№ 6(51) (2016)
Скачать выпуск
PDF
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТАТЬИ
7-13 1925
Аннотация
Данная статья представляет собой поиск ответа на вопрос о том, насколько привлечение накопленных знаний о мире и инструментария квантовой физики может быть уместно для изучения социальной и политической действительности в рамках политической теории и теории международных отношений. Непосредственным поводом к написанию статьи послужил выход книги известного представителя конструктивизма в политической теории А. Вендта «Квантовый мозг», в которой автор предпринимает попытку в первом приближении оценить потенциал того, что квантовая физика способна дать политологам, социологам и исследователям-международникам. Следуя логике А. Вендта, авторский коллектив описывает потенциальные возможности конвергенции ряда элементов разнородных, на первый взгляд, дисциплин и отмечает те моменты, которые могут стать принципиальными при дальнейших исследованиях на данную тему. Возможность применения методологии и категориального аппарата квантовой физики в политической теории и теории международных отношений, прежде всего, видится в рассуждениях о проблеме отношений агента и структуры, изучение которой является одной из «визитных карточек» социального конструктивизма. В то же время в рамках данной темы существует целый ряд проблемных вопросов, которые не позволяют в полной мере говорить о том, что агент-структурные отношения являются в полной и достаточной мере изученными. Одним из таких вопросов является тезис о динамическом взаимоконструировании агента и структуры, что, в конечном счёте, приводит к заключению о том, что конструктивистская картина мира носит во многом механистический и детерминированный характер. Опираясь на ряд основополагающих понятий квантовой физики, авторский коллектив приходит к выводу, что научный поиск в этом направлении может быть продолжен и способен привести к новым выводам относительно агент-структурных отношений.
14-23 1158
Аннотация
Статья посвящена анализу взаимосвязи социальных аспектов интернет-сетей и вопросов обеспечения безопасности России. В ней показано, что современные реалии обретают глобо-сетевой характер, что амбивалентно сказывается на развитии цивилизационных и общественных взаимодействий. С одной стороны, социальные сети открывают новые возможности для взаимодействия людей, проживающих в разных странах, с другой стороны, - они могут быть использованы для проведения политики эксклюзии на глобальном уровне, что объективно производит новые риски и уязвимости. Особо рассматриваются возможности инсценирования реальности глобального риска в социальных сетях, что в качестве ответной реакции может провоцировать военно-политические конфликты и даже войны. В контексте прагматизации и глобазизации политики акторов западной локальной цивилизации сети обретают качества нового и высокоэффективного вида оружия, предназначенного для разрушения и уничтожения наиболее приоритетных политических целей. Конкретно анализируется характер современной политики и войны с точки зрения возможного использования социальных сетей. Преодоление новых рисков и уязвимостей безопасности авторы видят на путях смены вектора развития научного знания с прагматического на гуманистический.
24-30 2752
Аннотация
В работе рассмотрены некоторые последствия референдума о выходе Великобритании из ЕС для институционально-политического развития Европейского союза и для отношений между ЕС и Великобританией. Наиболее очевидным последствием референдума является крах идеологии постоянного и неуклонного развития интеграции. Вместо бесконечного, необратимого, априори выгодного для всех интеграционного объединения Европейский союз стал организацией, не имеющей мессианской цели и вынужденной ежечасно доказывать свою полезность. Системный кризис Евросоюза неизбежно повлечёт за собой глубокую трансформацию институционально-политической структуры ЕС. После британского референдума в числе возможных остались лишь два варианта. Во-первых, это частичная деконструкция Евросоюза. В основу этой стратегии может лечь тезис о том, что европейская интеграциязашла слишком далеко. Согласно этой логике, главное достижение Евросоюза-это единый рынок. Возвращение к главному-вот прагматичный подход кинтеграции, который должензаменить попытки починить окончательно развалившееся (зона евро) или добиться недостижимого (политический союз). Вероятность такого развития событий невелика. Во-вторых, это трансформация ЕС в систему «ядра и периферии» (гибкая интеграция). За последние 20 лет гибкость из переходного явления превратилась в постоянный и формализованный механизм, её элементы присутствуют в большинстве важнейших сфер деятельности ЕС. Выход Великобритании способен существенно ускорить формирование сплочённого ядра Евросоюза. Разумеется, это ядро не будет гомогенно, в нём уже видны зарождающиеся элементы управляющих структур: германо-французская ось и группа стран-основателей ЕС.
31-41 1559
Аннотация
В статье проанализировано влияние евроскептических настроений на уровень солидарности стран-членов Европейского союза. На начальном этапе строительства интеграционного проекта выгода от объединения разрушенного Второй мировой войной Старого Света была очевидна, однако по мере трансформации Европейского союза и появления новых вызовов, голоса евроскептиков звучат всё громче, и всё больше государств ставят под сомнение эффективность наднациональных институтов, выбирая путь принятия самостоятельных мер. Основным триггером роста популярности евроскептиков в новом тысячелетии стал финансовый кризис и последовавшие за ним меры жёсткой экономии, вызвавшие недовольство граждан, чей уровень благосостояния заметно снизился. Не приняв во внимание итоги выборов в Европейский парламент 2014 г., показавшие усиление позиций евроскептиков, Брюссель продолжил курс на углубление интеграции. Однако со временем стало ясно, что лишённые голоса на наднациональном уровне, евроскептики способны реализовать свой потенциал влияния на ЕС через активную деятельность внутри своих государств. В результате их действий Евросоюз столкнулся с двумя серьёзнейшими вызовами: выходом из его состава Великобритании и неспособностью общими усилиями разрешить кризис беженцев. Приводя конкретные примеры реакции правительств государств-членов ЕС на миграционный кризис и иллюстрируя зависимость этих действий от степени популярности евроскептицизма в данных странах, автор доказывает, что уровень европейской солидарности в настоящее время снизился настолько, что можно говорить о трансформации экономического кризиса ЕС в истинно политический.
42-49 811
Аннотация
Статья посвящена одной из мер административного воздействия на издателей периодических изданий - запрету розничной продажи газет и журналов в имперский период во Франции и в России. В России данный комплекс мер был разработан под влиянием французского опыта - как в области прямой цензуры, так и косвенной. Статья раскрывает особенности развития цензуры в оригинальном варианте во Франции и её вариации и трансформации в России. С помощью методов качественного анализа автор пытается ввести в оборот новые архивные данные и скорректировать сложившиеся подходы к проблеме в современной историографии. Автор приводит анализ существующей литературы по проблематике цензуры. Затем рассматриваются некоторые компаративные параллели в опыте цензурирования. Используя официальные документы, сведения о ходе обсуждения предполагаемых мер воздействия и причин их введения, автор статьи показывает особенности подходов Министерства внутренних дел Российской империи и входившего в него цензурного ведомства к освещению ключевых проблем общественного развития, к усилению эффективности государственной цензурной политики. В статье на основе архивных источников даны примеры использования Главным управлением по делам печати запрета розничной продажи. Статья представляет собой определённый сдвиг в изучении непрямой цензуры в России и Франции, а также общих подходов к цензурной политике. Кроме того статья позволяет пересмотреть диффузионистскую парадигму в изучении политических практик европейских империй и их реакций на появление современных медиа.
50-59 1217
Аннотация
В представленной статье рассматривается проблема взаимоотношений между главным должностным лицом ООН - Генеральным секретарём, и центральным органом структуры Объединённых Наций - Советом Безопасности. Природа роли Генерального секретаря является двойственной с самого момента создания ООН. С одной стороны, Генеральный секретарь возглавляет Секретариат - орган, выполняющий технические и вспомогательные функции по отношению к прочим Главным органам ООН. Именно в таком качестве пост Генерального секретаря изначально видели инициаторы создания ООН. С другой стороны, в Уставе ООН содержатся положения, которые, при определённой трактовке, дают Генеральному секретарю значительные полномочия, в том числе политического характера. С самого начала деятельности ООН Генеральные секретари старались определить характер этих дополнительных полномочий, закрепить практику их применения. Особую роль среди таких полномочий играют положения статьи 99 Устава, дающей право Генеральному секретарю напрямую обращаться к Совету Безопасности и привлекать его внимание к ситуациям, которые, по его (Генерального секретаря) мнению, могут угрожать международному миру и безопасности. Это своё право ряд Генеральных секретарей реализовывали в ходе различных кризисных ситуаций, возникавших после создания ООН. В статье рассмотрены последовательно конголезский кризис, ситуация с захватом в Тегеране и положение в Ливане, то есть те три ситуации, вынудившие Генеральных секретарей Хаммаршёльда, Вальдхайма и де Куэльяра в явном виде использовать своё право обращения к Совету Безопасности. В статье предпринимается попытка обнаружения инструментов Устава ООН, позволяющих реализацию политических функций Генерального секретаря в дополнение к исполняемым им техническим функциям. Результаты проведённого анализа позволяют сделать вывод о том, что основным таким инструментом являются положения статьи 99 Устава ООН, однако степень активности её использования снижается с течением времени.
60-75 1303
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению неоинституционального подхода как методологической основы изучения электронного правительства. В рамках данной работы обосновывается выбор неоинституционального подхода к изучению процессов внедрения информационных и коммуникационных технологий в деятельность государственных институтов, анализируются отличия неоинституционализма от традиционного институционального подхода, рассматриваются особенности различных направлений неоинституционализма, а именно социологического, исторического и теории рационального выбора. Внимание уделено причинам возрождения интереса к политическим институтам в политической науке. Подчеркивается важность рассмотрения электронного правительства как института, а условий его внедрения в российскую политическую систему - как институциональной среды. Особое внимание уделено социологической разновидности неоинституционализма, применяемого, помимо политической науки, в социологии организаций. На основе сравнительного анализа проектов электронного правительства в России и зарубежных странах обосновывается ценность использования социологического институционализма для изучения электронного правительства, исследуются его эвристические возможности. В рамках данного подхода изучается влияние системы норм и ценностей институциональной среды на процессы становления и развития электронного правительства в России. Рассматриваются вопросы применения теории институционального изоморфизма в исследовании электронного правительства. Отмечается, что исследовательские возможности данной теории обусловлены тем, что она позволяет проследить причины копирования и тиражирования неэффективных практик и организационно-управленческих схем, определить факторы, препятствующие инновационности применяемых государством технологий электронного взаимодействия. Подчеркивается, что использование теории институционального изоморфизма полезно в тех сферах реализации электронных правительственных технологий, в которых ключевую роль играют плюрализм, горизонтальные управленческие связи, межведомственная координация.
76-91 3991
Аннотация
В статье рассматривается возникновение в России понятия «информационный суверенитет», перспективы его практического и теоретического введения в научный оборот. Исследуется проблема «информационного суверенитета» в нормативных документах России, Китая и других стран. Основное внимание в статье, впервые в отечественной и зарубежной историографии, уделено техническому аспекту проблемы независимости в области цифровых технологий. В этой связи анализируются наиболее важные компоненты цифрового суверенитета, технически обеспечивающие национальную безопасность. Автор приходит к выводу, что основной отличительной особенностью российской технической базы по обеспечению информационного суверенитета является неравномерность и фрагментарность развития её компонентов. Наибольший прогресс достигнут в развитии таких компонентов как российские поисковые системы, социальные сети, национальный сегмент сети Интернет и навигационная система. Российское программное и аппаратное обеспечение требует ускоренного развития для обеспечения информационного суверенитета, национальной безопасности России. Наибольшего внимания заслуживает российская платёжная система, поскольку данный вопрос находится в прямой зависимости от направления развития экономики страны. Проблема обеспечения информационного суверенитета в значительной степени связана с вопросами принятия государственных решений, приведения нормативной, законодательной базы в соответствие с концепцией национальной безопасности страны.
92-96 1288
Аннотация
В данной статье рассматривается история создания и развития общей концепции информационной безопасности, современное состояние информационной безопасности, а также соответствующей нормативно-правовой базы в странах Центральной Азии на примере Республики Казахстан. В вводной части статьи анализируется и проводится краткий обзор развития информационно коммуникационных технологий. Особое внимание уделяется формированию понятия информационной безопасности в рамках международных оценочных стандартов. Автор исследует и перечисляет основные источники угроз мировой информационной безопасности, а также разъясняет историю создания геополитического термина «Центральная Азия». В основной части статьи освещаются вопросы становления и развития концепции информационной безопасности, проводится краткий обзор истории развития информационно-коммуникационных технологий в республике. В этой же части автор проводит подробный анализ законодательства и концепций государства относительно вопроса обеспечения информационной безопасности, выделяет основные ключевые вопросы обеспечения информационной безопасности. Также анализируется Стратегия развития республики до 2030 г. (Стратегия «Казахстан-2030»), проводится краткий обзор государственных законов и программ в области обеспечения информационной безопасности в Республике Казахстан. В заключении автор приходит к выводу, что сегодня Казахстан только приступает к формированию собственных механизмов защиты информационной безопасности, и приводит соответствующие рекомендации для решения поставленных задач перед государством.
97-105 1541
Аннотация
Исследовательский вопрос: какие стратегии в отношении Донбасса актуализированы украинскими элитами?Методологическая основа: анализ украинского сегмента сети Facebook при сочетании количественной («большие данные») и качественной (глубинные интервью) методологии, что позволяет не только провест и полноценное исследование на пространстве, до этого не затронутом аналитическими методами политической науки, но и успешно верифицировать его. Результаты исследования свидетельствуют о том, что тема Донбасса в целом крайне слабо освещается на страницах топовых украинских блогеров в Facebook. Исследуемый контент в основном русскоязычный, Россия упоминается в два раза чаще Донбасса. США и Европа занимают примерно равное положение в публичном дискурсе по количеству упоминаний, уступая Донбассу. В массиве из почти 90 000 постов за первые 10 месяцев 2016 г. лишь 6% посвящено теме региона-сецессии. Количество постов, содержащих если не стратегическое видение, то хотя бы малейшее упоминание о будущем неподконтрольных Киеву территорий, составляет меньше полу-процента. По итогам ручной обработки данных автор приходит к основному выводу исследования - украинские элиты не обладают консенсусной стратегией в отношении Донбасса, причём между собой, прежде всего, конкурируют стратегии заморозки конфликта и завоевания Донбасса. Регион воспринимается, прежде всего, в рамках юридических (аккредитацияжурналистов в ОРДЛО), криминальных (падение «Боинга»), геополитических (противостояние России и США) процессов, но никак не в качестве, во-первых, полноценного субъекта, имеющего репутацию самостоятельно действующей единицы политики, во-вторых, не как объект, за который Украине следует бороться, реинтегрируя не только территорию, но и население. В заключение представлены необходимые в дальнейшем итерации, направленные на повышение степени верификации выводов в новых исследованиях.
106-114 2687
Аннотация
В статье анализируется развитие теории Дж. Кейнса в работах нового для второй половины ХХ в. направления экономической мысли - посткейнсианства. Показано, что в условиях рыночного хозяйствования кейнсианская методология должна быть дополнена исследованием принципов государственного регулирования. Посткейнсианство оказало существенное влияние на предмет исследования, включив в него принципы свободного предпринимательства, рыночное ценообразование, уровень динамики цен - всё то, что позволяет реализовать принцип саморегулирования рыночного механизма. С учётом реальных изменений и кризисных явлений в экономике для эффективного применения кейнсианских моделей регулирования в формировании экономической политики государства требуется проанализировать основные направления развития экономики. Рассмотрены новые подходы посткейнсианцев к роли государства и государственному регулированию в сочетании со свободой предпринимательства. Проанализированы основные направления развития посткейнсианства, в частности, неорикардианская теория цены и стоимости благ на основе прямых затрат на производство товаров П. Сраффа, теория информационной «фундаментальной» неопределенности будущего Р. Клауэра и гипотеза финансовой нестабильности Х. Мински. В статье отмечается, что развитие посткейнсианства позволяет представить новейшие исследования современной кейнсианской школы в рамках междисциплинарного подхода к изучению экономических проблем.
115-124 1282
Аннотация
В статье дан анализ изменения мирового рынка нефти в условиях новой «нефтяной» реальности, определены факторы её формирования в глобальном мире. Обоснована актуальность и степень научной разработанности проблемы. Показано, что в российской и зарубежной литературе значительное внимание уделяется анализу динамики количественных переменных, характеризующих флуктуации и шоки на рынке нефти, но недостаточно изучена проблема поиска равновесия рынка в условиях новой экономической реальности. Предложенный подход позволяет раскрыть сущность трансформации мирового рынка нефти, оценить происходящие в нём изменения с точки зрения развитости и эффективности функционирования рыночного механизма, перспектив ценовой волатильности на рынке нефти. Выявлены основные направления преобразования мирового рынка нефти: развитие субъектной основы нефтяного рынка в связи с изменением роли основных рыночных игроков, состав которых в настоящее время включает США, Саудовскую Аравию и Россию; воздействие комплекса регулирующих факторов на движение рынка нефти к равновесию, к которым относятся: деятельность ОПЕК, предложение сланцевой нефти, фьючерсный рынок, деятельность единого регулятора и национальных регуляторов; трансформация нефтяного рынка в направлении совершенства конкурентных отношений, достижения оптимального рыночного равновесия в результате координации и взаимодействия интересов участников глобального нефтяного рынка.
125-135 1183
Аннотация
Статья посвящена анализу производственно-сбытовых цепочек высокотехнологичной продукции в Восточной Азии и роли этого феномена в дальнейшей консолидации торговых блоков и объединений в регионе. Наличие данных цепочек и их постепенный переход от вертикально интегрированной модели к системе горизонтальных связей и взаимозависимости обуславливают формирование механизмов экономической интеграции де-факто (так называемая регионализация). Опираясь на структурно-функциональный подход и инструментарий международной политэкономии, автор рассматривает создание Регионального всеобъемлющего экономического партнёрства (РВЭП). Создание этого объединения поможет отстающим странам АСЕАН ускорить экономический рост и улучшить условия для встраивания в глобальные производственно-сбытовые цепочки. Для развитых экономик участие в этой организации оказывается спорным, так как производственные цепочки имеют давно устоявшиеся форматы в рамках ЗСТ АСЕАН+1, а их изменение требует значительных затрат. Политическое противостояние Вашингтона и Пекина отразилось и на динамике региональной интеграции. Раскол среди восточноазиатских государств вызвал проект Транстихоокеанское партнёрства (ТТП), цели которого весьма схожи с РВЭП: торговая либерализация и экономическая интеграция. Автор делает вывод, что расширение данного партнёрства на страны АСЕАН может серьёзно осложнить деятельность РВЭП и усилить влияние политических факторов на экономическое сотрудничество. В таком случае значение производственно-сбытовых цепочек высокотехнологичной продукции будет снижаться, что может негативно сказаться на экономическом сотрудничестве в регионе в целом.
136-143 797
Аннотация
В статье рассматривается роль международной торговли в обеспечении экономического роста и социально-экономического развития беднейших стран. В результате анализа статистических данных о внешней торговле автор приходит к выводу о том, что модальность связи между торговлей и экономическим развитием претерпела изменения, и в настоящее время стала зависеть от большего числа факторов, в том числе, от защитных мер тарифного и нетарифного характера. В первой части статьи автор рассматривает теоретические концепции, описывающие влияние международной торговли на социально-экономическое развитие беднейших стран. На основе анализа широкого спектра литературы автор выделяет два подхода к пониманию вопроса: «старый», сторонники которого видят прямую связь между торговлей, экономическим ростом и долгосрочным развитием, и «новый», чьи представители считают, что такого рода связь ограничена рядом факторов. Во второй части работы рассматривается место защитных мер в торговле развивающихся стран. Автор даёт заключение о том, что снятие защитных мер в результате торговой либерализации не всегда идёт на пользу развивающимся странам. В последней части работы на основе общего индекса ограничения торговли проводится оценка влияния защитных мер на торговлю и экономическое развитие беднейших стран. Автор обосновывает использование данного индекса анализом исследовательских работ и выявлением наиболее эффективных методов оценки. В заключении автор приходит к выводу о том, что международная торговля и укрепление экспортного потенциала должны быть инструментами, но не ключевой целью национальной экономической политики беднейших стран.
144-151 1577
Аннотация
В данной статье анализируется влияние на российские нефтегазовые компании экономических санкций, введённых США и ЕС, а также падения цен на нефть. Рассмотрены направления диверсификации деятельности этих компаний в целях управления ценовыми рисками. В условиях глобализации и рыночной экономики производственная и финансовая деятельность нефтегазовых компаний подвергаются воздействию различных рисков - природных, техногенных и ценовых. Резкое снижение цен на нефть и спроса на энергоресурсы на мировых рынках, в первую очередь на европейском рынке, ввод финансовых и технологических санкций со стороны США и Европы обусловили необходимость поиска российскими нефтегазовыми компаниями новых, более эффективных методов управления ценовыми рискам. К методам управления ценовыми рисками относятся создание товарных резервов, создание денежного фонда, заключение долгосрочных договоров, получение субсидий от государства и диверсификация деятельности. Наиболее эффективным является диверсификация деятельности, включая географическую диверсификацию рынков сбыта и направлений закупок, диверсификацию способов транспортировки углеводородов, а также диверсификацию бизнеса компании. Данный подход позволяет расширить деятельность нефтегазовых компаний и создать дополнительные пути генерирования прибыли и повышения эффективности нефтегазовых компаний.
РЕЦЕНЗИИ
152-158 1008
Аннотация
Статья посвящена новым аспектам изучения истории послевоенной Германии, показанным на примере монографии Сабины Боде «Послевоенные дети - рождённые в 1950-е годы и их отцы-солдаты». Автором раскрывается методология и структура исследования. Положительно оценён вклад, сделанный Боде в изучение ментальных и психоэмоциональных последствий Второй мировой войны и «вытеснения прошлого», которые ярко прослеживаются в судьбах послевоенных детей и продолжают оказывать влияние на общественно-политическую жизнь ФРГ вплоть до сегодняшнего дня. Критике подвергнут чрезмерный уход автора в сторону описания отдельных биографий в ущерб аналитической составляющей работы.
ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)
ISSN 2541-9099 (Online)