Институциализация полицейского миротворчества ООН
https://doi.org/10.24833/2071-8160-2019-1-64-107--128
Аннотация
В статье приведены результаты комплексного исследования концептуальных основ и организационно-практических аспектов деятельности полицейского компонента ООН.
Отмечается, что в настоящее время полиция ООН принимает активное участие в операциях ООН в пользу мира, внося значительный вклад в комплексное решение проблем мира и безопасности.
Всё более сложные миротворческие мандаты требуют от полиции ООН выполнения функций по защите гражданского населения и оказанию оперативной поддержки путём временного выполнения правоприменительных функций при одновременном содействии принимающим странам в укреплении судебных институтов, правоохранительных органов, верховенства права в деятельности полиции и пенитенциарной системы. Необходимость полицейской службы в конфликтных регионах предопределило участие полицейских в миротворческих миссиях.
Растущая роль полиции ООН в миротворческом процессе нашла своё отражение в документах Совета Безопасности и докладах Генерального секретаря ООН. Результаты исследования политической институциализации полиции ООН позволяют отметить, что на современном этапе сформированы как нормативно-правовая база полицейской деятельности ООН от пакета основных стратегических рамочных документов до типовых программ действий, так и институциональная составляющая как организационно оформленная и регулярно воспроизводимая модель отношений в сфере миротворческой деятельности ООН.
Рассматривая деятельность полиции ООН с позиции структурно-функционального подхода автор отмечает, что полиция ООН как субъект миротворческой деятельности обладает не только специфическими функциями и задачами, но и потенциалом, организационной структурой, подготовленным персоналом и, следовательно, способна выполнять широкий спектр задач как на стадии предотвращения конфликта, так и в нестабильных условиях постконфликтного восстановления.
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что процесс организационного оформления и нормативного закрепления отношений в сфере участия полиции ООН в миротворческой деятельности практически завершён. Полицейский компонент как институциональная подсистема представляет организационную структуру, объединяющую международных полицейских из различных стран мира, которая выступает как коллективный актор в миротворческой деятельности ООН.
Об авторах
С. А. ТишковРоссия
Сергей Александрович Тишков – кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника кафедры
302027, г. Орел, ул. Игнатова, д. 2.
Д. К. Лабин
Россия
Дмитрий Константинович Лабин –доктор юридических наук, заведующий кафедрой публичного права
119454, Москва, проспект Вернадского, 76
Список литературы
1. Абрамов А.В. Политический институт и политическая институциализация: определение понятий // Власть. 2010. № 5. С. 53-55.
2. Волеводз А.Г. Международная правоохранительная деятельность и международные правоохранительные организации: определение понятий // Евразийский юридический журнал. № 11 (30). 2010. С. 128-134.
3. Волеводз А.Г Международные правоохранительные организации: понятие и современная система. Международное уголовное право и международная юстиция // 2011. № 2. С. 9-11.
4. Гришаева Л.Е. ООН: новый генсек, старые проблемы. Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир // 2017. № 1 (11). С. 9-24.
5. Ерохина Л.Д. Формы эксплуатации населения в условиях военных конфликтов: военная проституция и торговля женщинами // Женщина в российском обществе. 2009. № 3. С. 106-117.
6. Жуковский М.В. Участие сотрудников МВД России в международных миротворческих операциях // Право и безопасность. 2012. № 1 (41) С. 27-33.
7. Зверев П.Г. О полицейской доктрине миротворческих операций Организации Объединенных Наций. Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета. МВД России // 2014. № 1 (35). С. 71-76.
8. Зверев П.Г. Сотрудничество Организации Объединенных Наций и Международной организации уголовной полиции (Интерпол) по вопросам международного миротворчества // Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (навстречу 300-летию российской полиции): Сб. материалов XIV международной научнотеоретической конференции. СПб.: СанктПетербургский университет МВД России. 2017. С. 300-302.
9. Конышев В.Н., Кубышкин А.И., Сергунин А.А. Защита гражданского населения в миротворческой деятельности ООН: проблемы и перспективы // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 26. С. 53-66.
10. Крюков К.Г. Особенности взаимодействия сотрудников полиции миротворческих миссий ООН с местным населением и между собой // Правоохранительные органы: теория и практика. 2013. № 1. С. 135-138.
11. Никитин А.И. Миротворчество ООН: об новление принципов, реформирование практики // Мировая экономика и международные отношения. 2016. Том 60. № 3. С. 1626.
12. Новиков С.С. Деятельность миротворческих миссий ООН, ОБСЕ и Российской Федерации в разрешении конфликтов на территории бывшей Югославии: автореф. дис.… докт. ист. наук. Владимир, 2011. 46 с.
13. Ромадан Л.И., Шагалов В.А. Сотрудничество ООН и АС по предотвращению конфликтов, поддержанию мира и миростроительству // Вестник МГИМО-Университета. 2015. № 6 (45). С. 174-181.
14. Рыбалкин С.В. Правоохранительный компонент в системе миротворческих операций ООН: научно-аналитическое пособие. М, 2015. 98 с.
15. Сидорова Г.М. Проблема миротворчества в условиях обострения конфликтов в Демократической Республике Конго // Научный диалог. 2012. № 9. C. 75-90.
16. Тамбовцев А.И., Зверев В.О. Особенности полицейской службы в составе международных сил в зонах локальных военных конфликтов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. № 1 (40). С. 20-23.
17. Тишков С.А. Из опыта организации противодействия преступности на стадии развертывания миссии ООН в Косово // Права и свободы человека и гражданина: актуальные проблемы науки и практики: Сб. материалов I международной научно-практической конференции. Орёл: Изд-во ОРАГС, 2009. С. 255-257.
18. Тишков С.А. Гражданская полиция ООН // Обозреватель-Observer. 2011. № 2 (253). С. 107-114.
19. Тишков С.А. Использование потенциала полицейского компонента ООН. Стратегические аспекты // Обозреватель-Observer. 2016. № 7 (318). С. 94-107.
20. Торкунов А.В. Международные отношения в посткризисном мире: взгляд из России // Вестник МГИМО-Университета. 2013. № 3 (30). С.7-11.
21. Цыбаков Д.Л. Влияние милитаризации на трансформацию современного миротворчества // Обозреватель-Observer. 2012. № 3 (266). С. 49-55.
22. Cockayne J., Malone D. The Ralph Bunche Centennial: Peace Operations Then and Now // Global Governance: A Review of Multilateralism and International Organizations. 2005. vol. 11. no. 3. pp. 331-350.
23. Ilitchev A. Implementing the HIPPO Report: Sustaining Peace as a New Imperative? // International forum for the challenges of peace operations policy brief 2015: 5. December 2015. 14 р.
24. Lessons Learned from United Nations Peacekeeping Experiences in Sierra Leone. NY: Peacekeeping Best Practices Unit, UN DPKO, 2003.
25. Barker B., Burke T. Police as peacekeepers: the history of the Australian and New Zealand police serving with the United Nations Force in Cyprus, 1964–1984. Melbourne: UNCIVPOL Victoria, 1984. 240 p.
26. Rotmann P. First Steps towards a Police Doctrine for UN Peace Operations (2001-2006). IPES Working Paper no 18, October 2009. 20 p.
27. Sismanidis R. Police function in peace operations. Special report. Washington, DC: United States Institute of Рeace, 1996. 26 p. URL: https://www.usip.org/sites/default/files/pwks14.pdf
28. The Police and International Human Rights Law. Cham: Springer International Publishing AG, 2018. 334 р.
Рецензия
Для цитирования:
Тишков С.А., Лабин Д.К. Институциализация полицейского миротворчества ООН. Вестник МГИМО-Университета. 2019;(1(64)):107-128. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2019-1-64-107--128
For citation:
Tishkov S.A., Labin D.K. Institutionalization of the UN Police Peacekeeping. MGIMO Review of International Relations. 2019;(1(64)):107-128. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2019-1-64-107--128