Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

Школьная история как инструмент формирования политического сознания современной Франции

https://doi.org/10.24833/2071-8160-2015-6-45-146-154

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается отношение правящей в современной Франции элиты к преподаванию истории в школе, как основному методу формирования политического сознания и мировоззрения новых подрастающих поколений. Для достижения этих целей используется комплекс научных и политических методов. Программы по истории постоянно изменяются, отражая общеполитическую борьбу во французском обществе, участники которой ищут в истории аргументы в поддержку свои хпозиций. В этой связи, вокруг программ периодически возникает острая полемика, а сами они при каждом изменении представляют собой компромисс. Политический подход заключается в формировании государственной точки зрения на историю, зафиксированной в программах, обязательных к изучению в школах. Программы содержат тщательно отобранный набор тем, фактов и персоналий, подлежащих изучению. Кроме этого, внутриполитическая борьба идёт не только по поводу формы, но и содержания. В частности, уже в течение ряда лет в программе присутствует отдельная тема «Ислам», но нет, например, темы «Христианство». Однако, сторонники сохранения изучения христианского вклада в историю и культуру Франции сохраняют обширный соответствующий материал, включённый в целый ряд самых разных тем, не посвящённых непосредственно христианству. Информационный подход к образованию заключается в том, что ресурсы психики ученика и его учебного времени весьма ограничены. Формально провозглашена свобода школьного преподавателя обращаться к историческим источникам и даже в широких рамках интерпретировать их. Однако наличие программы и ограниченное время на её изучение в сочетании с ответственностью учителя за результаты своей работы, проверяемые на экзаменах, фактически не оставляет ему времени на изучение другого материала, выходящего за рамки официальной программы.

Об авторе

Н. В. Литвак
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия


Список литературы

1. Глаголев В.С. Особенности трансляции учебной информации в вузах российской провинции и американской «глубинки» (компаративные аспекты). Провинциальный мегаполис в современном информационном обществе. Челябинск: Энциклопедия, 2010. С. 74-79.

2. Литвак Н.В. Информационный подход к определению межкультурной коммуникации / Межкультурная коммуникация: современная теория и практика. Материалы VII Конвента РАМИ сентябрь 2012 г. - М.: ЗАО Издательство «Аспект Пресс», 2012. С. 274-282.

3. Литвак Н.В. Современные концепции информационного общества. Учеб. пос. - М.: МГИМО (У), 2013.

4. Литвак Н.В. Школа: между инструментами и смыслами / Дети и общество: социальная реальность и новации. Сборник докладов на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Российское общество социологов. 2014. С.151-158.

5. Медведева С.М. Влияние социальной памяти россиян на их представления об идеальной власти. / С.М. Медведева // Философско-литературный журнал Логос. 2003. № 4-5.

6. Силантьева М.В. Николай Бердяев, экзистенциальная диалектика и всеобщая виртуализация сознания в XXI веке // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 2004. № 3. С. 30-42.

7. Battaglia, M., Floc'h, B., Graveleau, S. « L’idée de vouloir faire de l’histoire un “roman national” est dérangeante» // Le Monde, 12.05.2015 Available at: http://www.lemonde.fr/education/article/2015/05/13/l-idee-de-vouloirfaire-de-l-histoire-un-roman-national-est-derangeante_4632542_1473685.html (Accessed 18 May 2015)

8. Bloch, M. «L’ histoire est la science des hommes dans le temps». Apologie pour l’histoire ou Métier d’historien, Paris, Éditions Armand Colin, nouv. éd., 1997, coll. «Références », p. 84.

9. Ferro, M. « Introduction » in Les guerres de mémoires dans le monde, Hermès, n°52, Paris, CNRS Éditions, 2008, p. 9-12.

10. Histoire et géographie. Cycle des approfondissements (cycle 3). Documents d’application des programmes. Ministère de la Jeunesse, de l’Éducation nationale et de la Recherche. Direction de l’enseignement scolaire. 2002. Available at: http://www.ac-grenoble.fr/ia73/ia73v2/IMG/DOC_APP_HISTOIRE_ET_GEOGRAPHIE_CYCLE_3.pdf (Accessed 20 May 2015)

11. Les objectifs d'un enseignement de l'histoire à l'école primaire. Available at: http://histoireenprimaire.free.fr/ressources/objectifsdocsapplication.htm (Accessed 27 April 2015)

12. Les points forts du programme de 2007. Available at: http://histoireenprimaire.free.fr/textes/outils/programme_ptsforts.htm (Accessed 29 April 2015)

13. Litvak, N. « Les élites du savoir. Une approche informationnelle. », The Journal of quality in education, n° 6, 2015, p.104-114.

14. Lycée : résumés des programmes des séries generals. Available at: http://www.education.gouv.fr. Septembre 2012. Pdf. (Accessed 20 May 2015)

15. Peiron, D. Polémique autour des nouveaux programmes d’histoire. // La Croix, 21.04.2015. Available at: http://www.la-croix.com/Actualite/France/Polemique-autour-des-nouveaux-programmes-dhistoire-2015-04-21-1304585 (Accessed 23 April 2015)

16. Programme d'enseignement commun d'histoire-géographie en classe de première des séries generals NOR : MENE1019675A. Аrrêté du 21-7-2010 - J.O. du 28-8-2010 MEN - DGESCO A1-4. Bulletin officiel spécial n°9 du 30 septembre 2010.

17. Projet de programmes pour le Cycle 4 - 9 avril 2015 - Р.15. Conseil Supérieur des programmes. Available at: http://eduscol.education.fr/consultations-2014-2015/events/college/ (Accessed 29 April 2015)

18. Rioux, J.-P. La France perd la mémoire. Comment un pays démissionne de son histoire, Paris, Perrin, 2006.


Рецензия

Для цитирования:


Литвак Н.В. Школьная история как инструмент формирования политического сознания современной Франции. Вестник МГИМО-Университета. 2015;(6(45)):146-154. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2015-6-45-146-154

For citation:


Litvak N.V. School History as a Method of Formation of Political Consciousness in Contemporary France. MGIMO Review of International Relations. 2015;(6(45)):146-154. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2015-6-45-146-154

Просмотров: 574


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)