ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ- МЕЖДУНАРОДНИКОВ
https://doi.org/10.24833/2071-8160-2009-6-9-120-131
Аннотация
В статье представлена обучающая игра «Внешняя политика государства», разработанная автором в 2002 году; рассматривается методика и практика ее использования в преподавании специальных дисциплин студентам- международникам в Дальневосточном государственном техническом университете (г. Владивосток) и Инсти- туте бизнеса и права (г. Москва). Автор подходит к анализу данных проведенного им педагогического эксперимента с позиции компетентностного подхода в образовании, пытается обозначить перспективы более широкого использования игры «Внешняя политика государства» для развития профессиональных компетенций у будущих специалистов и бакалавров в области международных отношений.
Список литературы
1. Подробнее о компетентностномподходе в образовании: РавенДж.Компетентность в современномобществе. Выявление, раз-
2. витие и реализация.М.:Когито-Центр, 2002;МарковаА.К.Психология профессионализма.М.:МГФ«Знание», 1996; ЗимняяИ.А.
3. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003.№5.С. 34—42 и др.
4. ЛесохинаЛ. Н.,АбрамоваИ. Г.Использование деловых игр в обучении взрослых.Ленинград:Академия педагогических наук
5. СССР, 1986. С. 9.
6. БельчиковЯ.М.,БирштейнМ.М.Деловыеигры.Рига:Авотс, 1989;ВербицкийА.А.Активноеобучениеввысшейшколе: контекстный
7. подход.М.: Высшаяшкола, 1991; КларинМ. В.Инновации в обучении:метафорыимодели:Анализ зарубежного опыта.М.:Нау-
8. ка, 1997;КавтарадзеД.Н.Обучение и игра.Введение в активныеметодыобучения.М.:Московский психолого-социальный ин-
9. ститут, изд-во «Флинта», 1998; КнязевА.М.,Одинцова И. В. Системные деловые игры в образовании.М:Изд-во РАГС, 2006.
10. См., например: Трайнев В. А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, со-
11. циологии, психологии: методология и практика проведения.М.: ВЛАДОС, 2005; Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинги
12. в управлении персоналом.М:Аспект-пресс, 2003 и др.
13. Подробнее оМосковской моделиООН см. на официальном сайтеМГИМО (У)МИД России www.portal.mgimo.ru.
14. Государственныйобразовательныйстандарт высшегопрофессиональногообразования.Специальность 350200–Международные
15. отношения. 14.03.2000.М., 2000.С. 20—21 // Нормативные документы высшего профессионального образования. Электрон-
16. ный адрес: http://www.edu.ru/db/portal/spe/index.htm.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлениюпод-
18. готовки 030800 –Международные отношения (Проект).М., 2007 // Интернет-адрес документа: http://www.mgimo.ru/fileserver/
19. umo/os_mo_bak_mag.doc.
20. Реализм – одна из основныхшкол теории международных отношений.Существенным вкладомв развитие политического реа-
21. лизма стала работа американского ученого Г.Моргентау «Политические отношениямежду нациями. Борьба за власть имир»,
22. изданная в 1948 г.Согласно реалистической парадигме, государства являются главными акторами (участниками)международных
23. отношений.Специфика международных отношений состоит в том, что они носят анархичный характер, так как в них отсут-
24. ствует единая верховная власть, и каждый участник действует в своих интересах.
25. Основные параметры характеристики государств в игре мы выделили, опираясь на списки факторов для внешнеполитичес-
26. кого прогнозирования, которые были приведеныР.Н.Долныковой в работе «Методология иметодика прогнозирования внеш-
27. ней политики несоциалистических государств» (М., 1986.С. 156—243).Социально-экономические параметры характеристики
28. государств мы выбрали, взяв за основу показатели экономического развития стран, приведенной в классическом учебнике
29. В. К.Ломакина «Мировая экономика» (М., 2007). Присваивая тому или иному государству в игре соответствующие параме-
30. тры, мы ориентировались на классификациюстран по уровнюнационального дохода на душу населения, принятуюво Все-
31. мирном банке (См.: http://siteresources.worldbank.org) и др. данные международной статистики.
32. К сожалению, полная характеристика государств не вписываются в формат статьи, поэтому здесь мы приводим только са-
33. мое общее их описание.
34. По данным Human Development Report 2007/2008 страны, вошедшие в десятку лидеров по ИЧР, имеют показатель не ниже
35. этого уровня // http://hdr.undp.org/en/statistics/.
36. Здесь студенческой фантазии нет предела. В игре участвовали как реально существующие государства, так и выдуманные,
37. например, запомнилось названиеНаСаЯр (в команде было три игрокаНаташа,Саша иЯрослав).Собственно государств в игре
38. может быть и больше пяти, и характеристики их могут варьироваться, но увеличение количества команд не позволило бы
39. нам апробировать игру в рамках обычного учебного процесса. Здесь же мы описываем тот игровой опыт, который имели.
40. См.:КларинМ.В.Инновации в обучении:метафорыимодели:Анализ зарубежного опыта.М.:Наука, 1997.С. 163;КавтарадзеД.Н.
41. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флин-
42. та», 1998. С. 133; Активные методы обучения в вузе и деловые игры: Учебное пособие / Под общ. ред. Г. М. Зачесовой. СПб:
43. Петербургский государственный университет путей сообщения, 2006. С. 5—8.
44. Точно также выглядитформа для подсчета совокупного экономического роста государств, куда вписываются заработанные
45. командами условные единицы.
46. Две игры были однократными попытками апробации «Внешней политики государства» со студентами других специально-
47. стей: в 2003 году вДВГТУ мы играли с будущими специалистами по связям с общественностью(группаУ-141) в рамках учеб-
48. ной дисциплины «Современные международные отношения». В 2006 году автор провел игру со студентами Института эко-
49. номических преобразований и управления рынком (г. Москва), обучающимися по специальности «Государственное и му-
50. ниципальное управление» (группа ГД-41) на практическом занятии по дисциплине «Мировая политика». Здесь следует от-
51. метить, что в отличие от игр со студентами-международниками нам приходилось тратить больше времени на ориентацию
52. и разъяснение некоторых специальных понятий, таких как саммит, альянс, интеграция и т.д., то есть тех базовых терминов,
53. которые международники обычно усваивают на первом курсе в рамках дисциплин «Введение в специальность» и «История
54. международных отношений».
Рецензия
Для цитирования:
Литвинова Т.Н. ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ- МЕЖДУНАРОДНИКОВ. Вестник МГИМО-Университета. 2009;(6(9)):120-131. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2009-6-9-120-131
For citation:
Litvinova T.N. International relations teaching game and development of students’ professional competences: The Simulation «State Foreign Policy». MGIMO Review of International Relations. 2009;(6(9)):120-131. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2009-6-9-120-131