Сигнализирование, сдерживание и принуждение в санкционной политике США в отношении России на начальном этапе Украинского кризиса
https://doi.org/10.24833/2071-8160-2020-6-75-77-98
Аннотация
Особенности формирования внешнеполитического инструментария США на протяжении XX в. обусловили становление санкций в качестве наиболее удобного механизма по реализации задач администрации в международной среде, а также эффективного средства во внутриполитической борьбе. Институционально оформленный в рамках исполнительной власти, обеспеченный доминированием США в мировой экономике и воспринимаемый как «гуманный» способ воздействия на международные элиты, он не требует от президента политических затрат, а следовательно, стратегической проработки условий его использования. Современная политика США в отношении России основывается на каркасе санкционного режима, созданного администрацией Барака Обамы в 2014 г. Санкции, вводимые в условиях экстренного реагирования на стремительно развивающуюся ситуацию на Украине, сегодня приобрели инерционный характер и ещё долгое время будут определять допустимые границы и методы политики американской администрации в отношении России вне зависимости от приоритетов текущего руководства страны. Цель настоящего исследования – рассмотреть процесс формирования основ санкционного режима и объяснить логику принятия решений администрацией Обамы по этому вопросу.
Опираясь на исследования Франческо Джумелли по оценке логики введения санкций, автор показывает, что главной движущей силой санкционной политики США в отношении России являлась реакция на запрос демонстрации мирового лидерства и приверженности обеспечению безопасности Восточной Европы. Периферийность украинского вопроса в политике США, а также низкая политическая стоимость такой эскалации привели к тому, что санкции подменили собой внешнеполитическую стратегию и не сопровождались осмыслением причин сложившейся ситуации, постановкой целей и определением критериев успешности проводимой политики. Некритичность такого подхода подчёркивается сопоставлением с действиями европейских лидеров, которые платили большую цену за санкционную политику и, вопреки распространённому в России понятию единого «Западного мира», не только отказывались подчиняться пожеланиям Вашингтона, но и имели сдерживающий эффект на политику США.
Об авторе
О. И. РеброРоссия
Ольга Игоревна Ребро – старший эксперт
Россия, 119454, Москва, проспект Вернадского, 76
Список литературы
1. Екимова Н.А. 2018. Международные санкции в отношении России: неявные выгоды.
2. Мир новой экономики. 12(4). С. 82-92. DOI: 10.26794/2220-6469-2018-12-4-82-92
3. Гурвич Е.Т., Прилепский И.В. 2016. Влияние финансовых санкций на российскую
4. экономику. Вопросы экономики. №1. C. 5-35. DOI: 10.32609/0042-8736-2016-1-5-35
5. Кнобель А.Ю., Багдасарян К.М., Лощенкова А.Н. Прока К.А. 2019. Санкции: всерьез
6. и надолго. Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС. 80 с.
7. Политика санкций: цели, стратегии, инструменты: хрестоматия. 2018. [сост.
8. И.Н. Тимофеев, Т.А. Махмутов]; Российский совет по международным делам (РСМД).
9. Москва: НП РСМД. 280 с.
10. Тимофеев И.Н. 2018. Экономические санкции как политическое понятие. Вестник
11. МГИМО-Университета. 2(59). С. 26-42. DOI: 10.24833/2071-8160-2018-2-59-26-42
12. Фитуни Л.Л. 2019. «Санкционное таргетирование»: инструмент внешней политики,
13. нечестной конкуренции или глобального социального инжиниринга? Вестник МГИМО-
14. Университета. 3(66). С. 17-41. DOI: 10.24833/2071-8160-2019-3-66-17-41
Рецензия
Для цитирования:
Ребро О.И. Сигнализирование, сдерживание и принуждение в санкционной политике США в отношении России на начальном этапе Украинского кризиса. Вестник МГИМО-Университета. 2020;13(6):77-98. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2020-6-75-77-98
For citation:
Rebro O.I. Signaling, Constraining and Coercing in US sanctions policy towards Russia in the context of the Ukraine crisis. MGIMO Review of International Relations. 2020;13(6):77-98. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2020-6-75-77-98