Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

СТРАТЕГИИ УКРАИНСКИХ ЭЛИТ В ОТНОШЕНИИ ДОНБАССА: «BIG DATA»-ИССЛЕДОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО СЕГМЕНТА FACEBOOK

https://doi.org/10.24833/2071-8160-2016-6-51-97-105

Полный текст:

Аннотация

Исследовательский вопрос: какие стратегии в отношении Донбасса актуализированы украинскими элитами?Методологическая основа: анализ украинского сегмента сети Facebook при сочетании количественной («большие данные») и качественной (глубинные интервью) методологии, что позволяет не только провест и полноценное исследование на пространстве, до этого не затронутом аналитическими методами политической науки, но и успешно верифицировать его. Результаты исследования свидетельствуют о том, что тема Донбасса в целом крайне слабо освещается на страницах топовых украинских блогеров в Facebook. Исследуемый контент в основном русскоязычный, Россия упоминается в два раза чаще Донбасса. США и Европа занимают примерно равное положение в публичном дискурсе по количеству упоминаний, уступая Донбассу. В массиве из почти 90 000 постов за первые 10 месяцев 2016 г. лишь 6% посвящено теме региона-сецессии. Количество постов, содержащих если не стратегическое видение, то хотя бы малейшее упоминание о будущем неподконтрольных Киеву территорий, составляет меньше полу-процента. По итогам ручной обработки данных автор приходит к основному выводу исследования - украинские элиты не обладают консенсусной стратегией в отношении Донбасса, причём между собой, прежде всего, конкурируют стратегии заморозки конфликта и завоевания Донбасса. Регион воспринимается, прежде всего, в рамках юридических (аккредитацияжурналистов в ОРДЛО), криминальных (падение «Боинга»), геополитических (противостояние России и США) процессов, но никак не в качестве, во-первых, полноценного субъекта, имеющего репутацию самостоятельно действующей единицы политики, во-вторых, не как объект, за который Украине следует бороться, реинтегрируя не только территорию, но и население. В заключение представлены необходимые в дальнейшем итерации, направленные на повышение степени верификации выводов в новых исследованиях.

Об авторе

А. А. Токарев
МГИМО МИД России; ОАО «ИД Коммерсанть»
Россия

к.п.н., с.н.с. Центра глобальных проблем Института международных исследований;

127055, Москва, Тихвинский пер., д. 11, стр. 2



Список литературы

1. Азаров А.А., Бродовская, Е.В., Дмитриева О.В. Домбровская А.Ю., Фильченков А.А. Стратегии формирования установок протестного поведения в сети интернет: опыт применения киберметрического анализа (на примере евромайдана, ноябрь 2013 г.) // Мониторинг общественного мнения. № 3. 2014. С. 36 – 74.

2. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Синяков А.В. Стратегии использования социальных сетей в современной России: результаты многомерного шкалирования // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. № 1. С. 283 — 296.

3. Давыдов А.А. Системная социология: Social Computing. [Электронный ресурс]. URL: http://www.isras.ru/index.php?page_id=1016&printmode (дата обращения: 10.12.2016).

4. ТОП-100 блогеров 2015 года. Рейтинг ICTV-факты. [Электронный ресурс]. URL: http://bloggers.fakty.ictv.ua/ (дата обращения: 10.12.2016).

5. ТОП-120 популярных украинских блогеров и политиков «Фейсбук». Рейтинг рекламного агентства E-iq для издания «Биржевой лидер». [Электронный ресурс]. URL: http://www.finanso.net/world/21967-izvesten-top-akkauntov-blogerov-i-politikov-ukrainy-v-feysbukeza-aprel.html (дата обращения: 10.12.2016).

6. ТОП-50 украинских блогеров в Facebook и Twitter. Рейтинг НВ. [Электронный ресурс]. URL: http://nv.ua/publications/virtualnye-geroi-politiki-i-zhurnalisty-tesnyat-pop-znamenitostey-v-facebook-i-twitterinfografika-nv-22945.html(дата обращения: 10.12.2016).

7. Grassegger H. Ich habe nur gezeigt, dass es die Bombe gibt // Daz Magazine. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dasmagazin.ch/2016/12/03/ich-habe-nur-gezeigt-dass-es-die-bombe-gibt/ (дата обращения: 10.12.2016).

8. Leetaru K. Data mining methods for the content analyst: An introduction to the computational analysis of content. Routledge, 2011. 120 p.

9. Liu H., Salerno J., Young M. Social Computing and Behavioral Modeling. Berlin: Springer, 2009. 264 p.

10. Manovich L. The Science of Culture? Social Computing, Digital Humanities and Cultural Analytics. 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://manovich.net/index.php/projects/cultural-analytics-social-computing (дата обращения: 10.12.2016).

11. Wynn J. Digital sociology: Emergent technologies in the field and the classroom // Sociological Forum. 2009. 24 (2). Pp. 448 – 456.


Рецензия

Для цитирования:


Токарев А.А. СТРАТЕГИИ УКРАИНСКИХ ЭЛИТ В ОТНОШЕНИИ ДОНБАССА: «BIG DATA»-ИССЛЕДОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО СЕГМЕНТА FACEBOOK. Вестник МГИМО-Университета. 2016;(6(51)):97-105. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2016-6-51-97-105

For citation:


Tokarev A.A. UKRAINIAN ELITES STRATEGIES TO DONBAS: «BIG DATA»-RESEARCH OF THE FACEBOOK NATIONAL SEGMENT. MGIMO Review of International Relations. 2016;(6(51)):97-105. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2016-6-51-97-105

Просмотров: 1187


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)