Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

Сакрализация мира в датах заключения международных договоров Вестфальской системы (1648–1815)

https://doi.org/10.24833/2071-8160-2021-6-81-140-152

Полный текст:

Аннотация

Проблематика мира всегда была актуальной, но в последние годы в мировой историографии стали уделять внимание символике и социокультурному проектированию мирных конгрессов. Это позволяет глубже исследовать восприятие современниками и потомками ключевых событий Европы раннего Нового времени и коммеморативные практики. Символическая сила «особых дней» – христианских праздников или событий исключительного значения – была для людей той эпохи украшением их повседневной жизни и моментом выражения своего отношения к реальности и власти. Анализ выбора государствами-противниками в войнах Вестфальской системы дат заключения мира демонстрирует три варианта последних. Первый – подписание мирного договора в субботу, воскресенье или христианский праздник. Самый яркий пример этого варианта – подписание самого Вестфальского мира (договоры в Мюнстере и Оснабрюке 24 октября 1648 года) в субботу, день перед вторым воскресеньем после Троицы. Второй вариант предполагает отсылку к важному событию прошлого. Например, мир в Пассаровице между Священной Римской империей и Портой (1718) и русско-турецкий мир в Кючук-Кайнарджи (1774) венчает одна и та же дата – 21 июля, повторяющая дату заключения Стамбулом Прутского мира с Петром I в 1711 году. С эпохи Просвещения, когда в политических теориях «право мира» стало конкурировать с «правом войны», дата мира могла быть непосредственно обусловлена завершением переговоров. Но иногда и само заключение мира становилось церковным праздником. Так, Пётр I решил освятить день заключения Ништадтского мира перенесением мощей Святого Великого князя Александра Невского из Владимира в новую российскую столицу – Санкт-Петербург. В ходе заключения мира имело место политическое конструирование, осуществляемое посредством моделирования, когда политическая идея символически выражалась и в датах воспринимаемой мирной реальности. И исторический пример, и христианский праздник, и сам акт завершения войны подчёркивали сакральный характер мира как высшей ценности бытия.

Об авторе

Л. И. Ивонина
Смоленский государственный университет
Россия

Людмила Ивановна Ивонина – доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории и международных отношений

Россия, 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, 4



Список литературы

1. Алмонд Г.А., Верба С. 2010. Гражданская культура. Подход к изучению политической культуры. Полития. No 2(57). С. 122–144.

2. Виноградов В. Н. 2000. Кючук-Кайнарджийский мир – окна на Балканы. Век Екатерины II. Дела Балканские. М.: Наука. С. 115–122.

3. Соловьев С. М. 1998. История России с древнейших времён. Т. 17–18. М.: Голос; Колокол – Пресс. 708 с.


Рецензия

Для цитирования:


Ивонина Л.И. Сакрализация мира в датах заключения международных договоров Вестфальской системы (1648–1815). Вестник МГИМО-Университета. 2021;14(6):140-152. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2021-6-81-140-152

For citation:


Ivonina L.I. Sacralization of Peace by the Choice of Dates for Conclusion of International Treaties within Westphalian System. MGIMO Review of International Relations. 2021;14(6):140-152. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2021-6-81-140-152

Просмотров: 115


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)