Общество потребления в России: системность и тотальность кризиса
https://doi.org/10.24833/2071-8160-2011-3-18-222-235
Аннотация
В статье автор анализирует состояние общества потребления как социального явления, возникшего в середине прошлого века в результате, казалось бы, банального технического детерминизма. Однако общество потребления с его тотальным стремлением к стимулированию потребления, обладает особенностями, определившими глобальность и системность современного кризиса. Товарное производство трансформировалось и уже перестало быть классическим производством марксовых товаров. Оно захватило и общественное сознание. Конкурентоспособность в такой экономике уже определяется не только способностью производить продукты, но и возможностью влиять на сознание потребителей. Героем такого общества стал «ненасытный потребитель».
Список литературы
1. Levitt, T. Marketing Myopia, Harvard Business Review, July-August, 1960.
2. См.: Ильин В.И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность//Мир России, №2, 2005 - М.: Мир России, 2005.
3. См.: Гэд. Т. 4D Брэндинг. Взламывая корпоративный код сетевой экономики. - Санкт-Петербург: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005.
4. Траут ДЖ., Райс Э. Позиционирование: битва за умы. - Питер, 2007, с. 42
5. Бодрийяр Ж. Общество потребления. - М.: Республика, 2006, с. 177 - 181
6. См.: Ламбен. Ж-Ж. Стратегический маркетинг.- М. 1995.
7. По данным World Advertising Research Centеr (цитируется по: http://www.show-media-art.ru/news/4/477_1.shtml).
8. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. - М.: Библион-Русская книга, 2003, с. 48.
9. См.: http://it.tut.by/212874
10. Траут Дж., Райс Э. Позиционирование. Битва за узнаваемость. - С-Пб: Питер, 2004, с. 146.
11. Пелевин В. Empire «V».-М.: Эксмо, 2006, стр. 346.
12. Траут Дж., Райс Э. Позиционирование. Битва за узнаваемость. - С-Пб: Питер, 2004, с. 125.
13. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. - М.: Библион-Русская книга, 2003.
14. См.: Ильин В.И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность.//Мир России, №2, 2005 - М.: Мир России, 2005.
15. См., например: Овсянников А. Пир без насыщения // Эксперт, №13(554).
16. Более подробно в: Медоуз Д., Рандерс Й., Медоуз Д. Пределы роста. - М.: Академкнига, 2007.
17. http://www.bellona.ru/articles_ru/articles_2008/1227782384.69
18. См.: Тоффлер Э. Третья волна. - М.: Издательство АСТ, 1999.
19. См.: Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. - М.: Academia, 1999. - С. 492 - 505.
20. См.: Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. - М.: ГУ ВШЭ, 2000; Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего, - М.: Академический проект, 2005.
21. Комплекс эмоциональных состояний, связанных с двойственностью в отношении к чему либо, выражающейся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства.
22. См.: http://yandex.ru/yandsearch?text=Wolff+Olins&lr=213
23. См.: http://www.vesti.ru/doc.html?id=339055
24. См.: Уорнер М., Витцель М. Виртуальные организации. Новые формы ведения бизнеса в XXI веке. - М.: Добрая книга, 2005.
25. Д. Белл. Культурные противоречия капитализма. - М.: Этическая мысль, 1990г.
26. См.: С.Н. Булгаков. Апокалиптика, социология, философия истории, социализм, - Русская мысль, 1910г., № 7, с. 20.
27. См.: Кравченко С. А. Нелинейная социокультурная динамика: Играизационный подход. - М.: МГИМО-Университет, 2006
28. См.: Первый толковый Большой Энциклопедический Словарь. - Москва: Рипол Классик, Норит, 2006.
29. В одном из своих телевизионных интервью автор этих строк заявил, что флешмоб, - это разновидность социального онанизма (есть активность, но абсолютно нет результата).
30. Пелевин В. Empire «V».-М.: Эксмо, 2006, с. 296
31. Иванов Д.М. Глэм-капитализм. С-П., «Петербургское востоковедение», 2008.
32. Достоевский пишет в «Дневнике писателя»: «Без идеалов, то есть без определенных, хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может по¬лучиться никакой хорошей действительности".
33. См.: http://www.bg.ru/article/6273/
34. См.: А. Моль. Социодинамика культуры. - М.: Прогресс, 1973., с.45.
35. К. Ясперс. Истоки истории и её цель. - М.: 1991, с.199.
36. А. Солженицын. Образованщина, - Новый мир, 1991г., №5, с.35,39,40.
37. Роль отечественной интеллигенции (рук. А. Овсянников). - М., 2003г.
38. Л. Вовенарг. Размышления и максимы, - Л., Наука, 1988г.
39. В. Зомбарт. Буржуа, - М., 1924г., с. 97.
40. Х. Ортега-и-Гассет. Восстание масс, - Вопросы философии, М.: 1989, №3, с. 120.
41. См.: http://www.gazeta.ru/education/2010/06/02_e_3379498.shtml
42. См.: А. Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ., -М.: 1994.
43. Д. Лихачёв. Черты первобытного примитивизма воровской речи, - в кн.: «Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона», - М., Края Москвы, 1992.
44. В составе авторского коллектива работал и автор этой статьи.
45. Средние классы в России. Под ред. Т. Малеевой. - М.: «Генфальд», 203, с. 431- 432.
46. Сегодня прожиточный минимум в России оценивается ФАС в размере 5153 руб. в месяц.
47. См.: Веблен Т. Теория праздного класса. - М.: Прогресс, 1984.
Рецензия
Для цитирования:
Овсянников А.А. Общество потребления в России: системность и тотальность кризиса. Вестник МГИМО-Университета. 2011;(3(18)):222-235. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2011-3-18-222-235
For citation:
Ovsjannikov A.A. The Society of Consumption in Russia: the Systemic and Total Character of the Crisis. MGIMO Review of International Relations. 2011;(3(18)):222-235. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2011-3-18-222-235