Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

ЭКОНОМИКА КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

https://doi.org/10.24833/2071-8160-2017-3-54-268-290

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена разработке некоторых концептуальных положений для анализа экономики как культурного явления. Раскрывается природа культуры, её критически важная роль в формировании экономического мышления и поведения людей. На отдельных примерах автор показывает, что культура не всегда тождественна социальной полезности, поскольку устаревшие, традиционалистские, иррациональные культурные нормы становятся враждебными прогрессу, обрекают народы на отставание, нищету и провалы в развитии. Подвергается критике математизация экономической теории, стремление всё большего числа учёных-экономистов изъясняться исключительно языком формул, уравнений, цифр и графиков. В результате экономическая наука превращается в своеобразную «социальную физику», теряет свой подлинно гуманитарный характер, какой она имела в работах всех великих экономистов прошлого. В связи с этим подчёркивается важность междисциплинарного подхода к экономическим исследованиям, включения в предметное поле экономической теории наработок других социальных дисциплин – истории, философии, социологии, культурологии. Аргументируя главный тезис статьи, автор показывает, что между экономикой и культурой существует глубокая онтологическая связь, которая обнаруживается, прежде всего, в том, что обе эти сферы человеческих отношений направлены на решение одной и той же задачи – конкурентный отбор наилучших способов выживания людей, реализации ими соответствующих жизненных потребностей. Для преодоления трудностей, связанных с включением культуры в инструментальный арсенал экономической науки, предлагается использовать категорию «культурного капитала», которая позволит глубже осмыслить и наполнить новым содержанием более ранние и привычные для экономистов понятия капитала.

 

Об авторе

С. Н. Ивашковский
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России; Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия

Станислав Николаевич Ивашковский – к.э.н., заведующий кафедрой экономической теории;

профессор ИБДА 



Список литературы

1. Arendt Kh. Mezhdu proshlym i budush- chim. Vosem’ uprazhnenii v politicheskoi mysli [Between the past and the future. Eight exercises in political thought]. Moscow: Publishing House of Gaidar In- stitute, 2014. 416 p. (In Russian).

2. Basu K. Po tu storonu nevidimoi ruki: Osnovaniia novoi ekonomicheskoi nauki [On the other side of the invisible hand: Foundations of a new economic science]. Moscow: Publishing House of Gaidar In- stitute, 2014. 432 p. (In Russian).

3. Bekhmann G. Sovremennoe obshchest- vo: obshchestvo riska, informatsionnoe obshchestvo, obshchestvo znanii [Mod- ern society: a society of risk, an informa- tion society, a knowledge society]. 2-nd edition. Moscow: Logos, 2012. 248 p. (In Russian).

4. Begel’sdeik Sh., Maseland R. Kul’tura v ekonomicheskoi nauke: istoriia, metod- ologicheskie rassuzhdeniia i oblasti prak- ticheskogo primeneniia v sovremennosti [Culture in economic science: history, methodological reasoning and areas of practical application in modern times]. Moscow: Publishing House of Gaidar In- stitut. 2016. 464 p. (In Russian).

5. Burd’e P. Formy kapitala [Forms of Capi- tal]. Zapadnaia ekonomicheskaia sotsi- ologiia: Khrestomatiia sovremennoi klassi- ki. Moscow: Rossiiskaia politicheskaia entsiklopediia, 2004. Pp. 519-536. (In Russian).

6. Dimadzhio P. Kul’tura i khoziaistvo [Cul- ture and economy]. Zapadnaia ekonomi- cheskaia sotsiologiia: Khrestomatiia sovre- mennoi klassiki. Moscow: Rossiiskaia politicheskaia entsiklopediia, 2004. Pp. 471-518. (In Russian).

7. Zimmel’ G. Izbrannoe. Tom 1. Filosofiia kul’tury [Selected works. Vol. 1. Philoso- phy of Culture]. Moscow: Iurist Publ., 1996. 671 p. (In Russian).

8. Iglton T. Ideia kul’tury [The idea of cul- ture]. Moscow: Publ. House of the High- er School of Economics, 2012.190 p. (In Russian).

9. Ivashkovskii S. Modernizatsiia Rossii: istoriko-kul’turnyi aspect [Moderniza- tion of Russia: Historical and CulturalAspect]. Vestnik MGIMO-Universiteta. 2011, no. 3, pp.112-121. (In Russian).

10. Innovatsionnoe razvitie: ekonomika, intellektual’nye resursy, upravlenie znaniiami [Innovative development: economy, intel- lectual resources, knowledge management]. Ed. by B. Z. Mil’ner. Moscow: INFRA Publ. Moscow, 2010. 624 p. (In Russian).

11. Kasatkin P.I. Rol’ Russkoy pravoslavnoy cerkvi v sovremennikh mirovih polit- icheskikh processov [The Role Russian Or- thodok Church in World Politics]. Mos- cow, 2010. 160 p.

12. Kirillov I.A. Pravda staroi very [The truth of the old faith]. Barnaul: Altai Starover, 2008. 502 p.

13. Kolesnikova I.V. Iskusstvo kak fenomen kul’tury [Art as a phenomenon of cul- ture]. Vvedenie v kul’turologiiu. Moscow: MIIT, 1996. 94 p. (In Russian).

14. Kul’tura imeet znachenie. Kakim obrazom tsennosti sposobstvuiut progressu [Culture matters. How values contribute to prog- ress]. Ed by L. Kharrisona i S. Khanting- tona. Moscow: Moskovskaia shkola polit- icheskikh issledovanii Publ., 2002. 320 p. (In Russian)

15. Laval’ K. Chelovek ekonomicheskii. Esse o proiskhozhdenii neoliberalizma [The economic man. The essay on the origin of neoliberalism]. Moscow: Novoe litera- turnoe obozrenie Publ., 2010. 432 p. (In Russian).

16. Lem St. Filosofiia sluchaia [The philoso- phy of chance]. Moscow: AST Moscow. 2007. 768 p. (In Russian).

17. Mariten Zh. Znanie i mudrost’ [Knowl- edge and wisdom]. Moscow: Nauchnyi mir Publ., 1999. 244 p. (In Russian).

18. Marshall A. Osnovy ekonomicheskoi nauki [Fundamentals of Economic Science]. Moscow: Eksmo, 2008. 838 p. (In Russian).

19. Muller Dzh. Kapitalizm, kommunizm i evrei [Capitalism, Communism and the Jews]. Moscow: Kar’era Press, 2011. 288p. (In Russian).

20. Nisbet R. Progress: istoriia idei [Progress: the history of the idea]. Moscow: IRISEN Publ., 2007. 557 p. (In Russian).

21. North D. Ponimanie protsessa ekonomi- cheskikh izmenenii [Understanding the process of economic change]. Moscow: HSE Publ., 2010. 256 p. (In Russian).

22. Flier A.Ia. Kul’turologiiadliakul’turologov: Uchebnoe posobie [Culturology for Cul- turologists: Textbook]. Moscow: Soglasie, 2010. 672 p. (In Russian).

23. Hayek F. Avgust. Pravo, zakonodatel’stvo i svoboda [Law, legislation and freedom]. Moscow: IRISEN, 2006. 644 p. (In Russian).

24. Heilbroner R. Ekonomicheskaia teoriia kak universal’naia nauka [Economic the- ory as a universal science]. THESIS. 1993, vol. 1, no. 1, pp. 41-55. (In Russian).

25. Huntington S. Kto my? Vyzovy ameri- kanskoi natsional’noi identichnosti [Who are we? The challenges of American na- tional identity]. Moscow: «AST» Publ., 2004. 635 p. (In Russian).

26. Harrison L. Evrei, konfutsiantsy i prot- estanty: kul’turnyi kapital i konets mul’tikul’turalizma [Jews, Confucians and Protestants: Cultural Capital and the End of Multiculturalism]. Moscow: Mysl’ Publ., 2014. 286 p. (In Russian).

27. Barro R., McCleary R. Religion and Eco- nomic Growth across Countries. Ameri- can Sociological Review. 2003, vol. 68, no. 5, pp. 760-781.

28. Banfield E. The Moral Basis of a Backward Society. Free Press, 1958. 204 p.

29. Guiso L., Sapienza P., Zingales L. Does Culture Affect Economic Outcomes? Journal of Economic Perspectives. 2006, vol. 20, no. 2, pp. 23-48. DOI: 10.1257/ jep.20.2.23

30. Rao V., Walton M. Culture and Public Ac- tion. Stanford, California 2004. 442 p.

31. Hartman G. The Fateful Question of Cul- ture. N.Y, 1997. 272 p.


Рецензия

Для цитирования:


Ивашковский С.Н. ЭКОНОМИКА КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. Вестник МГИМО-Университета. 2017;(3(54)):268-290. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2017-3-54-268-290

For citation:


Ivaskovsky S.N. ECONOMY AS A PHENOMENON OF CULTURE: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ANALYSIS. MGIMO Review of International Relations. 2017;(3(54)):268-290. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2017-3-54-268-290

Просмотров: 851


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)