ИСТОРИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Статья посвящена деятельности православных священников, несших службу при зарубежных миссиях и посольствах России. Штат священнослужителей был во всех дипломатических представительствах в странах Европы, где имелись православные церкви или устраивались специальные домовые церкви. Священники подчинялись послу или посланнику дипломатического представительства России, получали жалование от российского МИД и были ему подотчётны. Одновременно надзор над священнослужителями осуществлял Святейший Синод. В правление императора Николая I священники назначались и в некоторые страны Востока, с которыми Россия устанавливала дипломатические отношения. Самыми многочисленными штатами священнослужителей располагали миссии в Османской империи и Греции. Устройство церквей и сам обряд церковной службы в этих странах должны были служить примером для местных православных общин, в которых православные службы зачастую проводились не по принятому в русской церкви канону. Особо следует сказать о духовной миссии в Китае, с которым ещё не были установлены дипломатические отношения. На протяжении второй четверти XIX в. эти духовные миссии выполняли функцию дипломатических представительств России в этой стране. Статья основана на документах из Архива внешней политики Российской империи МИД России, которые ещё не были вовлечены в научный оборот. Сама тема присутствия «духовных чинов» при дипломатических миссиях России не разрабатывалась в научной литературе (за исключением некоторых сюжетов, касающихся русского духовенства в Святой Земле). Между тем, обширность имеющихся материалов, свидетельствующих о важной роли посольских священников, позволяет существенно расширить рамки изучения деятельности российских представительств за рубежом.
В настоящей статье проанализирована история развития феномена гражданства в Западной Европе, начиная с Античности и заканчивая Новейшим временем. Для анализа используется метод бинарных оппозиций, являющихся основанием включения индивидов в гражданство или исключения из него. Гражданство Древней Греции носило элитарный характер, резко выделявший граждан из остального населения. Основаниями для включения/исключения были оппозиции «цивилизованные – варвары», «свободные – зависимые», «обладающие земельной собственностью – не обладающие таковой», «совершеннолетние –
несовершеннолетние», в результате чего лишь малая часть населения обладала правами граждан. Тем не менее, в рамках афинской демократии впервые в истории были заложены основные сущностные характеристики понятия «гражданин»: равенство, участие и свобода. Гражданство Древнего Рима, возникнув как статус для ограниченного круга лиц, в ходе завоевания новых территорий включало в себя всё более широкие слои населения. В результате римское гражданство было унифицировано, что привело к формированию правового статуса «подданный Римской империи», для получения которого уже не требовалось наличие собственности и который не подразумевал политического участия. В Средние века, для которых было характерно подданство как тип взаимоотношений между верховной властью и населением, феномен гражданства существовал лишь в городах. После революций Нового времени, достижением которых стало освобождение всех категорий населения и провозглашение равенства, идеи гражданства стали воплощаться в пределах национальных государств. Если на начальном этапе по-прежнему из политического участия исключались все женщины и не обладающие достаточной собственностью мужчины, то к концу Нового времени все мужчины получили полный спектр гражданских прав. В Новейшее время право политического участия получили женщины, и в гражданство окончательно включается всё совершеннолетние коренное население в границах национальных государств. Таким образом, список оппозиций стал включать в себя лишь следующие: «коренные жители страны – иностранцы» и «совершеннолетние – несовершеннолетние». Вместе с этим особое развитие получили социальные права, позволившие гражданам не беспокоиться о своём выживании и безопасности. В настоящее время исследователи отмечают следующие проблемы в развитии феномена гражданства: фактически сохраняющееся неравенство при декларируемом равенстве всех граждан, «гражданство без участия», когда гражданин является пассивным потребителем социальных услуг, предоставляемых государством. Процессы глобализации привели к массовой миграции, и стало очевидным, что гражданство западноевропейской страны – это огромная привилегия. Прибывающее население снова начинает структурироваться в рамках бинарных оппозиций: «свой – чужой», «европеец – неевропеец», «белый – чёрный (темнокожий, жёлтокожий)», «образованный – необразованный», «христианин – мусульманин» и так далее. Вопрос включения/исключения в гражданство западноевропейских стран сегодня является принципиально не решённым. Проведённый анализ феномена гражданства позволил сделать вывод о двух циклах развития феномена гражданства. Первый цикл – Античность, второй цикл – Средние века и Новое время. Для каждого из них характерны такие векторы развития как: освобождение от зависимости (рабской, феодальной); включение всё более широких слоёв населения в гражданство (эволюция феномена от элитарного к массовому); уменьшение и полный отказ от имущественных требований для включения в гражданство; уменьшение активного участия граждан в управлении государством; отчуждение гражданина от государства, формализация отношений между гражданином и государством. Не исключено, что Новейшее время является началом третьего цикла, который будет продолжать своё развитие в соответствии с выше обозначенными векторами.
Конец августа 1917 г. был отмечен драматическим событием, которое во многом повлияло на будущее Российского государства – предпринятой Ставкой Верховного главнокомандующего попыткой направить в Петроград войска в целях установления военного порядка в столице («Корниловский мятеж»). Выступление Л.Г. Корнилова оказалось неудачным. Его вместе с ближайшими соратниками арестовали и отправили в расположенный неподалеку от Могилёва, где находилась Ставка, небольшой белорусский городок Старый Быхов. Генералов Л.Г. Корнилова, А.И. Деникина, А.С. Лукомского, С.Л. Маркова и других видных деятелей Белого движения в скором времени поместили в превращённое в тюрьму здание женской гимназии. Там они находились примерно полтора месяца, а вскоре после октябрьских событий 1918 г. покинули её, отправившись на Дон. «Корниловскому мятежу» посвящено немало книг и научных статей, однако о пребывании отстранённых от командования военачальников в тюрьме написано крайне мало. Подробнее всех о нём писал, пожалуй, только А.И. Деникин в труде «Очерки русской смуты». Скудность источников о «быховском сидении» Корнилова и его единомышленников можно объяснить тремя причинами. Во-первых, Корнилов и его соратники находились в Быхове в изоляции и не могли общаться со своим недавним окружением. Не имели к ним доступа и журналисты. Во-вторых, срок пребывания Корнилова в Быхове оказался крайне коротким. Наконец, те, кто могли бы оставить интересные воспоминания, например, Л.Г. Корнилов или С.Л. Марков, менее чем через год погибли на фронтах гражданской войны. Решив отчасти восполнить пробел в историографии «быховского сидения», автор статьи побывал в городе Быхове (ныне Могилёвская область Беларуси) и попытался найти свидетельства пребывания в нём участников выступления Л.Г. Корнилова. Он посетил здание бывшей женской гимназии, где ныне разместился быховский лесхоз, сотрудники которого создали небольшую музейную экспозицию. При подготовке статьи использовались беседы с директором исторического музея Быхова, а также с проживавшим в Брюсселе Л.А. Корниловым–Шапроном дю Лорре – внуком прославленного генерала, который рассказал немало интересного о событиях конца августа 1917 г.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ
Дискурс о «границе» и деколонизации в Центральной Азии – это скорее своего рода исследовательский стартап. В предлагаемой статье «граница» представлена как феномен, который формирует и моделирует отношение к собственной истории и культуре народа, к которому человек принадлежит, и соответственно, он же влияет на отношения близких и далёких соседей. Такое циркулярное понимание нормализируется национальным государством, которое не терпит отсутствия идентичности. Соответственно история «национального» выражается через колониальное противопоставление «своих» и тех, кто за «границей». Ориенталистская основа границ в Центральной Азии неочевидна, так как граница не просто скрывает или отрицает свою искусственность, она натурализуется. Это происходит изза её «Вестфальской» основы, которая представляет осударствостроительство естественным процессом. И суверенитет, в который верят все жители республик, не может быть представлен как добровольное применение универсально декларируемого права на самоопределение. Все пять членов центральноазиатского «клуба» образцовым образом «маршируют» и убеждают друг друга и окружающих, что абстрактная универсальная форма международных отношений никоим образом не делает их общий «загар» европоцентристским. Тогда как центральноазиатская причастность к так называемым «национальным» культурам сложно соединяется с его разнообразием языков, традиций, стилей. Это ведёт не к чувству «многонациональности», а скорее к «многолокальности» (или иначе – «много-общинности») внутри Душанбе, Самарканда, Ташкента, Бухары. Большинство таких общин отличаются национальным разнообразием, что естественно. Такой «ритм» продолжает делать регион более открытым друг другу внутри и к миру, преобразовывать его в «поле», расположенное по ту сторону добра и зла, правильного и неправильного, где происходит встреча разнообразия.
В статье рассмотрено влияние изменений, внесённых в Конституцию Киргизской Республики (КР) в 2016 г., на поддержание и упрочение политической стабильности – заявленной цели реформы. В центре внимания автора находятся нововведения в сфере распределения полномочий между главой государства, премьер-министром и законодательной властью, анализ которых проведён в двух аспектах: нормативном и эмпирическом. Основным аналитическим инструментом выступает модель соотношения полномочий президентов и легислатур, разработанная М.С. Шугартом и Дж. М. Кэри. При оценке тех или иных институциональных паттернов учитывается влияние неформальных политических норм и практик. В частности, обращается внимание на такие черты киргизского общества, как этнокультурная разделённость и неопатримониальные политико-культурные ориентации. По результатам анализа сделан вывод, что изменения, касающиеся институциональных параметров взаимодействия президента, главы правительства и парламента, а также повышения партийной ответственности и дисциплины депутатов, могут иметь позитивный эффект с точки зрения поддержания в КР политической стабильности, особенно при повышении уровня институционализации партийной системы.
БЛИЖНИЙ ВОСТОК
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИНСТИТУТЫ
С 1990-х гг. притязания Европейского союза на роль «глобальной силы» в продвижении прав человека не знают границ. Это привело к повышенной активности ЕС в международных организациях. Тем не менее, эти притязания ЕС не находят практического отражения в Совете по правам человека ООН (СПЧ). В этом межгосударственном органе ЕС действует как скоординированный блок, что встречает противодействие иных региональных и политических коалиций. Оформившаяся система многополярного мира требует отказаться от нормативного подхода в исследованиях ЕС и прав человека. Статья предлагает и использует четыре индикатора для оценки продвижения ЕС прав человека: 1) конкретность упоминаний ООН или глобальной площадки (globalfora) в учредительных документах и нормативных актах ЕС; 2) степень внешней поддержки/противодействия приоритетам ЕС в СПЧ; 3) степень целостности внешнего представительства ЕС в СПЧ; 4) (не)противоречивость ЕС в определении приоритетов и методов их достижения в СПЧ. Многополярная система мира ставит под сомнение притязания ЕС на роль «глобальной силы» в продвижении прав человека. Способности ЕС продвигать свои приоритеты в СПЧ не безграничны, даже несмотря на широкую сеть дипломатических представительств государств-членов и НКО, комплексную систему представительства и координации действий, усиленное разделение полномочий среди государствчленов. «Большие государства» ЕС играют ведущую роль в этих процессах. Внутреннее несогласие ослабляет продвижение прав человека Союзом. Структурный контекст СПЧ ограничивает возможности ЕС в продвижении прав человека. Таким образом, ЕС становится менее заметным и громким в продвижении прав человека и вынужден искать пути выхода из этого положения.
ГЛОБАЛЬНЫЕ ГОРОДА
В международном научном сообществе при признании категории глобального города и особой роли в его становлении процесса транснационализации мировой экономики продолжается активный дискурс о наиболее адекватных принципах и методах идентификации феномена. В статье заостряется внимание на необходимости смены приоритетов в оценке глобальности центров, отмечается, что классический подход через массу базирования исключительно домашних ТНК должен дополняться модернистским подходом – масштабом присутствия корпораций других стран. На основе данных официальных сайтов корпораций, представленных в рейтинге Forbes 2000, анализируется размещение зарубежных ТНК в глобальных городах США, доказана, с одной стороны, их нодальность, а с другой – иерархичность в сфере транснационального бизнеса. Выявлена определяющая роль в реализации внешнеэкономического сотрудничества страны на уровне ТНК в целом небольшого числа городов альфа-группы, которым прочие центры существенно уступают. В результате использования специальной методики по характеру локализации иностранных корпораций крупнейшие агломерации страны разведены на пять неравноценных по составу типологических групп: город-гегемон Нью-Йорк, города-лидеры, города-тяжеловесы, города-средневесы и города-аутсайдеры. Оценены основные факторы аттрактивности различных центров для дислокации зарубежных ТНК. Помимо общей геоэкономической мощи города, немаловажное значение получают его функциональная специализация, экономикогеографическое положение и место в системе глобальных отраслевых рынков, наличие исторических корней и традиционных культурных связей и др. Углубленное изучение глобальных городов США, как хабов иностранных компаний представляется чрезвычайно полезным в целях повышения инвестиционной привлекательности российских центров, особенно Москвы и Санкт-Петербурга.
РЕЦЕНЗИИ
Рецензия на книгу: «География мирового хозяйства: традиции, современность, перспективы» / Под ред. В.А. Колосова и Н.А. Слуки. Коллективная монография. М.-Смоленск: издательство «Ойкумена», 2016. 400 с.
Рецензируемая книга – это солидная монография, плод труда крупнейших учёныхгеографов, ядро которого составляют сотрудники и выпускники кафедры географии мирового хозяйства Географического факультета МГУ. В монографии раскрыты этапы формирования и достижения отечественной школы географических исследований мирового хозяйства. Оценены современные сдвиги в географии материальной и нематериальной сферах. Рассмотрены изменения места стран и регионов в мировой экономике и политике. Проанализированы международные миграции населения на разных территориальных уровнях. Рецензируемая книга написана на высоком научном уровне, хорошим языком и представляет большой интерес не только для географов, но и для экономистовмеждународников и политологов.
ISSN 2541-9099 (Online)