Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

Киноиндустрия на службе политики идентичности ЕС

https://doi.org/10.24833/2071-8160-2024-3-96-150-169

Аннотация

Массовое кино может выступать инструментом влияния на общественное сознание, апеллируя к общим ценностям и коллективной исторической памяти, и одновременно конструируя их, направляя в соответствующем целям политики русле. Отталкиваясь от существующего в литературе тезиса о том, что национальный кинематограф, как элемент общекультурного кода, может выступать в качестве фактора формирования и укрепления коллективной (социокультурной) идентичности, в настоящей статье авторы анализируют значение усилий Брюсселя по развитию собственной киноиндустрии в рамках конструирования коллективной идентичности Европейского союза. Авторы тестируют гипотезу о том, что для Евросоюза кинематограф выступает одним из способов конструирования своей идентичности через чувства сопричастности (или эмоциональной связи) жителей с объединением. Для этого авторы ставят перед собой цель выявить специфику механизма транслирования общих исторических и социальных нарративов в кинематографе Европейского союза. Методология исследования опирается на структуралистское понимание кинематографа (П. Уоллен, К. Мец). Авторы анализируют то, как на фоне образовавшегося на кинорынке в связи с «кризисом идей» в Голливудском кинематографе вакуума, Европейский союз наращивает институциональные усилия по поддержке и продвижению европейского кинематографа. Этот анализ вписан в более широкий социально-политический контекст роста популярности массового кинематографа как формы досуга в период пандемии, а также обострения украинского кризиса и начала специальной военной операции, актуализирующих задачу по укреплению коллективной идентичности Европейского союза. Авторы приходя к выводу, что в современных условиях Евросоюз уделяет повышенное внимание киноиндустрии с целью использовать кинематограф в качестве инструмента трансляции нарративов, идей и ценностей, необходимых как для решения ситуативных задач по консолидации общественного мнения по тому или иному политическому вопросу (примером может служить в определённой степени обозначившаяся в 2022 г. «милитаризация» кинорынка как реакция на начало специальной военной операции), так и для достижения долгосрочной цели по укреплению общей идентичности Евросоюза. Однако возможности долгосрочного влияния на общественное мнение через кинематограф носят ограниченный характер по причине его быстрого переключения на другие тренды в соответствии со зрительским запросом.

Об авторах

Е. В. Хахалкина
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия

Елена Владимировна Хахалкина – доктор исторических наук, профессор кафедры новой, новейшей истории и международных отношений 

634050, г. Томск, пр. Ленина, 36



А. В. Вячистая
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия

Анастасия Васильевна Вячистая – ассистент кафедры новой, новейшей истории и международных отношений

634050, г. Томск, пр. Ленина, 36



Список литературы

1. Bordwell D. 2008. Poetics of Cinema. NY: Routledge. 512 p.

2. Bosse G. 2022. Values, rights, and changing interests: The EU’s response to the war against Ukraine and the responsibility to protect Europeans. Contemporary Security Policy, Vol. 43, No. 3, pp. 531-546.

3. De Valck M. and Damiens A. (Eds.) 2023. Rethinking Film Festivals in the Pandemic Era and After. Cham: Springer Nature. 342 p.

4. Lahusen C. 2021. The Political Attitudes of Divided European Citizens Public Opinion and Social Inequalities in Comparative and Relational Perspective. L.: Routledge.

5. Metz Ch. 1974. Film Language: A Semiotics of the Cinema. NY: Oxford University Press. 296 p. Naish S. L. 2022. Defining Post-Catastrophe Cinema. Film International, No. 19, pp. 67-75.

6. Nikoltchev S. 2022. Yearbook 2021/2022. Key Trends: Television, Cinema, Video and on-Demand Audiovisual Services – the Pan-European Picture. European Audiovisual Observatory. Strasbourg.

7. Osman W. and Redrobe K. 2022. The Inclusions and Occlusions of Expanded Refugee Narratives: A Dialogue on Flee. Film Quarterly, No. 76 (1), pp. 23–34. doi: 10.1525/fq.2022.76.1.23

8. Pells R. 1997. Not Like Us: How Europeans Have Loved, Hates and Transformed American Culture Since World War II. New York: Basic Books. 352 p.

9. Ruby Rich B. 2021. Stuttering Cinema, Stuttering Democracy, Stuttering Globalism. Film Quarterly, No. 75 (1), pp. 5–9. doi: 10.1525/fq.2021.75.1.5

10. Ruby Rich B. 2022. Cannes at Seventy-Five. Film Quarterly, No. 76 (1), pp. 86–92. doi: 10.1525/fq.2022.76.1.86

11. Ruby Rich B. 2022. Don’t Look Down: Film’s COVID Prospects. Film Quarterly, No. 75 (3), pp. 5–11. doi: 10.1525/fq.2022.75.3.5

12. Thornborrow J., Haarman L. and Duguid A. 2012. Discourses of European identity in British, Italian, and French TV news. In: European Identity: What the Media Say. Oxford: Oxford University Press, pp. 1-35.

13. Tyree J.M. 2023. Specters of Brexit in Recent British Horror. Film Quarterly, No. 77 (2), pp. 10–19. doi: 10.1525/fq.2023.77.2.10

14. Ue T. 2024. When Worlds Collide. Film International, No. 21, pp. 158-162.

15. Wanzo R. 2022. Identity Remakes in and out of Time: Notes on “Scenes from a Marriage”. Film Quarterly, No. 75 (3), pp. 71–75. doi: 10.1525/fq.2022.75.3.71

16. Wollen P. 1972. Signs and Meaning in the Cinema. Indiana University Press. 175 p.

17. Абдуллаев Н. Н. 2021. Правовая основа сотрудничества между Азербайджанской Республикой и ЕС в энергетической сфере. Международное право. №3. С. 1–14. DOI: 10.25136/2644-5514.2021.3.35859.

18. Алиев Р. А. 2023. Водная безопасность в контексте устойчивого управления трансграничными водными ресурсами в Каспийском регионе. Вестник МГИМО-Университета. №16(5). С. 71–98. URL: https://doi.org/10.24833/2071-8160-2023-5-92-77-104 (дата обращения: 27.04.2024).

19. Макаренко Д. В., Паршина С. Л., Снежко А. А. 2015. Влияние гидроэлектростанций на окружающую среду. Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Том 2. С. 181–182.

20. Сеидов М. 2013. Нефтяная стратегия Азербайджана как важный фактор регионального развития и дипломатии. Самарский научный вестник. №2. С. 54–56. URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/22595 (дата обращения: 27.03.2024).

21. Бикерниеце А. 2018. Эволюция европейской политической идентичности как социального конструкта ЕС. Общество: политика, экономика, право. №5. С. 23–29.

22. Большаков С. Н. 2018. Будущее Европы и поиски европейской идентичности. В книге: Формирование современной европейской идентичности в рамках интеграции ЕС: социальное и культурное измерения. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет. С. 36–45.

23. Викторова Е. В., Петренко Д. А. 2018. Основы общей интеграционной политики ЕС в отношении мигрантов. В книге: Формирование современной европейской идентичности в рамках интеграции ЕС: социальное и культурное измерения. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет. С. 50–57.

24. Котта М. 2017. Европейская идентичность: современные вызовы. В книге: Идентичность: Личность, общество, политика. отв. ред. И. С. Семененко; ИМЭМО РАН. Москва: Издательство Весь мир. С. 184–193.

25. Кривилева О. Г. 2013. Поиск идентичности в европейском кино. Вестник Пермского университета. Серия: Политология. №3. С. 158–168.

26. Ливеровский А.А. 2018. Европейская идентичность: конституционное измерение. В книге: Формирование современной европейской идентичности в рамках интеграции ЕС: социальное и культурное измерения: сборник научных статей. под ред., канд. экон. наук Е. В. Викторовой. СПб: Изд-во СПбГЭУ. С. 113–118.

27. Лункин Р.Н. 2020. Будущее европейской идентичности на фоне коронакризиса. Аналитические записки ИЕ РАН. №10. С. 1–6 (№193).

28. Пермякова А. А. 2017. Кинематограф как механизм влияния государственной культурной политики на формирование исторической памяти россиян. В книге: Культурная память и культурная идентичность: материалы Всероссийской (с международным участием) научной конференции молодых учёных (XI Колосницынские чтения). Екатеринбург: Издательство Уральского университета. С. 137–141.

29. Попова О. В. 2017. Теоретико-методологические подходы и модели концептуализации идентичности. В книге: Идентичность: Личность, общество, политика. отв. ред. И. С. Семененко; ИМЭМО РАН. Москва: Издательство Весь мир. С. 44–50.

30. Самутина Н.В. 2003. Современное европейское кино и идея культуры (“прошлого”). М.: ГУ ВШЭ. 234 с.

31. Семененко И. С. 2016. Политика идентичности и идентичность в политике: этнонациональные ракурсы, европейский контекст. Полис. Политические исследования. №4. С. 8–28.

32. Семененко И. С. 2017. Гражданская идентичность. В книге: Идентичность: Личность, общество, политика. отв. ред. И. С. Семененко; ИМЭМО РАН. Москва: Издательство Весь мир. С. 354–358.

33. Семененко И. С. 2017. Категория идентичности в социальных науках: понятие, когнитивный потенциал, приоритеты исследований. В книге: Идентичность: Личность общество, политика. отв. ред. И. С. Семененко; ИМЭМО РАН. Москва: Издательство Весь мир. С. 18–33.

34. Семененко И. С. 2017. Культурная, социокультурная, цивилизационная идентичность. В книге: Идентичность: Личность, общество, политика. отв. ред. И. С. Семененко; ИМЭМО РАН. Москва: Издательство Весь мир. С. 312–318.

35. Семененко И. С. 2020. Политика памяти в Европе и европейская политика памяти: нарративы и ориентиры. Известия АлтГУ. №6(116). С. 62–67.

36. Семененко И. С. 2021. Концепт разделённых обществ в современной политической науке. В книге: Россия и политический порядок в меняющемся мире: ценности, институты, перспективы. М.: Аспект Пресс. С. 452–453.

37. Туманов А. И. 2021. Отечественный кинематограф и его значение в формировании национальной идентичности. Наука. Культура. Общество. Т. 27, №3. С. 35–49.

38. Фадеева Л. 2021. Современные вызовы политики идентичности в ЕС. Современная Европа. №7. С. 18–26.

39. Хахалкина Е.В., Погорельская А. М. 2022. «Европа» VS «Европейский Союз»: точки разлома и соприкосновения. Вестник Томского государственного университета. История. №78. С. 112–123. DOI: 10.17223/19988613/78/15.

40. Чернышов Ю.Г. 2017. Европейская идентичность в исторической ретроспективе. В книге: Идентичность: Личность, общество, политика. отв. ред. И. С. Семененко; ИМЭМО РАН. Москва: Издательство Весь мир. С. 171–183.

41. Шеремет А.Н. 2009. Социология кино для всех. Высшее образование в России. №4. С. 150–154.


Рецензия

Для цитирования:


Хахалкина Е.В., Вячистая А.В. Киноиндустрия на службе политики идентичности ЕС. Вестник МГИМО-Университета. 2024;17(3):150-169. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2024-3-96-150-169

For citation:


Khakhalkina E.V., Vyachistaya A.V. Film Industry at the Service of EU Identity Politics. MGIMO Review of International Relations. 2024;17(3):150-169. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2024-3-96-150-169

Просмотров: 598


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)