Цифровой вектор глобальной образовательной политики
https://doi.org/10.24833/2071-8160-2020-5-74-331-351
Аннотация
Обеспечение доступности образования на основе развития онлайн-обучения как одна из задач глобальной образовательной политики приобретает сегодня ключевое значение. Эта задача осложняется разным уровнем экономического развития стран и цифровыми разрывами, проблемами модернизации национальных систем образования в условиях распространения инфокоммуникационных технологий. Развитие образования тесно связано с технологическими достижениями (искусственным интеллектом, дополненной и виртуальной реальностью, робототехникой), однако такие изменения недостаточно активно проявляются в образовании в силу его консервативности, а также связаны с уровнем развития стран и доступом к новым технологиям для граждан. Анализ инвестиционной активности в образовательной сфере показывает, что инвесторы с осторожностью подходят к финансированию развития образования и, в частности, онлайн-образования, однако тенденции последних пяти лет показывают увеличение общего объёма инвестиций в четыре раза. Сделаны выводы, что: 1) несмотря на появление как универсальных, так и специализированных образовательных онлайн-платформ, они не могут создать индивидуальную траекторию получения знаний и освоения компетенций, как это можно всё ещё осуществить на базе классического университетского образования; 2) онлайн-платформы позволяют сделать выбор среди множества предлагаемых образовательных программ и курсов, однако этот выбор не всегда объективен, он может состояться под давлением работодателей или родственников, авторитетного мнения для будущего обучающегося, завышенными или наоборот заниженными ожиданиями результатов обучения, что создаёт необходимость разработки системы принятия решений задач обновления как электронного обучения, так и всей образовательной системы.
Ключевые слова
Об авторах
Е. А. АнтюховаРоссия
Екатерина Андреевна Антюхова - кандидат политических наук, доцент кафедры мировых политических процессов
119454, Москва, проспект Вернадского, 76
П. И. Касаткин
Россия
Пётр Игоревич Касаткин – доктор философских наук, доцент, профессор кафедры мировых политических процессов
119454, Москва, проспект Вернадского, 76
Список литературы
1. Касаткин П.И., Ковальчук Ю.А., Степнов И.М. 2019. Роль современных университетов в формировании цифровой повышательной волны длинных циклов Кондратьева. Вопросы экономики. № 12. С. 123-140. DOI: 10.32609/0042-8736-2019-12-123-140.
2. Чавкин З.В. 2020. Поиск бизнес-модели образовательным стартапом в сегменте взрослого обучения на российском рынке. Стратегические решения и риск-менеджмент. 11(1). С. 70-97. DOI: 10.17747/2618-947X-2020-1-70-97.
3. Чмыхова Е.В. 2020. Социальные риски электронного обучения в цифровом обществе. Цифровая социология. 3(1). С. 4-11.
Рецензия
Для цитирования:
Антюхова Е.А., Касаткин П.И. Цифровой вектор глобальной образовательной политики. Вестник МГИМО-Университета. 2020;13(5):331-351. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2020-5-74-331-351
For citation:
Antyukhova E.A., Kasatkin P.I. Digital Vector in Global Educational Policy: Will it Ensure Social Justice and Access to Education? MGIMO Review of International Relations. 2020;13(5):331-351. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2020-5-74-331-351