Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

Сакрализация мира в датах заключения международных договоров Вестфальской системы (1648–1815)

https://doi.org/10.24833/2071-8160-2021-6-81-140-152

Аннотация

Проблематика мира всегда была актуальной, но в последние годы в мировой историографии стали уделять внимание символике и социокультурному проектированию мирных конгрессов. Это позволяет глубже исследовать восприятие современниками и потомками ключевых событий Европы раннего Нового времени и коммеморативные практики. Символическая сила «особых дней» – христианских праздников или событий исключительного значения – была для людей той эпохи украшением их повседневной жизни и моментом выражения своего отношения к реальности и власти. Анализ выбора государствами-противниками в войнах Вестфальской системы дат заключения мира демонстрирует три варианта последних. Первый – подписание мирного договора в субботу, воскресенье или христианский праздник. Самый яркий пример этого варианта – подписание самого Вестфальского мира (договоры в Мюнстере и Оснабрюке 24 октября 1648 года) в субботу, день перед вторым воскресеньем после Троицы. Второй вариант предполагает отсылку к важному событию прошлого. Например, мир в Пассаровице между Священной Римской империей и Портой (1718) и русско-турецкий мир в Кючук-Кайнарджи (1774) венчает одна и та же дата – 21 июля, повторяющая дату заключения Стамбулом Прутского мира с Петром I в 1711 году. С эпохи Просвещения, когда в политических теориях «право мира» стало конкурировать с «правом войны», дата мира могла быть непосредственно обусловлена завершением переговоров. Но иногда и само заключение мира становилось церковным праздником. Так, Пётр I решил освятить день заключения Ништадтского мира перенесением мощей Святого Великого князя Александра Невского из Владимира в новую российскую столицу – Санкт-Петербург. В ходе заключения мира имело место политическое конструирование, осуществляемое посредством моделирования, когда политическая идея символически выражалась и в датах воспринимаемой мирной реальности. И исторический пример, и христианский праздник, и сам акт завершения войны подчёркивали сакральный характер мира как высшей ценности бытия.

Об авторе

Л. И. Ивонина
Смоленский государственный университет
Россия

Людмила Ивановна Ивонина – доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории и международных отношений

Россия, 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, 4



Список литературы

1. Blanning T. 2002. The Power of Culture and the Culture of Power: Old Regime Europe,1660–1789. Oxford: Oxford University Press. 479 p.

2. Bruin R.E. de, Haven C. van der, Jensen L., Onnekink D. (Eds.) 2015. Performances of Peace: Utrecht 1713. Leiden: Brill.

3. Einstein А.1920. Relativity, the Special and the General Theory: A Popular Exposition. London: Methuen. 184 p.

4. Peters M. 2011. The Peace of Passarowitz in the Historical Sciences, 1718–1829. Ingrao Ch. et al., eds. The Peace of Passarowitz, 1718. West Lafayette/Indiana: Purdue University Press. P. 39–52.

5. Bely L.1994. Le cardinal de Polignac, courtisan ou negociateur? Cahiers de Saint-Simon. No22. P. 7–16. (In French)

6. Dingel I., Paulmann J., Schnettger M., Wrede M. (Hrsg.). 2018. Theatrum Belli – Theatrum Pacis. Konflikte und Konfliktregelungen in fruehneuzeitlichen Europa. Göttingen: Vandenhoeck und Ruprecht. 320 S. (In German)

7. Duchhardt H. 2019. Friedens-Miniaturen. Zur Kulturgeschichte und Ikonographie des Friedens in der Vormoderne. Munster: Aschendorff Verlag. 184 S. (In German)

8. Duchhardt H., Espenhorst M. (Hrsg.) 2013. Utrecht-Rastatt-Baden 1712–1714. Ein europaeisches Friedenswerk am Ende des Zeitalters Ludwigs XIV. Göttingen: Vandenhoeck und Ruprecht. 419 S. (In German)

9. Fouillee A. 1908. Morale des idees-forces. Paris: Felix Alcan. 391 p. (In French)

10. Kaulbach H.M. (Hrsg). 2013. Friedensbilder in Europa 1450–1815. Kunst der Diplomatie, Diplomatie der Kunst. Berlin/Munchen. 160 S. (In German)

11. Klessman B. 2007. Bellum solemne. Formen und Funktionen europäischer Kriegserklärun-gen des 17. Jahrhunderts. Mainz: Philipp von Zabern. 275 S. (In German)

12. Schaller H.M. 1974. Der Heilige Tag als Termin mittelalterliche Staatsakte. Deutsches Archiv für Erforschung des Mittelalters. Bd. 30. S. 1–24. (In German)

13. Schild G., Schindling A. (Hrsg.) 2009. Kriegserfahrungen. Krieg und Gesellschaft in der Neuzeit. Paderborn. 227 S. (In German)

14. Алмонд Г.А., Верба С. 2010. Гражданская культура. Подход к изучению политической культуры. Полития. 2(57). С. 122–144.

15. Виноградов В. Н. 2000. Кючук-Кайнарджийский мир – окна на Балканы. Век Екатерины II. Дела Балканские. Москва: Наука. С. 115–122.

16. Соловьев С. М. 1998. История России с древнейших времён. Т. 17–18. Москва: Голос; Колокол – Пресс. 708 с.


Рецензия

Для цитирования:


Ивонина Л.И. Сакрализация мира в датах заключения международных договоров Вестфальской системы (1648–1815). Вестник МГИМО-Университета. 2021;14(6):140-152. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2021-6-81-140-152

For citation:


Ivonina L.I. Sacralization of Peace by the Choice of Dates for Conclusion of International Treaties within Westphalian System. MGIMO Review of International Relations. 2021;14(6):140-152. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2021-6-81-140-152

Просмотров: 881


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)