Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск
Том 13, № 6 (2020)
Скачать выпуск PDF

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТАТЬИ. Военные и невоенные инструменты влияния в мировой политике 

7-52 894
Аннотация
Статья посвящена влиянию технологических изменений на риски военных столкновений между государствами. В настоящее время в экспертном сообществе растут опасения по поводу дестабилизирующего значения новых типов вооружений (включая противоракетные и противоспутниковые средства, гиперзвуковые носители, автономные боевые системы, военное применение искусственного интеллекта). Высказываемые на эту тему предположения зачастую не опираются на солидную теоретическую основу. Автор стремится заполнить существующую лакуну, доказывая, что появление новых вооружений негативно сказывается на международной стабильности, но этот эффект слабо связан со специфическими характеристиками технологий. Выдвигаемая теория технологической неопределённости предлагает альтернативу теории соотношения оборонительных и наступательных возможностей. Последняя получила развитие с 1970-х гг., но её положения подвергаются острой критике. Теория технологической неопределённости связывает дестабилизирующий эффект вооружений с их влиянием на расхождение представлений государств о соотношении сил с завышенными ожиданиями относительно способности компенсировать количественные ограничения качественным превосходством, с алармизмом ввиду ощущения утекающих возможностей и растущей уязвимости. Её положения базируются на основе анализа военных столкновений европейских государств с конца XVIII – до середины XX в., а также взаимоотношений сверхдержав в период холодной войны. Выбор эмпирического материала обусловлен тем, что рассматриваемый исторический промежуток был отмечен активизацией качественных гонок вооружений между государствами. Кроме того, именно он чаще всего используется для обоснования альтернативных объяснений роли технологий в инициировании военных столкновений. История последних двух с половиной столетий даёт солидное обоснование теории технологической неопределённости. Она свидетельствует о том, что всем случаям крупномасштабных военных столкновений предшествовали значимые технологические изменения, а периоды мира приходились на время технологического застоя. Автор выявляет следствия из предлагаемой теории для дискуссий относительно изменений в вооружениях на стыке 2010-х – 2020-х гг. Проведённое исследование подтверждает, что опасения относительно их дестабилизирующего значения оправданы, но не по тем причинам, которые выдвигает большинство аналитиков. Толику оптимизма выводам добавляет то, что в настоящее время потенциальные нововведения находятся на различных стадиях развития. Между тем вероятность военных столкновений резко возрастает при наложении нескольких источников технологической неопределённости. В этой связи стабилизирующую роль может сыграть увеличение временного лага между их появлением.
53-76 962
Аннотация
В статье рассматриваются действия американской дипломатии, направленные на укрепление военно-политических присутствия США на Балканах и в Восточном Средиземноморье в первой половине 1950-х гг. С целью сдерживания возможной советской агрессии США приступили к созданию механизмов мобилизации своих союзников в случае возникновения нового локального конфликта на Балканском полуострове, что предполагало разработку планов его интернационализации. Исследование строится на материалах Национального архива США, Государственного архива России, электронных архивов Центрального разведывательного управления, Североатлантического Альянса и Совета национальной безопасности США, а также опубликованных источниках. Особое внимание уделено позиции Объединённого комитета начальников штабов США по вопросам военной стратегии в Восточном Средиземноморье. Начало Корейской войны стало важным рубежом в американской политике не только на Дальнем Востоке, но и в других регионах мира. На Балканах американцы опасались, прежде всего, агрессии советских «сателлитов» против Греции и Югославии. В качестве ответной меры Соединённые Штаты в начале 1950-х гг. создали новую модель безопасности на Балканах на основе дифференцированного подхода: Греция стала членом НАТО, в то время как Югославия вошла в аффилированный с НАТО антисоветский Балканский пакт. Югославия стала «мостом» между странами НАТО – Италией и Грецией. Документы Национального архива США показывают, что американские военные руководители высказывались в пользу членства Югославии в НАТО и настаивали на координации военных планов Италии, Югославии, Греции и Турции. Автор приходит к выводу, что сближение Югославии, Греции и Турции носило ситуативный характер. Позитивные изменения обстановки на Балканах после смерти И.В. Сталина привели к развалу Балканского пакта. Анализ американской политики на Балканах позволил внести вклад в изучение средств и методов, используемых США для интернационализации военных конфликтов в различных регионах мира с середины XX в. до начала XXI вв.
77-98 910
Аннотация

Особенности формирования внешнеполитического инструментария США на протяжении XX в. обусловили становление санкций в качестве наиболее удобного механизма по реализации задач администрации в международной среде, а также эффективного средства во внутриполитической борьбе. Институционально оформленный в рамках исполнительной власти, обеспеченный доминированием США в мировой экономике и воспринимаемый как «гуманный» способ воздействия на международные элиты, он не требует от президента политических затрат, а следовательно, стратегической проработки условий его использования. Современная политика США в отношении России основывается на каркасе санкционного режима, созданного администрацией Барака Обамы в 2014 г. Санкции, вводимые в условиях экстренного реагирования на стремительно развивающуюся ситуацию на Украине, сегодня приобрели инерционный характер и ещё долгое время будут определять допустимые границы и методы политики американской администрации в отношении России вне зависимости от приоритетов текущего руководства страны. Цель настоящего исследования – рассмотреть процесс формирования основ санкционного режима и объяснить логику принятия решений администрацией Обамы по этому вопросу.

Опираясь на исследования Франческо Джумелли по оценке логики введения санкций, автор показывает, что главной движущей силой санкционной политики США в отношении России являлась реакция на запрос демонстрации мирового лидерства и приверженности обеспечению безопасности Восточной Европы. Периферийность украинского вопроса в политике США, а также низкая политическая стоимость такой эскалации привели к тому, что санкции подменили собой внешнеполитическую стратегию и не сопровождались осмыслением причин сложившейся ситуации, постановкой целей и определением критериев успешности проводимой политики. Некритичность такого подхода подчёркивается сопоставлением с действиями европейских лидеров, которые платили большую цену за санкционную политику и, вопреки распространённому в России понятию единого «Западного мира», не только отказывались подчиняться пожеланиям Вашингтона, но и имели сдерживающий эффект на политику США.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТАТЬИ. Субнациональные акторы мировой политики 

99-132 1073
Аннотация
В настоящее время Европейский союз переживает болезненный переход в качественно новое состояние по ряду позиций: меняется внешний облик его жителей, происходят необратимые изменения в характере системных партий и действующих политических механизмов, и структур, усиливаются центробежные тенденции на фоне Брекзита и продолжающейся иммиграции. Все эти процессы как слабо очевидные, так и вызывающие широкий общественный резонанс, вывели на передний план политической жизни Евросоюза феномен правого популизма. Это явление стало реакцией как на внутренние, так и внешние вызовы для «Единой Европы». В статье ставится цель выявить составляющие природы правого популизма на примере отдельных стран Евросоюза, показать его угрозы и риски, а также пути для возможной минимизации его воздействия на все стороны жизни интеграционного объединения. Для реализации поставленной цели были привлечены программные документы политических (прежде всего, популистских) партий, данные о национальных и европейских выборах, материалы Евробарометра и других служб общественного мнения, выступления и интервью ведущих политиков и другие материалы. Методологический подход строится на принципах междисциплинарности и использовании сравнительно-типологического, функционального и структурно-диахронного методов. Обращение к цивилизационной концепции А.Дж. Тойнби может помочь в объяснении остроты иммиграционной проблемы в целом и сюжетов, связанных с исламофобией, в частности. Структура статьи предусматривает изучение феномена правого популизма через такие переменные как отрыв элит от населения (включая еврократию и дефицит демократии), иммиграция (и исламофобия) и идентичность ЕС (и евроскептицизм). В качестве примера выступают Великобритания, Австрия, Германия, Италия, Испания, Франция, Швеция, страны Восточной Европы и другие. Были сделаны выводы о дуальной природе правого популизма, его возрастающем значении в отдельных странах Евросоюза и глубокой интегрированности в партийно-политический и парламентский механизм европейских демократий.
133-152 2791
Аннотация
В статье рассматриваются современные проблемы развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в Германии, его место и роль в экономике страны. Проанализирован механизм взаимодействия госструктур, предпринимательских союзов и экспертного сообщества в формировании и проведении политики содействия МСП. Показано, что реальные условия ведения бизнеса в Германии существенно отличаются от той картины, которую обычно рисуют потенциальным инвесторам в рекламных проспектах и на официальных roadshow. По индексу предпринимательской активности TEA-Quote (Total early-stage Entrepreneurial Activity) Германия значительно уступает своим конкурентам; уже несколько лет подряд количество ликвидируемых малых и средних предприятий превышает число вновь созданных; молодёжь предпочитает искать работу в крупных компаниях или на госслужбе. В Германии утрачен грюндерский дух, утверждают эксперты. Сами предприниматели жалуются на обилие бюрократических барьеров, растущую нехватку квалифицированной рабочей силы, высокие цены на электроэнергию, трудности с доступом к банковскому кредитованию. Слабо развитый рынок венчурного капитала тормозит рост инновационных стартапов. Успешная кластерная политика, давшая импульс развитию ряда территорий, не может компенсировать серьёзных изъянов предпринимательского климата в стране. Автор считает малопродуктивной распространённую в некоторых отечественных публикациях манеру представлять рамочные условия ведения бизнеса в Германии как близкую к идеалу модель, которую достаточно прилежно скопировать, чтобы добиться успеха. В статье проанализированы основные тенденции идущих в Германии дискуссий по проблемам малого и среднего бизнеса, обобщены претензии предпринимателей к властям и показана реакция властей на эти претензии. Рассмотрены ключевые положения принятой в 2019 г. правительственной Стратегии развития малого и среднего бизнеса, а также антикризисные меры по поддержке экономики в связи с пандемией вируса COVID-19. Главный вывод исследования: к опыту Германии следует относиться избирательно, с учётом всей совокупности политических и социально-экономических условий, в которых формируется и проводится там политика содействия малому и средних предпринимательству. Сильная сторона этой политики – системность, стремление увязать её с промышленной, инновационной, социальной, научной, образовательной политикой.
153-174 766
Аннотация
Международная деятельность правительств на субнациональном уровне стала широко распространённой практикой. Сотрудничество между городскими органами власти, начавшись в Европе с целью содействия миру, международному взаимопониманию, примирению между народами в послевоенный период, со временем распространилось по всему миру. Международные партнёрские отношения между городами, также известные как побратимские отношения, превратились в инструмент содействия экономическому развитию. Движение городов-побратимов рассматривается не только как форма трансграничного межмуниципального сотрудничества, но и как один из аспектов парадипломатии. Одним из последствий регионализации, охвативший постсоветскую Россию в 1990-е гг., стал рост внешнеэкономической деятельности, международных контактов как субъектов федерации, так и отдельных городов. Это нашло отражение в подписании соглашений об установлении побратимских отношений. Данное исследование направлено на определение факторов, от которых зависит международная активность российских городов. Теоретико-методологической основой работы выступила концепция парадипломатии в целом и городской дипломатии в частности. Автор выдвинул несколько гипотез в рамках существующих в научной литературе подходов к высокой международной активности городов. Базой данных выступил список породнённых городов, включающий 150 российских муниципальных образований, составленный Международной ассоциацией «Породнённые города». Статистические вычисления были произведены методом множественной линейной регрессии. В результате исследования было обнаружено, что большое количество городов-побратимов наблюдается у российских городов, которые можно отнести к мегаполисам и крупным городам. Выявлено, что высокий уровень международной активности российских городов характерен для муниципальных образований, которые расположены в приграничных регионах. Показано, что экономические характеристики напрямую влияют на число городов-побратимов. Автор подчёркивает, что наличие статуса административного центра субъекта России позитивно сказывается на количестве городов-побратимов. В работе отмечается влияние исторического наследия территорий на развитие межмуниципального культурного сотрудничества. В заключении отмечено, что влияние демографических, географических, экономических, политико-правовых и культурно-исторических особенностей муниципальных образований на количество городов-побратимов объясняет не все случаи. Автор полагает, что определённой объяснительной силой обладает политический фактор.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТАТЬИ. Поворот на Восток 

175-207 646
Аннотация
Отмечающиеся во внешнеэкономической деятельности России тенденции переориентации нашей страны с активного межгосударственного и социально-экономического взаимодействия с государствами «коллективного Запада» на страны, составляющие Азиатский макрорегион, приобретают все более устойчивый характер. В статье обсуждаются социально-экономические и в меньшей степени политические предпосылки данной перебалансировки. Исследование направлено на качественную и количественную оценку отношений России и стран Востока, а именно стран АСЕАН, Северо-Восточной Азии и Индо-Тихоокеанского трансрегиона. Предполагая, что предпосылки усиления подобных взаимосвязей между странами должны найти отражение в динамике торговых отношений, усилении миграционных потоков, изменении политики в части военных расходов стран, авторы предприняли попытку оценить эти изменения эконометрически. Для этого используются методы построения множественной линейной регрессии, в том числе с изменением временного лага, а также показатели оценки пострановой корреляции и кластерный анализ. Объектом исследования выступают сраны Северо-Восточной Азии (Китай, Япония, Республика Корея); страны АСЕАН (Таиланд, Индонезия, Вьетнам, Малайзия, Сингапур); Индия; Австралия и Океания. Эмпирическая база исследования представлена панельными данными официальной статистики World Bank, SIPRI, ФСГС. Результаты свидетельствуют о реальности поворота России на Восток. Выводы сопровождены качественными характеристиками полученных эконометрических оценок. На основе эмпирического анализа и проведения корреляционных оценок даётся описание кластеров по степени тесноты взаимосвязи с Россией. Проведённый многофакторный анализ позволил выявить ряд устойчивых особенностей, указывающих на возможность моделирования веера обоснованных прогностических сценариев дальнейшего межгосударственного взаимодействия. Предложенные оценки также могут быть использованы для дальнейшего изучения направлений взаимодействия России и Востока, методологическом и эмпирическом уточнении формирующихся взаимосвязей, определении значимых факторов усиления отмеченных взаимодействий.
208-227 771
Аннотация
Россия стала крупным игроком на энергетическом рынке. Участие в решении сирийского кризиса укрепило позиции России на Ближнем Востоке, что отразилось на глобальном нефтяном рынке. Индия растёт темпами выше 5% в год, её энергетические потребности существенны. У Индии и России особые отношения, обусловленные давними культурными и политическими связями, они положительно влияют на энергетическую безопасность Индии. Центральноазиатские республики имеют особое значение для России и Индии с точки зрения стратегической безопасности в регионе Южной и Центральной Азии. Оба государства связаны с этим регионом и защищают его от угроз религиозного экстремизма и терроризма, усугубляющихся проблемой незаконной торговли наркотиками и оружием. В Центральной Азии сосредоточены одни из крупнейших в мире запасов природного газа, который успешно экспортируются по трубопроводам. Этот подход невозможен в Южной Азии из-за ситуации в Афганистане. Поэтому Россия остаётся важным маршрутом доступа к энергоресурсам из Евразии и, в частности, из Центральной Азии. Индия также в значительной степени связана с морской торговлей энергоресурсами со странами Африки и Латинской Америки, что повышает альтернативные издержки доступа к энергоресурсам Центральной Азии. В статье подчёркивается значение энергетической торговли между Россией, Индией и странами Центральной Азии, которая могла бы способствовать геополитической стабильности во всем регионе.

РЕЦЕНЗИИ 

228-234 633
Аннотация
Рецензия на книгу Ларса Шерникау «Экономика международной торговли углем» («Economics of the International Coal Trade: Why Coal Continues to Power the World». 2016.)


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)