ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТАТЬИ 
Отношения нашей страны с Индией на протяжении десятилетий были близки к союзническим. Вместе с тем перемены, произошедшие в России и на мировой арене в целом, мощный экономический подъём и усиление на этой основе геополитических амбиций Индии не могли не привнести в эти отношения новые акценты. Приход к власти в Индии в 2014 г. «Индийской Народной партии», или «Бхаратия Джаната Парти» (БДП), идеологией которой служит Хиндутва – национализм, основанный на религиозных традициях индуизма, придал международной деятельности Индии большую уверенность и напористость. Нынешний премьер- министр Н. Моди прямо заявил о своём плане сделать Индию ведущей силой на международной арене. Важным моментом индийской внешней политики последнего времени стало деятельное наведение мостов с США, которые рассматривают Индию прежде всего как один из потенциальных противовесов Китаю. Свою роль в индийско- американском сближении сыграла трёхмиллионная индийская диаспора в США. Вместе с тем Нью-Дели сохраняет ставку на «привилегированное стратегическое партнёрство» с Россией. Интересы Индии в глобальном и региональном масштабе чаще совпадали и совпадают с интересами России, а не других великих держав. Со своей стороны у нас никогда не было, нет и не предвидится конфликта интересов с Индией. Три основополагающих столпа двустороннего партнёрства за пределами международной политики – это энергетика, в т.ч. атомная, военно-техническое сотрудничество и сотрудничество в космосе. Эти сферы составляли, составляют и будут составлять базис нашего стратегического партнёрства. Российско-индийское партнёрство убедительно доказывает свою жизнеспособность и эффективность, содействует укреплению всеобщего мира и безопасности.
Статья посвящена важнейшему этапу во взаимоотношениях нашей страны и Индии (вторая половина 1950-х – 1960-е гг.), когда были реализованы объективные факторы, способствовавшие превращению двух государств в естественных стратегических союзников. В работе проанализирована эволюция внешней политики СССР и Индии в упомянутый период и влияние экзогенных и эндогенных факторов на внешнеполитическую стратегию стран. Анализ единичного, особенного и общего в парастратегии двух государств позволяет получить новое знание в оценке направленности их геоэкономических и геополитических интересов, в выделении внутренних и внешних измерений, способствовавших / ограничивавших реализацию этих интересов. Рассматриваются основные подсистемы двусторонних отношений: политическая, экономическая, военно-политическая и культурно-цивилизационная – в их взаимосвязях. В ходе анализа политического блока изучались переговоры на высшем уровне, политические консультации по самому широкому кругу вопросов, сотрудничество между СССР и Индией по решению глобальных проблем, а также региональных (прежде всего, в отношении напряжённости в Южной Азии). Выявлялось значение становления «надпартийного» согласия в Индии, предметом которого с середины 1950-х гг. стал и внешнеполитический курс. Данный консенсус касается основных направлений и макрозадач, тогда как существуют расхождения в методах их достижения, что связано и с политико-идеологическими платформами различных сил, и, в первую очередь, с глобальными изменениями. При анализе советско-индийских экономических отношений особое внимание уделялось росту торгового оборота и изменению его структуры, сотрудничеству в сфере тяжёлой промышленности и энергетики, поставкам советских машин и оборудования. Исследовалось становление военно-политических взаимосвязей, которые зародились именно в указанный период, а в настоящий момент являются основной базой развития двусторонних отношений. При изучении культурной сферы было обращено внимание на определённую схожесть двух стран при всех колоссальных различиях цивилизаций: для них свойственен срединный путь цивилизационного развития, а духовность, имманентно присущая двум цивилизациям, противостоит материализму и духу потребительства развитых государств. Особым вопросом исследования стал анализ перемен на глобальном уровне международных отношений, который во многом определял эволюцию советско- индийских отношений.
В статье изучаются вопросы эволюции военной доктрины Индии, факторов, оказавших влияние на её разработку и развитие, а также анализируется современное состояние и концептуальные подходы. В отсутствие единого консолидированного документа индийскую военную стратегию принято рассматривать как совокупность ядерной доктрины, военной доктрины сухопутных войск и военно-морской доктрины. Развитие теоретической базы и структурирование деятельности вооружённых сил связано с изменениями геополитической обстановки. Автор доказывает, что Нью-Дели внимательно реагирует на изменение регионального и международного баланса сил, вырабатывая и актуализируя нормативно-правовую базу, релевантную существующей обстановке, как modus operandi для военного и политического руководства страны, стремящегося создать благоприятные условия для развития экономики и упрочить позиции Индии как мировой державы. Военная доктрина, военно-морская доктрина и ядерная доктрина разработаны с учётом существующих угроз и новых вызовов безопасности страны: факторы Пакистана и Китая, международный терроризм, очаги сепаратизма, пиратство и др. В то же время реальное состояние дел, в частности, боеспособность вооружённых сил, их техническая оснащённость, логистика и система командования и управления войсками не позволяет Индии в полной мере реализовывать декларируемые цели и задачи.
Цель настоящего исследования заключается в анализе модели глобализации индийской экономики, её основных тенденций и перспектив. В статье показаны главные пути интеграции Индии в мировое хозяйство: участие в международном движении капитала, мировом обмене товарами и услугами, а также место страны в глобальных стоимостных цепочках. Теоретической основой исследования стал синтез концепции глобальных стоимостных цепочек и подхода Э. Тирлвола к определению понятия «глобализация». В качестве методической основы автором применены такие методы научного познания, как индукция и дедукция, анализ и синтез, и, прежде всего, системный подход к изучению индийской экономики в целом и внешнеэкономической политики в частности. Согласно данным ОЭСР, показатель участия Индии в глобальных стоимостных цепочках составляет 42% индийского экспорта. При этом благодаря наличию многоотраслевой экономики, сформированной в период импортозамещения, здесь в меньшей мере, чем в других развивающихся странах, в производстве экспортной продукции используются иностранные компоненты. Автор рассмотрела позиции Индии в международном движении капитала. Отмечено, что современная инвестиционная политика Индии направлена на дальнейшее увеличение открытости национальной экономики и на привлечение в страну иностранного капитала, прежде всего, не приводящего к образованию внешней задолженности. В статье проанализировано место Индии в мировом обмене товарами и услугами. Рассмотрев товарную и географическую структуру внешней торговли, а также характерные черты участие страны в глобальных стоимостных цепочках, автор выявила тенденцию к укреплению позиций Индии в мировой торговле полуфабрикатами. В статье приводятся индекс Грубеля-Ллойда, характеризующий уровень внутриотраслевой торговли Индии с внешним миром, а также коэффициент выявленных сравнительных преимуществ, характеризующий конкурентные преимущества индийской экономики в торговле товарами и услугами. Автор проанализировала актуальные статистические данные относительно динамики внешней торговли Индии, притока прямых иностранных инвестиций и экспорта индийского капитала.
Основная цель предлагаемого исследования заключается в определении специфики участия Индии в региональных торговых соглашениях (РТС), сравнительном анализе основных положений РТС и влиянии членства в интеграционных соглашениях на внешнеторговые отношения страны. В мировой экономической литературе отсутствует единство мнений об экономическом эффекте участия государств в РТС. Авторский тезис заключается в том, что конечный эффект членства в РТС зависит от суммы таможенных пошлин на дату подписания соглашения (чем выше, тем больше эффект от создания торговли), а также от места партнёра страны в торговле другого государства-участника (чем больше взаимный товарооборот, тем больше эффект от создания торговли). Конечно, влияют другие факторы, такие как географическая близость, транспорт и другие транзакционные издержки. Участие Индии в региональных торговых соглашениях (РТС) было одной из задач реализации политики «Взгляд на Восток», которая была утверждена в 1991 г., страны Юго-Восточной Азии были определены в качестве регионального приоритета, Стратегическим и экономическим причинам. Позже региональное освещение было распространено на страны Северо-Восточной и Южной Азии из-за повышения роли Китая в мировой экономике и политике, которая стала стратегическим вызовом и экономическими возможностями для индийской экономики. Индия является участником 13 РТС, большинство из которых являются двусторонними. В индийской интеграционной практике применяется один из четырёх типов РТС: (1) соглашение о всестороннем экономическом партнёрстве, которое отличается самым широким объёмом взаимных экономических отношений; (2) соглашение о всеобъемлющем экономическом сотрудничестве; (3) соглашение о свободной торговле; (4) соглашение о преференциальной торговле. Чаще всего используется классическая интеграционная модель (зона льготной или свободной торговли). Первоначально индийская политика РТС доминировала над политическим фактором (с учётом географической близости государств), впоследствии экономический фактор стал преобладающим. Большинство региональных торговых соглашений, особенно с развитыми странами (Япония, Республика Корея и Сингапур), влечёт за собой эффект диверсии торговли в Индии, что особенно отражается на сокращении доли стран RTA'smember в индийском экспорте с 45,1% До 41,3% в 2005-2015 гг. Темпы роста экспорта Индии в страны-партнёры меньше, чем для импорта из членов РТС. В то же время эффект от создания торговли даёт соглашения с менее развитыми странами, такими как Шри-Ланка, Афганистан и Непал. Уроки индийской практики членства в РТА включают: (1) необходимость более тщательного подхода к выбору потенциального партнёра; (2) важность широкого круга вопросов либерализации взаимных экономических отношений для получения более значительных экономических выгод для индийской экономики. Результаты этого исследования будут способствовать не только ознакомлению с историей и тенденциями участия Индии в РТС, но и более глубокому пониманию этой формы сотрудничества и в других государствах.
Усиление влияния Индии в Азиатском регионе и мире требует обращения к опыту модернизации этой страны, в частности развития её энергетического сектора. За историю своего самостоятельного существования индийскому государству удалось добиться определённых успехов, в том числе за счёт развития энергетики. Процесс электрификации начался в колониальный период с крупных городов и промышленных предприятий. После обретения независимости республика поставила задачу развития собственной инфраструктуры, электрификации сельской местности и самообеспечения промышленности энергоресурсами. Индия сегодня входит в первую десятку стран по выработке электроэнергии на душу населения. При этом одновременно сосуществуют мускульная сила человека и животных и современная энергетическая инфраструктура. Завершение электрификации всех сельских районов страны стало одним из обещаний правительства Н.Моди. В статье рассматриваются основные этапы развития, современное состояние электрификации сельской местности и дальнейшие планы. В исследовании применяются принципы научной объективности и системности в рамках международных отношений и политической науки. Усиление влияния Индии в мировой экономике требует увеличения использования энергоресурсов, что может привести к четырёхкратному росту спроса на электроэнергию в ближайшие 25 лет. Электрификация всей территории страны даёт шанс населению городов и сельской местности приобщиться к современным технологиям и разорвать порочный круг нищеты. Перед страной стоят задачи достижения высокой энергоэффективности, организации грамотного управления энергетическим комплексом, создания соответствующих стандартов и организации замещения импортных энергоносителей, а также активного внедрения альтернативных источников энергии и осуществления перехода на чистую электроэнергетику (увеличение использования потенциала водных ресурсов за счёт развития российско-индийского сотрудничества и солнечной энергетики).
В статье на примере Бангладеш рассматривается проблема бедности и анализируются пути её преодоления. Первостепенное внимание уделяется положению сельского населения, так как для этой категории данная проблема стоит особенно остро. Автор исходит из того, что основной причиной сельской нищеты является исторически сложившееся неравенство в распределении земельной собственности в Бангладеш, в связи с чем очевидна необходимость проведения аграрной реформы. В рамках поиска возможных путей преодоления бедности автор использует сравнительно-исторический метод и сопоставляет опыт Бангладеш и индийского штата Западная Бенгалия в проведении аграрных реформ, направленных на улучшение положения обездоленного населения. Бангладеш рассматривается как модель со слабым правительством и сильными НПО, а Западная Бенгалия (в период пребывания коммунистов у власти в штате) как модель с сильным правительством. Оцениваются сильные и слабые стороны радикальных аграрных преобразований в Западной Бенгалии в 1970-1980-х гг., а также перспективы проведения соответствующих реформ в Бангладеш. В заключение автор приходит к выводу, что для выхода из бедности нужен комплексный подход и, в первую очередь, глубокие структурные реформы, направленные на перераспределение земельной собственности и обеспечение юридического и экономического равенства, которые позволили бы беднейшим слоям населения продуктивно встроиться в жизнь общества. Опыт Бангладеш и Западной Бенгалии показывает, что важнейшей составной частью таких реформ должно быть наделение бедного населения реальными гражданскими правами.
Атомная энергетика является одной из ключевых отраслей мировой энергетики. Индия уже длительный период времени страдает от острого энергодефицита. Для преодоления этой проблемы Дели делает существенную ставку на развитие «мирного атома». После снятия ограничений по линии Группы ядерных поставщиков на поставку оборудования и технологий ядерного топливного цикла в 2008 г., страна получила более широкие возможности по развитию национальной атомной энергетики и преодоления энергодефицита. В результате на национальном энергетическом рынке активизировали свою деятельность зарубежные ядерные поставщики. В 2011 после аварии на АЭС Фукусима по республике прокатились антиядерные протесты, поддерживаемые различными НПО, в том числе финансируемыми из-за рубежа, и индийскими политическими партиями. Ввиду того факта, что в организации антиядерных выступлений участвуют финансируемые из-за рубежа НПО, возникает вопрос: какое политическое значение имеют выступления оппозиции против атомной энергетики? Согласно сформировавшемуся мнению в прессе и среди отдельных исследователей, протесты носят экономический характер и организовываются конкурентами с целью подорвать деятельность Росатома в Индии. Однако подобные выступления имеют место на территории всей страны. Протесты являются лишь одним из отражений борьбы различных политических сил внутри самой Индии, в политической жизни которой атомная энергетика занимает значимую роль.
Автор рассматривает историю формирования индийской диаспоры в Великобритании, оценивает тенденции, характеризующие состояние диаспоры на современном этапе. В статье анализируется роль диаспоры в эволюции двусторонних отношений между Великобританией и Индией, влияние индийской диаспоры на внутреннюю и внешнюю политику Соединённого Королевства, а также участие диаспоры в процессах, развивающихся сегодня в Индии. Автор приходит к выводу, что диаспоре не только принадлежит уникальная роль живого моста между двумя странами, она также стала фактором, оказывающим воздействие на внутриполитическую, социальную и экономическую обстановку как в Великобритании, так и в Индии. Так, среди британских государственных деятелей и политиков сегодня всё больше граждан индийского происхождения. Индийцы в Британии занимают заметные посты во многих сферах деятельности, в том числе в области финансов и бизнеса, что способствует развитию экономических связей двух стран, приобретающих особое значение в связи с предстоящим выходом Великобритании из ЕС. Что касается внутриполитических вопросов, то, несмотря на существующие потенциальные проблемы, например, возможный перенос на британскую почву сложностей индийских межкастовых отношений, несбалансированный, с индийской точки зрения, подход к преподаванию колониального периода в британских школах, индийская диаспора в силу свойственной ей толерантности и умеренности в целом является фактором стабильности в Соединенном королевстве, особенно на фоне радикализации других национальных общин. В свою очередь для Новой Индии соотечественники за рубежом – это не только источник финансов, важный носитель компетенций и технологий, но и значительный инструмент лоббирования и продвижения «мягкой силы» Индии в странах Запада, в том числе в Великобритании. Данная статья – часть более широкого исследования, посвящённого отношениям между Индией и Великобританией на современном этапе. Индийская диаспора – неотъемлемая часть особых отношений, которые связывают две страны на протяжении столетий. Она останется важным фактором взаимозависимости и сотрудничества Лондона и Нью-Дели в обозримом будущем.
В статье излагается состояние проблемы оргпреступности в современной Мексике, связанной с деятельностью криминальных преступных кланов, которые зародились в этой стране ещё в 30-е гг. прошлого столетия. Существование границы между Мексикой и США протяженностью в 3 200 км и постоянного спроса на наркотики в соседней стране обусловливает постоянный приток на американский рынок нелегальных мигрантов и наркотиков из Мексики, которая «в обмен» продолжает получать партии американского огнестрельного оружия. Растущая материальная и финансовая «подпитка» криминальных банд ведёт к попыткам сращивания их с местными органами власти, при том что организационные структуры криминального бизнеса распространяются не только по обе стороны от американо-мексиканской границы, но и продвигаются южнее – на ещё не охваченные ими штаты Мексики, а также на государства Центральной Америки. В статье выделяются наиболее «освоенные» криминалитетом штаты этой страны, анализируется степень его воздействия на политическую жизнь государства, методы и приемы «мимикрии» оргпреступности под давлением правоохранительных структур (деление, разукрупнение). Борьба, которая велась с оргпреступностью в Мексике в период 2006-2012 гг., не оправдала себя, поскольку она не опиралась на чёткое знание реалий этой страны, использовала исключительно силовые методы и почти не задействовала силы гражданского общества. Кроме того, она лишь увеличила уровень насилия в стране и способствовала росту коррупции в рядах правоохранителей. Многие её составляющие носили ярко выраженный «предвыборный» характер, направленный на привлечение избирателя обещанием «скорой и решительной победы» над криминалитетом. Ожидать такой победы можно лишь в случае терпеливой и последовательной борьбы с оргпреступностью всех здоровых сил мексиканского общества на основе выработки долгосрочной стратегии такой борьбы, которая предполагала бы отказ от использования односторонних, а также политизированных и конъюнктурных подходов.
После победы революции на Кубе в 1959 г. американо-кубинские отношения долгое время характеризовались жёстким антагонизмом двух противоборствующих систем, который не удалось преодолеть даже с завершением холодной войны и распадом биполярной системы международных отношений. Надежда на нормализацию отношений между США и Кубой появилась с приходом к власти Барака Обамы, признавшего несостоятельность политики санкций в отношении Кубы и провозгласившего «новое начало» в американо-кубинских отношениях. С избранием Дональда Трампа 45-м президентом США все ранее предпринятые усилия могут сойти на нет, если новый президент не изменит своим предвыборным обещаниям и отменит прежние договоренности о нормализации отношений между США и Кубой в случае отказа последней пойти на уступки Вашингтону. Будут ли сохранены успехи, достигнутые предыдущей администрацией на данном направлении, или команде Трампа всё же удастся обратить вспять процесс сближения США и Кубы, в возможность которого чуть более двух лет назад верилось с трудом? Что в итоге возьмёт верх: прагматизм Трампа-бизнесмена, понимающего выгодность продолжения прокубинской политики Обамы, или принципиальность Трампа-политика, в ходе предвыборной кампании пообещавшего кардинально пересмотреть политику предыдущей администрации в отношении Гаваны? В статье проведён анализ запущенного в декабре 2014 г. процесса нормализации американо-кубинских отношений и предпосылок сближения двух стран после полувекового противостояния, а также представлены сценарии возможного развития событий и шагов администрации Трампа на данном направлении внешней политики США.
Цель статьи – выявить особенности подходов и сопоставить позиции США и Великобритании по заключению соглашения о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнёрстве (ТТИП) в контексте особых отношений Вашингтона и Лондона. В качестве источников рассмотрены официальные заявления и доклады по теме, а также полемика в СМИ. Заключение ТТИП являлось приоритетом как для администрации Б. Обамы, так и для правительства Д. Кэмерона. Соглашение имело не только экономический, но и политический характер. С геополитической точки зрения его заключение могло привести к усилению роли Запада в утверждении стандартов торговли на глобальном уровне. Позиции руководства обеих стран оказались близки в отношении отмены тарифов и максимальной отмены нетарифных ограничений. США были заинтересованы в получении доступа к рынку госзакупок ЕС, однако британская сторона проявила осторожность в оценке возможностей получить доступ к американским госзакупкам. На момент начала переговоров позиции стран расходились по вопросу правового регулирования в сфере финансовых услуг. На официальном уровне обе стороны поддерживали включение положений об урегулировании споров между инвесторами и государством. После победы сторонников Брексита и избрания Д. Трампа на президентский пост перспективы заключения соглашения остаются неясными, а соотношение позиций США и Великобритании в вопросе заключения ТТИП потребует дальнейшего изучения. Возможное двустороннее торговое соглашение между странами, вероятно, сохранит некоторые черты ТТИП в том, что касается либерализации торговли, отмены нетарифных ограничений и подходов к защите инвестиций, поскольку эти положения соответствуют интересам элит обеих стран.
Статья посвящена анализу угроз международной безопасности России в 2017 г. Проводится анализ двенадцати ситуаций, развитие которых может оказать значительное влияние на интересы России в сфере международной безопасности. Для каждой ситуации выдвигается наиболее вероятный сценарий развития, предлагается перечень условий его наступления. Целью прогноза является сокращение неопределённости будущего и выдвижение обоснованной гипотезы о его вероятных сценариях. Задача прогноза – помочь людям, принимающим решения, мысленно поставить себя в ситуацию, в которой реализовался один из сценариев будущего, и побудить их просчитать свои возможные действия. При подготовке прогноза были использованы два инструмента сценарного анализа: выделение двух ключевых переменных, соотношение которых задаёт спектр анализируемых сценариев, и метод ключевых событий, состоящий из нескольких этапов и позволяющий в реальном времени оценить перспективу реализации наблюдаемого сценария. По мнению авторов прогноза, при новом президенте США будут вынуждены выбирать между сохранением мощи и вовлечённостью в мировые дела, а ЕС будет поглощён внутренними проблемами. В 2017 г. России важно сохранить наметившуюся позитивную динамику в Трансатлантике, Большой Евразии и на Ближнем Востоке. Для этого необходимо в первую очередь игнорировать провокации – главным образом в Европе. Источником нового кризиса могут стать отчаявшиеся от невнимания к ним со стороны США члены НАТО или российские союзники.
Настоящая статья посвящена теоретическому анализу проблематики политических элит во главе малых стран. Даётся аналитический обзор соответствующих концепций и литературы. Отмечается, что несмотря на повсеместное применение понятия «малая страна» в политологии и теории международных отношений, его точное определение остаётся дискуссионным вопросом. Сравниваются количественные (и соответствующие критерии) и качественные подходы к определению малой страны. Делается вывод о том, что малые страны не являются «уменьшенной копией» крупных стран, а руководствуются особой логикой при выборе внешнеполитических действий, основной характерной чертой которой является зависимость, асимметричность отношений с крупными державами. Это формируют особую специфику действий политических элит во главе малых стран, модели их действий. Формулируется определение политической элиты и малой страны. Обосновывается актуальность теоретической разработки комплекса вопросов, связанных с деятельностью политических элит во главе малых стран. На основе ряда примеров малых государств показаны различные стратегии, применяемые политическими элитами. Изучение властных групп в малых странах может быть продуктивно для развития теории элит, прежде всего, в разрезе изучения взаимосвязи между внутри- и внешнеполитическими факторами, влияющими на деятельность политических элит. Данный комплекс вопросов обретает особую актуальность на новейшем этапе развития элитологии. Рост числа малых стран, расширение инструментария по участию в международных отношениях, размывание границы между внутренней и внешней политикой государств ставят вопрос о разработке теоретических оснований для учёта «фактора размера» при изучении политических элит в различных государствах.
РЕЦЕНЗИИ 
Европейский cоюз в поиске глобальной роли: политика, экономика, безопасность. Под ред. Ал.А. Громыко и М.Г. Носова. М., Издательство «Весь Мир», 2015. 592 С. Рецензируемая монография посвящена анализу внешней политики Европейского cоюза – крупнейшего в мире и наиболее успешного интеграционного союза. В ней в частности подчёркивается, что в отношениях России – ЕС начался новый период: осмысления нынешнего противостояния бывших партнёров и поисков в Брюсселе и Москве новой концепции взаимодействия в сферах экономики, европейской безопасности – на основе баланса прагматичных интересов».
ISSN 2541-9099 (Online)