МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Статья посвящена одной из наиболее актуальных тем современной мировой политики - проблеме ядерной программы Ирана. В ней отмечается фактический провал усилий международного сообщества по налаживанию полномасштабного и безупречного общения этой страны с МАГАТЭ и СБ ООН, неспособность «восьмерки» и специальной группы шести стран по иранской ядерной проблеме предложить адекватные рабочие схемы, которые бы устранили опасения среди экспертов и политиков в отношении возможного обхода иранской стороной системы гарантий МАГАТЭ и перехода в будущем к созданию собственного ядерного оружейного потенциала. В статье предлагается одна из возможных схем предотвращения такого развития событий - через создание на территории Ирана своего рода международного консорциума по реализации инициативы о международном ядерном топливном цикле. Это поставило бы полностью легитимную в принципе с точки зрения норм Договора о нераспространении ядерного оружия ядерную программу Тегерана под более плотный международный контроль и предотвратило появление государства с ракетно-ядерным потенциалом на южных рубежах России.
В статье анализируются факторы, определяющие российскую политику в отношении Приднестровья, а также предложены основы проекта урегулирования приднестровского конфликта на базе компромисса между Кишинёвом, Москвой и Тирасполем.
Наличие курдской проблемы в Турции обусловлено следующими факторами: ущемлением социальных прав курдов, экономической отсталостью населенных курдами регионов, низким уровнем образования курдского населения. Особую актуальность проблема приобрела в связи с образованием курдской автономии в Северном Ираке. Однако активные реформы правящей Партии справедливости и развития, имеющие целью более тесную политическую и социально-экономическую интеграцию курдов в турецкое общество, приводят к росту лояльности курдов к турецким властям.
ИСТОРИЯ
Аннотация: Процесс утверждения украинской государственности имел своеобразный побочный результат: резко вырос поток работ, посвященных так называемой украинской революции начала ХХ в. Хотя события на Украине являлись частью общероссийского революционного процесса, современные украинские авторы утверждают, что здесь имело место нечто иное - шло восстановление некогда разрушенной российским самодержавием национальной государственности. Такая установка, заимствованная у деятелей украинской политической эмиграции, ныне получила официальную государственную поддержку. При всем разнообразии точек зрения, среди украинских историков преобладает представление, что провал «украинской революции» произошел в результате чисто насильственного его подавления большевиками.
ПОЛИТОЛОГИЯ
ПРАВО
В статье исследованы «плюсы» и «минусы» советско-американских соглашений 1977 и 1990 годов, в соответствии с которыми линия, обозначенная русско-американской конвенцией об уступке Аляски 1867 г., была принята для делимитации морских районов, находящихся под суверенитетом и юрисдикцией двух стран, в т.ч. районов континентального шельфа.
СОЦИОЛОГИЯ
Статья основана на результатах исследования общественного мнения россиян, проведенного сотрудниками Института Социологии РАН, о таких памятных датах как 70-летие подписания советско-германского пакта (1939), 70-летие начала Второй мировой войны и объединение Германии (1989). Эти события оказали огромное влияние не только на международные отношения, но и на внутриполитическую ситуацию в нашей стране. Россияне стали народом, ориентированным на европейские ценности.
ФИЛОЛОГИЯ
В статье рассматривается проблема сосуществования двух письменных стандартов слова китайского языка путунхуа: иероглифического и буквенного. И в китайском языке слово является центральной единицей, минимально выражаемой одной гласной фонемой:Ò yī /i55/ «один», ¶ èr /ɚ51 /. Иероглифическая форма слова является традиционным этническим маркером этноса хань, буквенная форма слова как новый этнический маркер раскрывает многоязычность этноса хань и эффективно используется для распространения общего языка китайского этноса в интересах языковой консолидации китайского социу
ЭКОНОМИКА
В статье рассматриваются котировки депозитарных расписок, выпущенных российскими компаниями. Определяется тенденция, динамика и закономерность данного показателя по отраслям. В конце статьи автор анализирует полученные в результате исследования данные.
НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ МГИМО
В статье рассматривается процесс принятия внешнеполитических решений в арабских странах с учетом особенностей их политических систем. Проанализирована роль глав государств, правительств, парламента и министерства иностранных дел и различных советов, а также конституционно-правовое регулирование внешней политики. Содержатся оценки влияния составляющих традиционного общества (исламской религии, племен, кланов), идентичности (исламской, арабской, региональной, национальной) на процесс формирования внешнеполитического курса. Автор отмечает, что главным лицом, принимающим решения в арабских государствах, является глава страны, который формирует внешнюю политику, прибегая к неофициальным консультациям с представителями правящей элиты.
статье рассматриваются важнейшие этапы в истории Ирана и Турции через призму воздействия происходивших в них внутриполитических событий на формирование и проведение внешнеполитических курсов этих стран. Автор исследует важнейшие факторы, влияющие на формирование внешнеполитической стратегии Ирана и Турции, и приходит к выводу, что, несмотря на различия в государственном устройстве, в каждой из этих стран имеется много центров, участвующих в принятии внешнеполитических решений. Однако в силу особенностей общественного и исторического развития Ирана и Турции центры влияния в них имеют существенные различия, специфика которых подробно исследуется в представленной работе.
Решающую роль во внешнеполитическом процессе современной Индонезии играет правящая элита с опорой на бюрократию. Главной компонентой при принятии внешнеполитических решений является националистическая. Национальные интересы в политике, экономике, идеологии, духовной сфере всегда выдвигаются на первый план и составляют не только внешнее обрамление, но и главное внутреннее содержание внешнеполитических решений и шагов. Внешнеполитический ресурс для современной Индонезии - это, прежде всего, способ увеличить и упрочить свой политический вес в регионе Юго-Восточной Азии и АРТ , исламском мире, а также на международной арене в целом путем активного, но сохраняющего независимость и свободу маневра, включения в международные связи.
В статье содержится анализ целого ряд внутренних факторов, оказывающих влияние на внешнеполитический процесс Таиланда. Среди них следует особо выделить три тематических блока, включающих в себя рассмотрение правовых основ и практической деятельности государственных структур, обеспечивающих внешнеполитических процесс, особой роли бюрократического аппарата, групп интересов и других неформальных элементов, а также общего внутриполитического фона, связанного с особой ролью монархии, эволюцией политической системы и политического режима в стране. В заключительной части статьи анализируется роль и место Российской Федерации во внешнеполитическом процессе Таиланда, приводятся основные выводы.
Содержание процесса принятия решений в Китае и особенности китайской стратагемной дипломатии анализируются в статье на базе углубленного экскурса в историю эволюции «Конфуцианского способа управления», существенно отличающегося от европейских образцов. По мнению автора в Китае сложилась не политическая культура, а некая специфически китайская модель административного поведения, основанная на «моральном консенсусе» различных кланов правящей элиты, возглавляемой ныне Ху Цзинтао. Современный режим партократии КНР унаследовал все негативные черты советской «номенклатуры», но создал специфически китайскую систему институционализации и «мягкой» гармонизации интересов государства и общества. Тем не менее, возрастание стратегической мощи Китая и усложнение его социально-экономических структур ставят в повестку дня складывание новой нетрадиционной политической системы, необходимой для своевременной диагностики, смягчения и решения новых внутренних и внешних проблем.
В статье анализируется внешнеполитическая стратегия руководства Корейской Народно-Демократической Республики, основные направления внешней политики КНДР, процесс принятия внешнеполитических решений в Северной Корее. Особое внимание при этом обращается на роль Государственного комитета обороны (ГКО), возглавляемого Ким Чен Иром. В статье подчеркивается решающее влияние высшего военного руководства на принятие внешнеполитических решений по ключевым проблемам северокорейской внешней политики (ядерный вопрос, отношения КНДР с США, межкорейские отношения и др.)
Для Японии характерна приоритетная роль во внешнеполитическом процессе исполнительной власти, а внутри нее - отдельных ведомств, ведущих между собой постоянное соперничество, при относительной слабости координирующей роли кабинета министров. Вместе с тем все большее воздействие оказывает в последнее время общественное мнение страны, что во многом связано с усилением значения популизма как важного политического ресурса действующей власти.
СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД
В статье анализируется место и роль религиозных аторов в современной мировой политике
ISSN 2541-9099 (Online)