Face of International Cooperation? Development Policy Review, 24(4): 371-385. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-7679.2006.00330.x

24. Mol R., Singh B., Chattu V.K., Kaur J., Singh B. 2022. India’s Health Diplomacy as a Soft Power Tool towards Africa: Humanitarian and Geopolitical Analysis. Journal of Asian and African Studies, 57(6): 1109-1125. https://doi.org/10.1177/00219096211039539

25. Paulo S., Reisen H. 2010. Eastern Donors and Western Soft Law: Towards a DAC Donor Peer Review of China and India? Development Policy Review, 28(5): 535-552. https://doi.org/10.1111/j.1467-7679.2010.00497.x

26. Pinto R.F. 2020. International Development Assistance: A Case Study of Brazil, a Member of the BRICS. In: International Development Assistance and the BRICS. Palgrave Macmillan Singapore. P. 59-87. https://doi.org/10.1007/978-981-32-9644-2_4

27. Prakash T. 2023. India’s Foreign Aid to the Pacific: A Strategic Tool of Cooperation? In: Global India: The pursuit of influence and status. Abingdon; New York: Routledge. P. 191-207.

28. Puppim de Oliveira J.A., Jing Y., eds. 2020. International Development Assistance and the BRICS. Palgrave Macmillan Singapore. https://doi.org/10.1007/978-981-32-9644-2

29. Reis da Silva A.L, Pérez J.O. 2019. Lula, Dilma, and Temer: The Rise and Fall of Brazilian Foreign Policy. Latin American Perspectives, 46(4): 169-185. https://doi.org/10.1177/0094582X19846521

30. RIS (Research and Information System for Developing Countries). 2008. Trinity of the South: Potential of India-Brazil-South Africa (IBSA) partnership. New Delhi: Academic Foundation.

31. Sato J., Shiga H., Kobayashi T., Kondoh H. 2011. “Emerging Donors” from a Recipient Perspective: an institutional analysis of foreign aid in Cambodia. World Development, 39(12): 20912104. https://doi.org/10.1016/j.worlddev.2011.04.014

32. Simplicio F., Jardim C.A. 2021. Development Finance: The IBSA Fund and Development Impact Bonds. In: India–Africa Partnerships for Food Security and Capacity Building. Cham: Palgrave Macmillan. P. 339-358. https://doi.org/10.1007/978-3-030-54112-5_16

33. Stuenkel O. 2014. India-Brazil-South Africa dialogue forum (IBSA): the rise of the global south? Routledge.

34. Suchodolski S.G., Demeulemeester J.M. 2018. The BRICS Coming of Age and the New Development Bank. Global Policy, 9(4): 578-585. https://doi.org/10.1111/1758-5899.12600

35. Tierney M.J., Nielson D.L. Hawkins D.G., Timmons Roberts J., Findley M.G., Powers R.M., Parks B., Wilson S.V., Hicks R.L. 2011. More Dollars than Sense: Refining Our Knowledge of Development Finance Using AidData. World Development, 39(11): 1891-1906. https://doi.org/10.1016/j.worlddev.2011.07.029

36. Tokatlian J.G., ed. 2007. India, Brasil y sudáfrica: El Impacto de las nuevas potencias regionales. Buenos Aires: Libros del Zorzal. (In Spanish).

37. Vaz A.C., ed. 2006. Intermediate states, regional leadership and security: India, Brazil and South Africa. Brasilia: Editora UnB.

38. Villares F., ed. 2006. India, Brazil and South Africa: Perspectives and Alliances. Sao Paolo: Editora UNESP.

39. Кузнецов Д.А., ред. 2020. Практика современной гуманитарной дипломатии. М.: Эдитус, 2022. 206 с.Кузнецов Д.А. 2020. Сетевая текстура мировой политики: трансрегионализм БРИКС. Мировая экономика и международные отношения, 64(11): 124-131. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2020-64-11-124-131

40. Лебедева М.М. 2021. Гуманитаризация мировой политики. Полис. Политические исследования. № 4. С. 76-87. https://doi.org/10.17976/jpps/2021.04.07

41. Тюлебеков Т.Б., Нечаева Е.Л. 2020. Создание Нового банка развития как интегрирующего механизма стран БРИКС. Вecтник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Серия: Политические науки. Регионоведение. Востоковедение. Тюркология. № 4. С. 149-156. https://doi.org/10.32523/2616-6887/2020-133-4-149-156


Рецензия

Для цитирования:


Дмитриева В.А., Кузнецов Д.А. Роль Фонда ИБСА в политике помощи развитию стран-членов ИБСА и БРИКС. Вестник МГИМО-Университета. 2024;17(1):113-134. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2024-1-94-113-134

For citation:


Dmitrieva V.A., Kuznetsov D.A. The Role of the IBSA Fund in Foreign Aid Policies of IBSA and BRICS Member States. MGIMO Review of International Relations. 2024;17(1):113-134. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2024-1-94-113-134

Просмотров: 532


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)