Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск
№ 2(41) (2015)

К 70-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ 

9-25 651
Аннотация
Почётное звание «полководец» равно как и «флотоводец», утверждается за военным или военно-морским деятелем, как правило, на основе общественного признания его личного вклада в успех действий возглавляемых им войск (сил). К полководцам обычно относят лиц, обладающих творческим мышлением, способностью предвидеть развитие военных событий, всесторонне и полно сопоставляет свои возможности и потенциал противника в решении таких проблемных вопросов, как характер, предназначение, организация и состав противоборствующих армий, их вооружение, принципы строительства, способы ведения военных действий, морально-боевые качества личного состава и многое другое. Полководцам, как правило, присущи такие личностные качества, как сильная воля и решительность, богатый боевой опыт, авторитет и высокие организаторские способности. В совокупности отмеченные дарования принято именовать военным талантом. Применительно к войнам XX в. к полководцам принято относить военных (военно-морских) деятелей, военачальников, непосредственно руководивших вооруженными (военно-морскими) силами государства или значительной их частью во время войны и добившихся высоких результатов в искусстве подготовки и ведения военных действий в стратегическом или оперативно-стратегическом масштабе. К сожалению, в обиходе, а подчас в военных и исторических работах, претендующих на статус «научных», данное положение не всегда соблюдается. Причем грешат нередко не только так называемые «гражданские специалисты», но и военные профессионалы. Наиболее часто это проявляется в преддверии каких-либо юбилейных дат. В статье, приуроченной к 70-летию победы СССР в Великой Отечественной войне, анализируется опыт становления и практической деятельности наиболее талантливых советских военных руководителей, заслуженно отнесённых к категории «полководец».
26-36 1502
Аннотация
Укрепление обороноспособности государства путем наращивания военно-экономического потенциала являлось важнейшей жизненно необходимой задачей Советского Союза на протяжении всего периода его существования. Ценой колоссальных усилий трудовых, научных и конструкторских коллективов, материальных и финансовых затрат в ходе выполнения предвоенных пятилетних планов в СССР был создан оборонно-промышленным комплекс (ОПК) - сектор общественного производства, предназначенный для обеспечения государства средствами вооружённой борьбы. Ядром ОПК являлись четыре общесоюзных отраслевых народных комиссариата оборонной промышленности: наркомат авиационной промышленности (НКАП), наркомат боеприпасов (НКБ), наркомат вооружения (НКВ) и наркомат судостроительной промышленности (НКСП), образованные в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 января 1939 г. путём разделения наркомата оборонной промышленности СССР. Они стали отдельной группой центральных органов управления, предназначенной для обеспечения мероприятий по реализации стратегических решений военно-политического руководства страны. Объективной оценкой соответствия наркоматов своему предназначению стали результаты их деятельности в условиях военного времени. С этой точки зрения необходимо констатировать выполнение ими своего предназначения - бесперебойного обеспечения фронта современными средствами вооруженной борьбы. Во многом благодаря этому факту СССР одержал победу в тяжелейшем противоборстве советского ОПК с военной промышленностью нацистской Германии и её сателлитов. В статье на основе архивных документов и свидетельств современников показан вклад центральных органов управления оборонной промышленности в победу Советского Союза в Великой Отечественной войне.
37-44 1020
Аннотация
16 апреля 1945 г. на подступах к столице фашистской Германии развернулось одно из крупнейших сражений не только Великой Отечественной, но и в целом Второй мировой войны. Его особенность была не только в том, что в нём приняли участие три мощных по своему составу фронта (1-й Белорусский, 2-й Белорусский, 1-й Украинский), но и одновременно были задействованы четыре танковые армии. Они были направлены вначале для прорыва мощной обороны противника, а затем использованы в боях на улицах города. Характерно, что Ставка ВГК и командующие 1-м Белорусским и 1-м Украинским фронтами понимали неизбежность тяжёлых потерь в людях и в танках, однако сознательно пошли на этот шаг. Преследовалась цель не только скорейшего завершения войны, но и взятия германской столицы раньше союзников, лелеявших мысль о вступлении в Берлин первыми. В статье рассматриваются вопросы планирования и подготовки и ход Берлинской стратегической наступательной операции и использование 2-й гвардейской танковой армии, сыгравшей, наряду с другими танковыми объединениями, большую роль в её успехе. Генерал-полковник танковых войск С.И. Богданов в своём докладе от 15 мая 1945 г. командующему войсками 1-го Белорусского фронта о ходе боевых действий армии с 15 апреля по 3 мая отмечал: «Войска армии, обойдя сильно укреплённые узлы сопротивления противника, на четвёртый день наступления преодолели с боями все естественные и искусственные рубежи обороны противника, вышли в тыл группировке противника, сдерживавшей наступательный порыв 3 и 5 ударных армий, овладели мощными опорными пунктами на ближних подступах к Берлину - г. Альт Ландсберг, Бернау и, завязав бои в пригородных районах Берлина, способствовали быстрому продвижению частей 3 и 5 ударных армий к черте Берлина».
45-54 707
Аннотация

СТАТЬЯ ОТОЗВАНА

Успешные боевые действия советских войск в Восточно-Карпатской наступательной операции создали весьма выгодные условия для проведения дальнейших операций по освобождению Чехословакии. Преодоление советскими войсками мощной естественной преграды - Восточных Карпат с сильно укреплёнными оборонительными позициями создало совершенно новую ситуацию на карпатско-пражском направлении. Противник лишился важного стратегического рубежа, прикрывавшего Чехословакию с востока. Появились благоприятные условия для развёртывания дальнейшего наступления Красной армии вглубь Чехословакии и выхода к южной границе Германии. Ещё в ходе этой операции войска правого крыла 2 и 4-го Украинских фронтов вступили на территорию Чехословакии и к концу 1944 г. освободили значительную часть Южной и Юго-Восточной Словакии, окружив крупную будапештскую группировку противника. За период наступления им удалось уничтожить около четырёх дивизий противника, захватить более 68 тыс. пленных, свыше 1500 орудий и минометов, 130 танков и штурмовых орудий. В марте - апреле 1945 г. в результате боевых действий 2-го и 4-го Украинских фронтов и включённых в их состав чехословацких и румынских соединений была разгромлена крупная группировка вермахта в Западных Карпатах. Была полностью освобождена Словакия и часть Моравии, в том числе такие крупные административные и промышленные центры, как Братислава, Брно и Моравска-Острава. В течение полутора месяцев войска обоих фронтов продвинулись на 150-350 км, вышли к южным областям Германии и центральным районам Чехословакии, заняв выгодное положение для наступления на Прагу и окончательного разгрома войск вермахта. Однако главным итогом этих боевых действий явилось то, что группировка войск противника, находившаяся на территории Словакии, оказалась под непосредственным ударом советских войск, практически с трёх сторон, как с востока, так севера и юга. Поэтому последующие операции советских войск по освобождению Чехословакии проводились уже в более благоприятных условиях.

55-64 526
Аннотация
Сейчас, с ощущением нового этапа в истории России, открытого событиями 2014 г., мы, мгимовцы, с особым вниманием вдумываемся и в историю нашей страны, и в историю alma mater. Поэтому совсем не формально юбилейно звучит для нас перекличка 70-летия МГИМО и 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. С годами «лейтенантского поколения» - первых наборов и первых выпусков - связано установление главных черт в корпоративной этике МГИМО: требовательности и доброжелательности, инициативности и ответственности, открытости внешнему миру и твёрдости в своих позициях. Главные достижения лейтенантского поколения мгимовцев пришлись на период 1950-х-1970-х гг., период формирования и осуществления политики мирного сосуществования и разрядки. В политике мирного сосуществования в полной мере проявились как стремление к миру, так и трезвый реализм, основанный на учёте баланса сил. Концепцию мирного сосуществования можно с полным основанием рассматривать как прообраз концепции полицентричной системы мироустройства, сформулированной на рубеже XX-XXI вв. уже учениками лейтенантского поколения. Трудные времена не обошли стороной и МГИМО. Но, по счастью, наряду с другими заслугами лейтенантского поколения, ему принадлежит заслуга воспитания другого поколения мгимовцев, которые сохранили МГИМО в период смуты 1990-х годов. Опираясь на изначально заложенные университетские традиции, МГИМО в 1990-е-2000-е гг. превратился в полноценный университет с широкими международными связями, развёрнутыми на Запад и на Восток. Особое место в исследованиях учёных МГИМО-Университета занимают труды, непосредственно посвящённые эпохе Великой Отечественной войны. Эти работы имеют не только научное, но и большое воспитательное значение, вызывая резонанс в студенческой среде, стремление молодёжи включиться в диалог поколений.
65-76 1219
Аннотация
Ни у кого не вызывает сомнения, что важнейшим событием ХХ-го столетия стала совместная победа единого фронта народов и государств над германским фашизмом. Для одних это была победа во Второй мировой войне. Для россиян - победа в Великой Отечественной войне, которая стоила Советскому Союзу неимоверного напряжения сил, огромных человеческих жертв и колоссальных материальных потерь. В год 70-летия этой эпохальной даты мы вновь и вновь обращаемся к урокам истории, потому что память войны глубоко сохранилась в генах народов России и Германии, потому что каждая семья и с той, и с другой стороны понесла потери. Эта память жива в стихах, прозе, в фильмах и спектаклях, в песнях, в памятниках, биографиях и исторических датах. Память войны - в делах потомках, которые и в Германии и в России ведут крайне важную работу по розыску погибших, по уходу за воинскими захоронениями, по компенсации ущерба пострадавшим в этой нечеловеческой бойне, по критическому осмыслению нашего совместного не всегда лицеприятного прошлого. Об этом и размышляет автор этой статьи, убеждённый в том, что в любом случае мы имеем дело с величайшим событием XX века, в котором решающую роль сыграли народы Советского Союза.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 

77-85 4929
Аннотация
Тема данной статьи - становление концепции Большой Европы от Лиссабона до Владивостока, её перспективы и препятствия на пути реализации. Отмечается тесная историческая и культурная связь России и Европы, внешняя и ментальная схожесть всех европейских народов, включая русский. Впервые концепция Большой Европы стала рассматриваться в работах геополитиков начала и середины ХХ в. Она нашла отражение в планах Ш. де Голля и М.С. Горбачёва по созданию общеевропейского дома. Анализируя заявления современных российских и европейских политиков, можно сделать вывод о заинтересованности обеих сторон в реализации концепции Большой Европы на взаимовыгодных началах. Однако реальные внешнеполитические шаги России и ЕС не отражают решительного настроя обеих сторон. Автор обращает внимание на наличие серьёзных противоречий между Россией и ЕС в понимании того, на каких принципах должна быть сформирована Большая Европа. Есть разногласия по вопросам равноправия в отношениях стратегического партнёрства, по проблеме энергетического диалога, различается и видение архитектуры постсоветского пространства. Особо отмечен феномен «столкновения интеграций». Указывается на дестабилизирующую роль США и некоторых европейских государств, активно продвигающих инициативу «Восточного партнёрства». Украинский кризис является серьёзнейшим испытанием на прочность отношений России и ЕС. Его следствиями стали глубокий кризис доверия, «война санкций», разрыв деловых и политических связей. Тем не менее, в сложившейся сложной обстановке звучат призывы к налаживанию контактов между европейским и евразийским интеграционными проектами. Это позволяет надеяться на то, что обе стороны сумеют не только сохранить исторические связи, но и начать поступательное движение в направлении построения «Большой Европы».
86-93 2012
Аннотация
Информатизация и современные информационные технологии охватывают самые различные области социальной, духовной, материальной жизни человека и становятся доминирующим фактором глобализации. В современных международных отношениях, наряду с имеющими трансграничную природу новыми вызовами на первый план выходят и угрозы информационной безопасности. В этой связи возникает вопрос о совершенствовании и модернизации инструментария внешней политики для более эффективного использования современных средств информационного сопровождения международной деятельности. С учётом сложности современных международных отношений и задач, стоящих перед внешнеполитическими ведомствами, успех дипломатической деятельности во многом обусловлен эффективностью её информационной поддержки. В статье предпринята попытка проанализировать основные задачи и методы информационного обеспечения внешнеполитической деятельности на современном этапе в контексте исполнения действующих нормативно-правовых актов Российской Федерации. В статье уделено внимание деятельности Департамента информации и печати Министерства иностранных дел России, ответственного за информационное обеспечение внешней политики и проработку вопросов международного сотрудничества в сфере информации; обозначена важная роль применения новых информационных технологий в реализации задачи по оперативному доведению до аудитории точной и полной информации о российских подходах к решению международных проблем, о внешнеполитических инициативах и действиях Российской Федерации в целях противодействия попыткам дискредитации ее внешнеполитического курса.
94-101 742
Аннотация
В последнее время в России постепенно назревала необходимость осуществить радикальную смену ориентиров во внешней энергетической политике по причине неконструктивности и высокой степени политизированности подхода ЕС - главного и традиционного партнёра России - к решению ряда основополагающих вопросов сотрудничества. В первую очередь речь идёт о неудачных попытках создать региональную систему обеспечения энергетической безопасности, в основе которой лежали бы соответствующие институты и нормативно-правовая база, из-за нежелания ЕС считаться с позицией России как нетто-экспортёра энергоресурсов. В результате на данный момент в двустороннем энергетическом сотрудничестве между Россией и ЕС образовался «правовой вакуум», который пока не удалось заполнить. Текущий политический кризис в Европе, вызванный присоединением Крыма к России и событиями на Украине, обострил закоренелые проблемы энергетического партнёрства Россия-ЕС. В то же время активно реализуемый ЕС курс по диверсификации источников и маршрутов транспортировки энергоносителей ставит под сомнение исключительную роль России в качестве ключевого поставщика энергоресурсов в Европу. Эти факторы повлияли на существенный пересмотр Россией своих интересов в пользу восточного направления, квинтэссенцией чего стало подписание 21 мая 2014 г. многообещающего контракта с Китаем, а также меморандума с Турцией от 1 декабря 2014 г. Оба договора способны внести изменения в современный расклад сил на мировом энергетическом рынке. В статье рассматриваются предпосылки и причины современной активности России на восточном направлении.
102-107 808
Аннотация
Несмотря на традиционно прохладное отношение Британии к процессам углубления европейской интеграции, в конце 1990-х - начале 2000-х гг. Лондон, казалось, стал локомотивом развития европейского военно-политического сотрудничества. Т. Блэр и Ж. Ширак поставили перед своими странами амбициозные цели, включая создание европейских сил быстрого реагирования. Однако большинство целей так и не были достигнуты из-за опасений подорвать роль НАТО и нежелания Британии, как и ряда других стран ЕС, предпринимать реальные шаги по укреплению интеграции в сфере обороны и безопасности. К концу первого десятилетия ХХ в. перспективы военного взаимодействия в рамках ЕС становились всё более туманными, и коалиционное правительство Д. Кэмерона сделало ставку на развитие двустороннего франко-британского военного сотрудничества. В настоящее время Лондон продолжает оставаться в числе основных противников европейской обороны, однако, как это ни парадоксально, военная интеграция ЕС без участия Британии будет, как минимум, малоэффективной. Учитывая постепенное снижение военной активности США в Европе в пользу Азиатско-Тихоокеанского региона, Британия, продолжая строить свою безопасность на традиционных принципах атлантизма, имеет вполне реальный шанс стать лидером и в построении европейской системы безопасности. Она наряду с Францией является лидером в ЕС по уровню боеспособности вооружённых сил, опыту и готовности их участия в боевых действиях. Создание эффективного механизма европейского сотрудничества в области обороны и безопасности могло бы заполнить вакуум, образующийся в связи со снижением активности США в Европе и неучастием НАТО по тем или иным причинам в операциях, затрагивающих интересы ЕС.
108-119 779
Аннотация
Соединённые Штаты, будучи одним из пяти арктических государств, выступают на данном региональном поле, с одной стороны, в довольно традиционном для себя внешнеполитическом амплуа, применяя уже апробированные тактические уловки, но при этом выделяются нетипичной пассивностью, обусловленной, в первую очередь, отсутствием арктической идентичности. Особенно это заметно в сравнении с другими странами «пятёрки» - совершенно разными, но объединёнными чувством сопричастности к Северу. США, единственные, не являются участником Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, занимают довольно жёсткую позицию по юрисдикции Северо-Западного прохода, грозящую ухудшением отношений с Канадой; не развивают жизненно важный ледокольный флот. Такая амбивалентность циркумполярной стратегии мощной и внешнеполитически опытной страны сама по себе представляет значительный исследовательский интерес. При этом в новых международных условиях значение региона существенно повышается - он способен стать одновременно и «полем боя» ввиду стратегического геополитического положения, и «главным трофеем», учитывая, прежде всего, богатый углеводородный потенциал. Уже в последние годы Арктика постепенно превращается во внешнеполитический «метарегион»: географически узкие рамки глобально расширяются благодаря увеличению мирового присутствия в энергетически и транспортно перспективном Заполярье. Об этом свидетельствуют и появление новых активных участников (включая традиционно неарктических игроков), и придание динамики тематическому наполнению многосторонних дискуссий (традиционная повестка - сохранение хрупкой биосферы, коренные народы Севера - дополняется новыми «вызовами»: энергетическая безопасность, климатическое потепление, милитаризация), и укрепление институционального каркаса (Арктический Совет становится всё более влиятельной организацией). В свете напряжённости российско-американских отношений и повышающегося значения циркумполярного региона арктическая стратегия США должна стать предметом пристального как научно-исследовательского, так и государственного внимания.

МИРОВАЯ ПОЛИТИКА 

120-126 2178
Аннотация
Статья посвящена оценке влияния диаспор на мировую политику. Под диаспорой подразумевается транснациональное сообщество мигрантов, которое поддерживает материальные и эмоциональные связи с территорией (страной) происхождения и одновременно адаптируется к ограничениям и возможностям принимающего общества. Под влиянием эмоционального начала формируется сложный социально-психологический комплекс, включающий групповую солидарность и определённые мифы о территории происхождения. Как отмечается в статье, в целом диаспоры соответствуют выработанным в современных политологических трудах характеристикам негосударственных акторов. Диаспоры существуют автономно и участвуют в транснациональных взаимодействиях. Вероятность участия диаспор в подобных взаимодействиях увеличивается в некоторых ситуациях, а именно: при неудовлетворительном статусе диаспоры в стране проживания; при созревании предпосылок для изменения взаимоотношений между принимающим государством и страной происхождения; в условиях острого общественно-политического кризиса в стране происхождения. Влиятельность конкретной диаспоры зависит от её национальных, демографических и других особенностей. Своих целей на глобальном, региональном и национальном уровнях диаспоры достигают преимущественно путём воздействия на государственные институты. Кроме того, складываются основания для их самостоятельного, без привязки к государству, участия в мировых политических процессах. Особую роль в использовании ресурсов влияния играет элита диаспоры. Она представляет собой «центр управления», вырабатывающий стратегию действий и оперирующий ресурсами. Стабильность внутри «центра управления» является индикатором способности диаспоры управлять имеющимся потенциалом.

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 

127-132 739
Аннотация
В данной статье предлагается подход к долгосрочному прогнозированию развития международных отношений, основанный на анализе изменения диалектики войны и мира. Долгосрочные тенденции развития форм и проявления насилия в международных отношениях, а также способов и подходов к его ограничению и управлению определяет и развитие международных отношений. При решении методологической проблемы долгосрочного прогнозирования развития макросоциальных систем необходимо исходить из того, что простая механическая экстраполяция даже на среднесрочную перспективу не имеет смысла. Ключевой современной тенденцией в сфере политического насилия является стирание различий между миром и войной. Данную тенденцию можно описать как сетевизацию войны. Теория сетевой войны представляет собой модель военной стратегии в условиях постмодерна. Как основанные на информации и высоких технологиях модели новой экономики сегодня доказывают своё превосходство над традиционными капиталистическими и социалистическими моделями промышленной эпохи, так и сетевые войны претендуют на качественное различение с прежними стратегическими концепциями индустриальной эпохи (модерна). В современной политической сети насильственные и ненасильственные инструменты влияния существуют в нерасчленённом виде. Сетевая политика становится тотальной. Победа в сетевой войне заключается в конечном итоге в том, что соперник должен стать частью сети. Так как сеть формируется вокруг разделяемых ценностей, то сетевую войну можно свести к войне ценностей, которая ведётся насильственными и ненасильственными методами. Столкновение между сетями будет, скорее всего, носить бескомпромиссный характер, так что в конце останется лишь одна сеть. Бескомпромиссность сетевой войны походит на бескомпромиссность религиозных войн и столкновений цивилизаций.
133-142 1376
Аннотация
Понятия военная опасность, военная угроза, военные и невоенные меры их парирования и другие дефиниции из области политики государства по обеспечению военной безопасности в настоящее время широко используются в публицистике, концептуальных, других документах и научных исследованиях. Внимательному читателю нетрудно заметить неоднозначность в трактовке этих понятий. Это затрудняет не только восприятие изложенных на актуальные темы обеспечения военной безопасности публикаций, но и развитие теории и практики обеспечения обороны и безопасности государства. Авторская логика обоснования представлений о сущности невоенных мер парирования военных угроз, как конечной цели статьи, состоит в следующем. Вначале решается задача анализа понятий «национальная безопасность», «объект обеспечения национальной безопасности» и уяснения функций государства, общества и личности по обеспечению национальной безопасности. Декомпозиция объекта обеспечения национальной безопасности, в качестве которого выступает «национальное достояние» (содержание этого понятия описано в статье) позволила обосновать основания для классификации угроз национальной безопасности и с её помощью глубже уяснить их сущность, разновидности, генезис. Это обеспечило обоснование места и роли задач обеспечения военной безопасности в решении общей задачи обеспечении национальной безопасности, рассмотрено соотношение военных и невоенных угроз. Заключительный этап исследований, результаты которых изложены в статье, посвящён анализу содержания военных угроз, что позволило определить их основные структурные элементы: источник, носитель, военно-политический и стратегический характер, установить основные факторы определяющие содержание этих элементов, их взаимодействие. На основании этих результатов предложено определение сущности невоенных мер по парированию военных угроз, а также основные направления выработки этих мер.
143-151 844
Аннотация
Статья посвящена выявлению новейших тенденций, обозначившихся в оборонной политике Германии в условиях обострения геополитической ситуации в Европе. Автор анализирует разнообразные источники, включая официальные доклады, представленные министерству обороны и бундестагу, выступления министра обороны и представителей высшего командования бундесвера, доступные из материалов прессы данные о состоянии и проблемах вооружённых сил, а также о модернизации вооружений. Официально считается, что начатая в 2011 г. реформа бундесвера к настоящему времени преобразовалась в неопредёленный процесс обновления (Neuausrichtung), предполагающий постоянное совершенствование военного строительства. С момента формирования действующего кабинета этим процессом руководит Урсула фон дер Лайен - первая женщина на посту министра обороны Германии, чей стиль руководства накладывает свой отпечаток на работу оборонного ведомства. Между тем пересмотр основных параметров военного строительства и, в целом, оборонной политики Германии связан не с приходом нового руководства, а представляет собой следствие нынешнего, острейшего со времён окончания «холодной войны» геополитического кризиса на европейском континенте. Автор приходит к заключению, что в оборонной политике Германии наметился перелом, охватывающий все аспекты военного строительства: подготовку командного состава, техническое оснащение вооружённых сил, укрепление связей с союзниками. Антироссийская пропаганда в СМИ, сопровождающаяся реанимацией образа врага, нацелена на подготовку общественного мнения к грядущему росту оборонных расходов и даже, в известной мере, на преодоление излишнего пацифизма, свойственного современному обществу. Эти тенденции следует учитывать в России, поскольку сложившееся в последние годы представление о низкой боеспособности бундесвера устаревает и может оказаться опасной иллюзией.

ЭКОНОМИКА 

152-162 3250
Аннотация
Статья посвящена североамериканской экономической интеграции. Формирование Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) в рамках трёх государств (США, Канады и Мексики) стало самым ярким примером успешного развития интеграционных процессов в Западном полушарии. Соглашение о НАФТА в 2014 г. отметило 20 лет со дня своего вступления в силу (1994 г.). Это комплексное соглашение о зоне свободной торговли, которое охватывает торговлю товарами и услугами, движение капиталов, права интеллектуальной собственности, экологическое и трудовое сотрудничество. Основные его преимущества для стран-членов связаны с: а) динамичным ростом взаимной торговли и взаимных инвестиций; б) содействием росту промышленного производства (капиталоёмких и высокотехнологичных отраслей в США и Канаде и трудоёмких отраслей - в Мексике); в) повышением инвестиционной привлекательности экономик стран-участниц; г) содействием занятости. Но есть и издержки, как общего характера, так и особые для отдельных стран-членов. Общие издержки - это, прежде всего асимметричный уровень экономической взаимозависимости, когда взаимные экономические связи наиболее развиты между США и Канадой, между США и Мексикой, и наименее развиты между Мексикой и Канадой в силу исторически сложившихся условий. К ним можно отнести и дифференциацию уровней экономического развития стран в объёмах ВВП в целом и в расчёте на душу населения, в численности населения и в размерах территории. Но, несмотря на издержки, интеграционные процессы успешно развиваются, и не раз ставился вопрос об углублении экономической интеграции между США, Канадой и Мексикой. Так, в 2000 г. была выдвинута концепция создания НАФТА как сообщества в сферах экономики и безопасности к 2010 г. и введения общей валюты под названием амеро. Но этим предложениям не суждено было сбыться. На повестке дня - возможность подписания нового, более расширенного соглашения НАФТА+ и образования таможенного союза в рамках НАФТА.
163-170 1022
Аннотация
В данной статье проведён анализ мирового и российского рынка слияний и поглощений СиП). Рассмотрена динамика сделок по СиП в мире и в России за период 2010-2014 гг, изучены их география и отраслевая структура, представлены совершённые в 2014 г. десять крупнейших СиП в мире и в России. В настоящее время в условиях развития рыночных отношений многие компании, в основном крупные, рассматривают операции по слиянию и поглощению как средство улучшения материально-производственной сферы, повышения прибыльности, устойчивости, создания положительного имиджа. Такие сделки могут улучшить положение компании, сделать бизнес более конкурентоспособным и прибыльным. В современной мировой экономике, с одной стороны, усиливаются тенденции глобальной интеграции, проявляющейся в выходе мультипрофильных компаний на новые рынки, а также в концентрации капитала и консолидации бизнеса, но, с другой стороны, происходит ухудшение условий деятельности компаний вследствие происходящих финансово-экономических и политических кризисов, а также введения экономических санкций. Это обусловливает изменение активности на мировом и российском рынках СиП. В этой связи изучение динамики и структуры сделок по слияниям и поглощениям в мире и в России в современных условиях становится особенно актуальным. Расширяя свои возможности, компании разрабатывают стратегии диверсификации и реструктуризации. Именно благодаря подобным стратегиям СиП являются естественной реакцией на рыночные перемены и необходимы всем компаниям для постоянного приспосабливания к изменяющейся внешней среде.
171-179 823
Аннотация
Распоряжение Президента России В.В. Путина, направленное 10 марта 2015 г. правительству и Центральному банку нашей страны, в котором им поручено проработать к 1 сентября возможность создания валютного союза стран ЕАЭС, не может быть оставлено без внимания научным сообществом России и других евразийских стран. Стратегическая цель поручения Президента понятна - создать остров валютной стабильности в окружении Ямайской валютной несистемы и фактически монополярного, асимметричного мирового долларового миропорядка, свести к минимуму зависимость евразийских стран от доллара США, сдержать его мировую экспансию, заморозить процесс финансирования всеми странами дисбалансов США, повернуть вспять процесс долларизации евразийских стран и мировой долларизации, избавить мировое сообщество от будущих мировых финансовых кризисов. Мировой финансовый и экономический кризис 2008-2010 гг. показал воочию, что денежно-кредитная и банковская система США превратилась в хронический источник будущих потрясений мирового масштаба. Это служит веским основанием необходимости активизации процесса валютной интеграции стран на региональном уровне и трансформации современного фактически монополярного Ямайского мирового долларового стандарта в мировой мультиполярный валютный стандарт. В статье изложены возможные этапы формирования евразийского валютного порядка - от создания системы многосторонних расчётов с использованием общей региональной расчётной и валютной единицы, к введению евразийской валютной системы с евразийской валютной единицей, которые могут быть в будущем трансформированы в евразийский экономический и валютный союз с единой региональной валютой (евразом), способной существенно ограничить мировое монопольное положение доллара США.
180-185 552
Аннотация
Чтобы принимать правильные решения относительно покупки или продажи финансовых активов, требуется определение характера рынка ценных бумаг. Существующие методы анализа состояния рынка ценных бумаг в полной мере не учитывают вероятностное распределение состояний и нечётко-множественное описание характера рынка ценных бумаг. Для эффективной работы на рынке ценных бумаг требуются новые методы анализа и прогнозирования его состояния. В работе предложен нечётко-множественный алгоритм для оценки характера рынка ценных бумаг. Данный алгоритм содержит операции теории нечётких множеств. Нечеткость характера рынка ценных бумаг проявляется в «размытости» границ его разновидностей. Благодаря теории нечётких множеств могут быть описаны нечёткие понятия и знания, можно оперировать этими знаниями и делать нечёткие выводы. В настоящее время нечёткие множества широко используются в различных областях. В данной статье была разработана экспертная система нечёткого вывода для нечёткой оценки характера рынка ценных бумаг. В качестве инструментальной среды разработки была использована система компьютерной математики Mathcad. Для характеристики рынка в работе был применён индекс РТС. Разработанная экспертная система позволяет по введённым конкретным значениям входных показателей получать оценку характера рынка ценных бумаг. Применение данной экспертной системы позволяет пользователям системы устранять неопределённость при принятии решений, ориентироваться в ситуации на рынке ценных бумаг и принимать правильные решения относительно покупки или продажи финансовых активов. Разработанная в данной статье экспертная система была применена для случая волатильного рынка.
186-195 968
Аннотация
ЕС обладает наиболее разработанным механизмом либерализации торговли услугами в рамках экономического объединения. Этому способствовало наличие системы институтов наднационального характера, решения которых являются обязательными для стран-членов. Вместе с тем, процесс создания единого рынка услуг ещё далеко не закончен. Это связано с тем, что не все принципы, которые лежат в основе внутреннего рынка, применяются в полной мере, а также по причине особенностей услуги как объекта международной торговли. Финансово-экономический кризис вызвал новую волну протекционистских настроений в различных странах ЕС, что нашло отражение в сохранении и появлении новых барьеров в торговле услугами в рамках Евросоюза. Интеграция сферы услуг в рамках объединения сопровождается важными торговыми инициативами на многостороннем уровне. Во Всемирной торговой организации (ВТО) страны ЕС ведут переговоры о новом соглашении по торговле услугами и предлагают положения, которые, помимо обеспечения транспарентности, углубления либерализации и защиты прав иностранных инвесторов на рынке услуг, будут благоприятствовать и дополнять Трансатлантическое соглашение о свободной торговле и инвестиционном партнёрстве ЕС и США. Россия является лишь четвёртым по значимости партнёром в торговле услугами для ЕС. В то же время для России Евросоюз остаётся ключевым партнёром как в торговле услугами, так и в торговле товарами. В области торгово-экономических отношений у них существует значительный потенциал для роста.

ПОЛИТОЛОГИЯ 

196-203 8002
Аннотация

Анализируя процесс политических реформ в КНР, автор отмечает, что в течение первых 20 лет реформ и открытости Китая экономический рост не сопровождался развитием общества. Политические реформы не поспевали за экономическими, несовершенство политической системы сдерживало экономические реформы и развитие. В силу этого XVI съезд КПК поднял политику до уровня «политической культуры» по аналогии с «материальной культурой» и «духовной культурой». В первое 20-летие XXI в. с целью завершить всестороннее построение общества «малого достатка» Китай должен создать «совершенную систему социалистической рыночной экономики», построить «гармоничное социалистическое общество». Для достижения этих целей политические реформы в Китае должны обеспечить «совершенствование социалистической демократии» и «социалистического правового государства». В первые годы XXI в. реформы принесли ряд значимых достижений: политическую стабильность, мирную смену поколений власти, существенное повышение уровня политической демократии. Пройден первый этап формирования правового социалистического государства, возросли способность и уровень руководства со стороны правящей партии, усилилось партийное строительство. Но и в начале второго десятилетия XXI в. осуществление законодательства, демократии сталкивается со многими вызовами, особенно с активизацией национализма в начале века. Вместе с тем «китайская мечта» мобилизует грандиозные силы единства, чтобы Китай смог: а) углубить реформы и увеличить открытость; б) решить все свои общественно-политические проблемы; в) повысить руководящую и властную мощь КПК. Процесс осуществления «китайской мечты» также означает стремление к вершинам экономики, политики, военного дела, технологий в мире, овладение ими, отражает процесс становления новой великой державы, которая придёт на смену США. Политические реформы с целью осуществления «китайской мечты» связаны с мирным развитием, внесением вклада в развитие и прогресс человечества, совместным со всеми соседними странами успешным развитием. Иначе Китай повторит историю краха и упадка цивилизаций и великих держав.

204-210 967
Аннотация
В статье говорится о том, как в настоящее время осуществляется борьба с принудительным трудом и торговлей людьми в странах Центральной Азии. Отмечается, что эта проблема возникла с начала 90-х гг., после получения этими странами независимости, в связи с тяжёлой экономической ситуацией и с деятельностью экстремистских организаций. Жертвами принудительного труда и торговли людьми могут стать мужчины, женщины и дети, однако в большинстве случаев ими становятся молодые женщины и девушки, которые подвергаются сексуальной эксплуатации. На примерах показано, как в каждой из стран региона ведётся борьба с этим явлением. Так, правительством Республики Таджикистан создана Межведомственная комиссия по противодействию торговле людьми. Данная комиссия при сотрудничестве с международными организациями проводит работу по информированию населения, поиску жертв сексуального бизнеса, их возвращению на Родину и реабилитации. В Казахстане по новому закону стало легче возбуждать уголовные дела, имеющие отношение к трудовому рабству. Кроме того, создан центр временного проживания бывших жертв торговли людьми «Комек». В Киргизии под эгидой министерства труда, занятости и миграции создана рабочая группа по разработке 3 Национального плана действий по борьбе с торговлей людьми (2011-2015 гг.). В Узбекистане вступил в силу закон «О противодействии торговле людьми». Кроме того, создана Республиканская межведомственная комиссия по противодействию торговле людьми. Законом определены полномочия государственных органов, непосредственно осуществляющих деятельность по этому направлению. В Туркмении правительство запрещает все формы торговли людьми согласно статье 129 Уголовного Кодекса, вступившего в силу в июле 2010 г. Он предусматривает наказания от 4 до 25 лет тюремного заключения. Эти наказания достаточно жёсткие и соразмерны с наказаниями, предусмотренными за другие серьёзные преступления, такие как изнасилование. В конце статьи вделаны аналитические выводы.
211-220 1011
Аннотация
В первый день священного месяца Рамадан, 29 июля 2014 г., джихадистская организация «Исламское государство» (ИГ), ранее именовавшаяся «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ), объявила о создании халифата на контролируемой её боевиками территории Ирака и Сирии. Используя слабость государственной власти и остроту межэтнических, межплеменных конфликтов, руководителям ИГ удалось умножить число сторонников и усилить своё влияние. Успеху исламистского бума, в том числе в форме создания ИГ, в немалой степени способствовал кризис светских идеологий (прежде всего, западного либерализма и коммунизма), побудивший широкие мусульманские массы обратиться к более близким им по духу, по менталитету сугубо религиозным ценностям. ИГ финансируется лучше, чем какая-либо другая экстремистская группировка до него. Можно выделить, как минимум, пять источников пополнения его финансов. Текущие цели джихадистов - это и использование вакуума власти, привнесение хаоса в различные территории в мусульманском мире, и подготовка почвы для перехода к конечной цели их программы, а именно к воссозданию, как декларируется, могущественного теократического государства - Халифата, на подобии того, который существовал в средневековье, в период победоносных мусульманских завоеваний в VII-IX вв. Эффективность борьбы с ИГ обусловлена сочетанием политических, военных, экономических и социальных мер. Кроме того, она должна быть скоординирована в международном плане. Положительные результаты может принести координация антитеррористической деятельности России со странами Запада и Востока.
221-229 786
Аннотация
Статья посвящена феномену «Исламского государства», являющемуся одной из наиболее опасных и действенных международных террористических организаций. В статье проводится исследование генезиса группировки ИГ, причин её зарождения; анализ социально-политической и геополитической ситуации суннитской общины в Ираке в период после американской агрессии 2003 г.; выявление факторов, благоприятствующих распространению религиозного экстремизма в северных регионах Сирии и Ирака; изучение военно-политического потенциала ИГ и факторов, которые могут препятствовать экспансии этого образования. Феномен ИГ рассматривается как принципиально новое явление, способное повлиять на развитие ситуации в ближневосточном регионе, и уже вызвавшее переформатирование границ, сложившихся в результате соглашения Сайкс-Пико 1916 г. По мнению автора статьи, основной причиной вооружённого восстания в северных провинциях Ирака летом 2014 г. явилось недовольство суннитского населения дискриминационной политикой правительства Нури аль-Малики, состоявшего из представителей шиитских религиозных партий. Движущими силами данного восстания были на первом этапе представители иракских суннитских племён и бывшие активисты партии Баас, однако на следующем этапе инициатива была перехвачена исламскими экстремистами (джихадистами). Другой причиной является гражданская война в Сирии. Без ликвидации этих факторов автор считает борьбу с «Исламским государством» малоэффективной. Библиография статьи включает в себя научные исследования, газетные и журнальные статьи, материалы из Интернета на английском, русском, французском, персидском языках, посвящённые данной проблеме. В число исследований входят книги и статьи признанных зарубежных специалистов Патрика Кокберна и Жилля Мунье, не публиковавшиеся на русском языке.
230-237 2262
Аннотация
В статье рассматривается феномен политической меритократии. Автор исследует политические и экономические предпосылки вхождения концепта меритократии в политологический дискурс, а также особенности, которыми характеризовался данный процесс. Особое внимание при этом уделяется экономической обстановке начала 1980-х гг., когда правительства многих стран столкнулись с необходимостью преодоления последствий глобального экономического кризиса предыдущего десятилетия. Автор фокусирует внимание на сходствах и различиях проводимых в то время разными странами политик относительно царившего в них политического режима. Также внимание обращается на дискуссию об «азиатских ценностях», которая сыграла значимую роль в становлении политической меритократии в азиатском регионе. В статье анализируется возникновение и распространение меритократических подходов в практике государственного управления стран азиатского региона на примере Сингапура и Китая. Автор выявляет теоретические основания политической меритократии и исследует культурологические предпосылки их формирования. В частности, исследуется значимость морально-этической доктрины конфуцианства для теории и практики меритократии. Также автор прослеживает проявление меритократических принципов в воззрениях отдельных представителей западной политической теории, среди которых исследуются как классические авторы (Платон, Джон Стюарт Милль), так и современные учёные (Джейсон Бреннан, Брайан Кэплан). В заключение автор анализирует возможности приложения меритократической теории и практики к российской действительности. Автор сопоставляет Россию, Китай и Сингапур по ряду политически и экономически значимых критериев, выявляет сходства и расхождения в политическом прошлом и настоящем, оценивает значимость отдельных культурологических факторов в развитии данных стран и на основании этого формулирует свои выводы относительно перспектив меритократии в России.
238-246 1139
Аннотация
В статье рассматриваются механизмы смены авторитарных политических режимов в странах Ближнего Востока и Северной Африки в ходе «арабской весны». Ненасилие как техника разрушения власти в статье рассматривается как альтернатива вооружённому свержению. Анализу подвергается предложенная «крёстным отцом» «арабской весны» Джином Шарпом методика ненасильственных методов борьбы. Отмечается, что её отличительными чертами являются планирование, решительность и активность действий протестных сил. Особое место автор уделила исследованию роли неправительственных организаций в отборе и подготовке лидеров и активистов протестных выступлений, в создании сети сторонников демократических движений. В статье анализируется роль Интернет-ресурсов и кибертехнологий, используемых оппозиционными силами в ходе протестных выступлений. Новейшие информационные средства придали активность и мобильность процессу политических изменений, сопровождавшемуся информационными акциями, направленными на дискредитацию правящих режимов и формирование соответствующего общественного мнения. Медиатация политики способствовала созданию плотной информационной завесы, ретушируя реальную картину происходящих событий. Ключевая роль ненасильственных действий состояла в том, что они изменили точку зрения сил, борющихся против режима. Это стало возможным благодаря распространению в широких слоях населения уверенности о том, что свержение режима может произойти бескровным путём. Общий комплекс средств, использованный в рамках «арабской весны», указывает на то, что механизм свержения авторитарных режимов и его технология являлись продуктом западной культуры, взятым на вооружение арабскими активистами.
247-253 745
Аннотация
Статья посвящена новому германскому закону о двойном гражданстве и содержит анализ его возможных мирополитических последствий. Допустимость двойного гражданства, устанавливающего политико-правовую связь индивида с двумя государствами одновременно, стала предметом дискуссий с момента возникновения данного института, и главным аргументом противников подобной практики всегда была сомнительная лояльность бипатридов по отношению к государству. С принятием закона, позволяющего получать немецкое гражданство лицам, у которых оба родителя являются иностранцами, Германия, всегда отстаивавшая собственную идентичность, преодолела ещё одну ступень либерализации. Это решение органично вписывается в общеевропейский сценарий формирования максимально открытого государства, отличающегося этнокультурным многообразием, что в нынешних условиях стало своего рода императивом и, по крайней мере пока, вытеснило доводы о ненадёжности граждан, имеющих паспорт другой страны. В статье внимание автора концентрируется на турецкой диаспоре, для которой данное нововведение особенно значимо, поскольку она является самой крупной и влиятельной инокультурной общиной на территории Германии. Таким образом, вопросы, касающиеся гражданства, также тесно связаны с современными проблемами миграции. Указывая на перспективы неминуемой интенсификации миграционных потоков из Турции и увеличения доли граждан ФРГ турецкого происхождения, автор прогнозирует влияние инициативы на мировую политическую систему. В этих условиях следует ожидать изменений как в европейских интеграционных процессах и в характере взаимодействия ЕС с ключевыми партнёрами, так и в архитектуре мировой безопасности. Анализ результатов данного решения предваряется историческими сведениями о формировании турецкой диаспоры на территории Германии и о германском видении национальной общности, которое неизбежно определяет политику государства в вопросах выдачи гражданства.
254-260 2475
Аннотация
В статье детально рассматривается модель пенсионной системы, реализованная в СССР. Анализ собственной истории, с выделением как положительных, так и отрицательных моментов, позволяет обогатить представление об эффективной пенсионной системе, которые на сегодняшний день в основном строятся на анализе зарубежного опыта. Действовавшая с СССР система пенсионного обеспечения была частью общей системы социального обеспечения, а в её развитии можно выделить два основных этапа. На первом этапе развития (1917-1956) происходит формирование фундамента системной социальной политики государства. На втором этапе (1956-1991) были окончательно сформированы нормативно-правовые рамки, а начиная с 1965 г., участие населения в пенсионной системе приобретает массовый характер. Рассмотрев законодательную базу пенсионной системы СССР и проанализировав ключевую статистику, автор приходит к выводу о том, что советская пенсионная системы была эффективной, а развитие системы социального обеспечение являлось ключевой стратегической задачей руководства страны. Мы приходим к выводу о том, что с принятия постановления Верховного Совета РСФСР «Об организации пенсионного Фонда РСФСР» можно говорить о закате советской и зарождении постсоветской российской пенсионной системы. В заключение, отмечая эффективность пенсионной системы СССР, необходимо подчеркнуть, что она носила сугубо распределительный характер, то есть не имела накопительного элемента. Это приобретает сегодня особую актуальность ввиду продолжающихся споров о целесообразности сохранения пенсионных накоплений в рамках реформирования пенсионной системы России. Рекомендуется детально изучить опыт построения пенсионной системы в СССР при разработке пенсионной реформы в РФ.

СОЦИОЛОГИЯ 

261-268 527
Аннотация
В статье рассматривается необходимость развития нового типа взаимодействия между поставщиками оборудования и конечным потребителем в условиях меняющейся социокультурной реальности. Данный тип является гарантом качественной инновационной модернизации производственных площадок российских промышленных предприятий, так как основывается на пересмотре социальной реальности в свете новой информации и/или знания. Обретает значимость выбор инновационных технологий, способствующих выстраиванию плодотворных и качественных отношений между акторами социального процесса, так как произошли изменения роли, задач и потенциала техники в сложившемся облике цивилизации. В статье автор акцентирует внимание на изменениях представлений о социальном времени и пространстве, рефлексии потребителей оборудования (влияние экономических, социальных и психологических факторов на их решение о закупке), рефлексии поставщиков. Наблюдается рефлексия габитуса социальных акторов в контексте социального взаимодействия, ориентированного на организацию инновационных практик. На сегодняшний день техника также рефлексирует: становятся значимыми не столько её технические характеристики, сколько символические, знаковые, содержащиеся в кодах сигнификации. В рамках исследуемой проблемы было проведено глубинное интервью с экспертами фармацевтической промышленности, которое было ориентировано на выявление факторов, влияющих на решение приобрести инновационное качественное импортное оборудование, которое способствовало бы модернизации существующего производственного процесса. Автор обосновывает положение, согласно которому при адекватной рефлексии, способствующей созданию и распространению новых социальных практик, основанных на тесном и доверительном контакте и разработке инструментариев гибкой коммуникации, российские предприятия могут быть успешно модернизированы, и Россия может перейти на новый промышленный уровень.

ПРАВО 

269-275 943
Аннотация
Статья посвящена порядку разрешения налоговых споров в Российской Федерации и Федеративной Республике Германии. Выявлены особенности механизма урегулирования данных конфликтов как на досудебной, так и на судебной стадии рассмотрения. В соответствии с законодательством ФРГ административная стадия разрешения спора, осуществляемая налоговым органом, всегда предшествует обращению с жалобой в суд. Следовательно, налогоплательщик сначала направляет своё заявление в письменной форме в орган, издавший акт, а в некоторых случаях - в вышестоящую налоговую инстанцию. Такой обязательный порядок был заимствован и Россией. Судебная стадия урегулирования налогового конфликта в Германии осуществляется специализированными судами, образующими двухуровневую систему по разрешению спора. Налоговый спор, переданный в суд, разрешается финансовыми судами земель, а затем вышестоящим Федеральным финансовым судом. Немецкий Федеральный финансовый суд принимает к своему рассмотрению только определённые категории исков, перечисленные в Законе (Положении) о финансовых судах. В России обжалование рассмотренных в административном порядке налоговых конфликтов, в отличие от немецкой системы, осуществляется арбитражными судами и судами общей юрисдикции. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и даёт разъяснения по вопросам судебной практики. Основной массив налоговых споров разрешается арбитражными судами, созданными на уровне субъектов Федерации для разрешения споров с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В арбитражных судах функционируют специальные налоговые коллегии, куда входят группы судей, специализирующихся на рассмотрении дел о налогообложении.

НАУКОВЕДЕНИЕ 

276-282 1041
Аннотация
В статье рассматривается процесс популяризации науки во Франции с точки зрения двустороннего сотрудничества учёных и СМИ. Посредником во взаимоотношениях двух сторон выступает научная журналистика как средство распространения результатов научных исследований и построения общества знания. Многовековая история взаимодействия исследователей и журналистов во Франции представляет несомненный интерес и может служить теоретической моделью, применимой к российским реалиям, способствующей повышению интереса к научно-популярным публикациям у отечественных учёных. Журналист, выступающий в первую очередь как популяризатор науки, призван доводить до непосвящённого читателя научные факты в доступной форме. В связи с этим до сих пор актуальным остаётся вопрос о профильном образовании такого журналиста: должен ли он специализироваться на конкретной области либо владеть азами письменной речи и уметь транспонировать сложный научный язык. Французские научно-популярные журналы пользуются популярностью не только среди самих учёных, которые охотно сотрудничают с издательствами и участвуют в подготовке номеров, но и среди читателей вследствие привлекательной подачи материала. Взаимоотношения журналистов и учёных следует рассматривать на теоретическом и практическом уровнях. В статье подробно анализируется первый уровень, включающий в себя историю возникновения научной журналистики во Франции с момента издания первого научного журнала в Европе, а также особенности формирования образовательной системы и фундаментальные критерии выбора данной специализации. Особая роль в формировании представления о деятельности научных журналистов отводится Ассоциации научных журналистов информационной прессы, организации, активно участвующей в развитии доверительных отношений между учёными и журналистами.

ФИЛОЛОГИЯ 

283-286 877
Аннотация
Автор статьи обращается к творчеству одной из ярких представительниц современной этнической литературы Америки - писательнице Эми Тан. Будучи американкой китайского происхождения, она много размышляет о национальной и культурной идентичности, о конфликте китайского и американского мировоззрений в семьях иммигрантов, о сложных взаимоотношениях родителей и детей. Именно семьи часто становятся местом конфликта иерархических ценностей, патриархального устройства и либеральных демократических ценностей. В произведениях Эми Тан отношения между женщинами разных поколений делаются основным структурным принципом. В статье анализируется повествовательная структура романа Тан «Дочь костоправа», в котором автор вновь обращается к теме поиска собственного «я» и сложных отношений с матерью. Описывая семейную драму, Тан стремится выяснить, каким образом младшее поколение сохраняет идентичность. Основным текстообразующим элементом выступает тема прошлого, памяти и мифов. Рассказы о Китае выступают главным подтекстом, который формирует отношения между тремя поколениями женщин одной семьи. Для матери эти рассказы представляют процесс воспоминания, в то время как для дочери, которая никогда не бывала в Китае, они становятся текстом культуры. Исследуя композицию романа, автор статьи приходит к выводу, что креативный потенциал памяти позволяет придать значимость фактам, преданным забвению, актуализировать значимость частной истории на пути национального и культурного самосознания героини. Традиционные мифопоэтические мотивы дополняются современными социокультурными, философскими и этическими ассоциациями и становятся важным средством воплощения идеи о восстановлении своего этнического прошлого и «женского» в истории и культуре.
287-294 634
Аннотация
Статья посвящена вопросам обучения чтению художественной прозы. Автор анализирует особенности художественного текста, которые влияют на процесс его чтения и которые не могут не учитываться преподавателем в работе над данным типом текстов. Автор в статье утверждает, что, принимая во внимание особенности чтения художественной прозы, преподаватель в процессе обучения чтению художественных текстов с большей эффективностью может тактически выстраивать приёмы своей работы с ними, а также создавать или творчески изменять систему упражнений по формированию навыка работы с этим текстотипом. Чтение художественного произведения рассматривается в статье как процесс общения, в котором осуществляется познание и презентация субъектного «я» автора и субъектного «я» читателя. Автор, выделив уровни художественного общения, сосредотачивает внимание на содержании работы преподавателя по обучению чтению художественной прозы на каждом из выделенных уровней. В статье автор описывает субъективно центричный подход к чтению художественной прозы, отделяет его от объективно центричного подхода и показывает продуктивность и эффективность первого в процессе изучения иностранного языка. Автор предполагает, что в совокупности субъективных интерпретаций, толкований и импрессий может промелькнуть и истинно авторский замысел, и истинно авторское понимание, и буквально авторский смысл. Автор подчёркивает важность вовлечения студентов на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе, где превалирует внимание к языку профессии и профессионально-значимым компетенциям, в процесс чтения художественной прозы высокого уровня.

ПЕДАГОГИКА 

295-299 964
Аннотация
В последнее время происходят серьёзные изменения в системе высшего образования, которые касаются как зарубежных, так и российских вузов. Они связаны с проявлением следующих тенденций: реализация концепции непрерывного образования, глобализация образовательного пространства, смена образовательной парадигмы, а также широкомасштабное внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в образовательный процесс университетов. В статье представлен обзор основных вариантов использования дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в практике высшей школы. К их числу можно отнести: внедрение систем дистанционной поддержки учебного процесса (LMS - Learning Management System), использование МООС (Massive Open Online Courses) - массовых открытых онлайн курсов. Особое внимание уделено характеристикам вебинара - новой формы обучения в виртуальной информационно-образовательной среде. Цель освоения технологии проведения вебинаров преподавателем высшей школы - повышение информационной культуры и формирование компетенции эффективного взаимодействия со студентами в быстро меняющемся окружении электронных средств обучения. Изложены возможности программно-технологической платформы вебинаров, определяющие инструментарий преподавателя. К ним относятся: аудиосвязь и видеосвязь в режиме реального времени, показ слайдов презентаций, работа с виртуальной доской, демонстрация «Рабочего стола» компьютера преподавателя, проведение опросов. Представлены сценарии применения инструментов вебинара для проведения онлайн-аналога лекции и онлайн-аналога семинара, техническая и педагогическая подготовка к ним. Оба сценария предназначены для организации виртуального аналога традиционного общения педагога и студента в случае возникновения необходимости такого общения на расстоянии. Предлагаются варианты использования вебинаров для поддержки традиционного учебного процесса в университете и оценки их эффективности.

РЕЦЕНЗИИ 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)