Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

ВЕДУЩИЕ ИНДИЙСКИЕ БИЗНЕС-ГРУППЫ

https://doi.org/10.24833/2071-8160-2016-3-48-265-272

Аннотация

Цель настоящей работы - исследовать процессы эволюции ведущих индийских бизнес-групп в условиях либерализации экономики страны. Показано, что сегодня роль бизнес-групп в индийской экономике определяется высокой долей в ВВП; огромными совокупными активами; существенной долей в экспорте товаров и услуг; активным участием в становлении современной отраслевой структуры, в создании трудоёмких и высокотехнологичных отраслей. Ведущие индийские бизнес-групп активно влияют и на экономические стратегии страны, они стали <«локомотивом» интернационализации и транснационализации Индии, основой системы внешнеэкономических акторов, проводниками индийского «экономического чуда» на мировой арене, динамичным сегментом экономического и социального развития современной Индии. Тенденциями развития ведущих индийских бизнес-групп являются постепенная концентрация производства в нескольких ключевых секторах, «горизонтализация» структуры; акционирование предприятий; привлечение на управляющие посты наёмных топ-менеджеров, транснационализация. Однако на фоне указанных изменений ведущие индийские бизнес-группы сохраняют основные традиционные особенности: продолжают в большинстве своём оставаться в собственности основавших их семей; соблюдают тесные кастовые или общинные отношения, составляющие основу их неформальных системообразующих связей; остаются широко диверсифицированными структурами со слабыми межотраслевыми связями. Специфическая национальная амбивалентность ведущих индийских бизнес-групп, сочетание в них традиций и инноваций обеспечивает их высокую жизнеспособность и устойчивость в противоречивой, многоукладной, обременённой кастовыми и конфессиональными пережитками индийской действительности. Делается вывод, что, вопреки доминирующему в экономической литературе мнению, трансформация бизнес-групп в многоотраслевые корпорации западного типа далеко не завершена и в ближайшей перспективе они будут сохранять всё своё своеобразие, присущий им социальный и экономический «колорит».

Об авторе

М. А. Воробьёва
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия

аспирант кафедры мировой экономики,

119454, Москва, пр. Вернадского, 76



Список литературы

1. Chandler A. D., Hikino, T. Scale and Scope: The Dynamics of Industrial Capitalism. Cambridge: Belknap Press, 1990. 94 р.

2. Cipla New Ventures [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cipla.com/en/investor-information/annual-report-and-chairman-s-speech.html?view=list&id=2 (дата обращения 15.03. 2016).

3. Damodaran H. India’s New Capitalists: Caste, Business and Industry in a Modern Nation. N.- Y.: Palgrave Macmillan, 2008. 341 р.

4. Directorate General of Foreign Trade [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dgft.gov.in (дата обращения 01.03.2016).

5. Dutta S. Family Business in India. New Delhi: Response books, 1997. 272 p.

6. Forbes India Magazine [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://forbesindia.com/lists/india-richlist-2015/1513/1 (дата обращения 29.03 2016).

7. Hazari R.K. The Corporate Private Sector: Concentration Ownership and Control. Bombay: Asia Publishing House, 1966. 242 p.

8. Investor FAQs. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tcs.com/investors/Pages/default.aspx (дата обращения 12.03.2016).

9. Khanna T., Palepu K. Is Group affiliation Profitable in Emerging Markets? An Analyses of Diversified Indian Business Groups // Journal of Finance. 1999. № 55(2). Рp. 867-891.

10. Khanna T., Palepu K. Why Focused Strategies May Be Wrong For Emerging Markets // Harvard Business Review. 1997. № 75 (4). Рp. 41-51.

11. Khanna T., Yafeh Y. Business Groups in Emerging Markets Paragons or Parasites // Journal of Economic Literature. 2007. №. 35. Рp. 331-379.

12. Leff N.H. Industrial Organization and Enterpreneurship in the Developing Countries. The Economic Groups // Economic Development and Cultural Change. 1978. № 26(4). Рp. 661-75.

13. Market Stats Live [Электронный ресурс]. The Economic Times. Режим доступа: http://economictimes.indiatimes.com/indias-top-10-business-houses/slideshow/5025498.cms (дата обращения 07.03.2016).

14. Piramal G. Business Legends. New Delh: Penguin Books, 1998. 654 р.

15. Piramal G. Business Maharajas. New Delhi: Penguin Books, 1997. 631 р.

16. Prowess [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://prowess.cmie.com/ (дата обращения 02.04.2016).

17. Sarkar J., Sarkar S. Large Shareholder Activism in Corporate Governance in Developing Countries: Evidence from India // International Review of Finance. 2000. Vol. 1. No. 3. Рp. 161-194.

18. Smith-Doerr L., Powell W. Networks and Economic Life // The Handbook of Economic Sociology. Princeton: Russell Sage Foundation and Princeton University Press, 2003. 487 p.

19. The Oxford History of Contemporary Indian Business. Oxford: Oxford University Press, 2013. 320 p.

20. Tripathi D. Business Houses in Western India: A Study in Enterpreneural Response, 1850-1956. New Delhi: South Asia Books, 1990. 361 p.

21. Vedanta Resources - Latest News & Press Releases [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vedantaresources.com/investor-relations.aspx (дата обращения 01.04.2016).


Рецензия

Для цитирования:


Воробьёва М.А. ВЕДУЩИЕ ИНДИЙСКИЕ БИЗНЕС-ГРУППЫ. Вестник МГИМО-Университета. 2016;(3(48)):265-272. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2016-3-48-265-272

For citation:


Vorobyeva M.A. LEADING INDIAN BUSINESS-GROUPS. MGIMO Review of International Relations. 2016;(3(48)):265-272. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2016-3-48-265-272

Просмотров: 816


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)