Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск
№ 2(59) (2018)
Скачать выпуск PDF

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТАТЬИ 

7-25 1844
Аннотация
Царствование Петра I парадоксально сочетало в себе как апогей могущества старого патримониального государства, так и ускоренную вестернизацию страны. В статье
кратко анализируются ряд факторов, укрепивших государственную патриархальную
систему, в частности Указ о единонаследии 1714 г. и расширение крепостного права изза появления новых категорий крепостных. В значительной степени статья посвящена изучению ускоренной вестернизации при Петре Великом, которая привела к ограничению патримониального образа жизни в России.
В статье основное внимание уделяется становлению нового мировоззрения, различных форм, посредством которых происходило формирование новых социальных
структур, культуры, системы власти и жизни в целом. Публикация панегириков в честь
монарха и его политики, публичное празднование военных побед (организация так называемых «триумфов») и церковные реформы внесли большой вклад в формирование нового мировоззрения. Одной из ярких фигур, иллюстрирующих этот процесс, является Феофан Прокопович.
В первой четверти XVIII в. вестернизация в Россию пришла непосредственно из Западной Европы. Она устранила препятствия для общения между русскими и иностранцами, развенчала старый церковный постулат о том, что все западные христиане были «еретиками», проложила путь к началу внутренней модернизации, а также к трагической судьбе социально-культурного раскола в России между высшими образованными социальными слоями и большей частью русского населения, которая осталась в Средних веках.
26-42 5878
Аннотация

Цель статьи – анализ понятия экономических санкций как политической категории. В юридической и экономической литературе санкции рассматриваются с точки зрения содержания законодательных актов и нормативных документов, а также их последствий для отдельных государств, секторов экономики, компаний и корпораций. Однако такой подход упускает из вида политическую функцию санкций, которые используются в международных отношениях как инструмент господства и навязывания воли одних стран другим. Как правило, санкции применяются экономически сильными державами и коалициями против более слабых государств. То есть сама возможность применения санкций определяется асимметрией системы международных отношений и заложенным в неё неравенством. Это порождает нормативный и этический спор между сторонниками использования односторонних санкций как вполне легитимного инструмента принуждения к «правильному» поведению и противниками их использования в обход решений Совета Безопасности ООН. Представители второй точки зрения исходят из приоритета прав человека над политической целесообразностью. Первая точка зрения продвигается США и ЕС. Вторая – Россией, КНР и группой из нескольких десятков развивающихся стран. Иными словами, спор о легитимности и этичности санкций становится индикатором линий размежевания на международной арене. Спор о санкциях отражает отличия в подходах к более фундаментальной проблеме – суверенитета и вмешательства в дела суверенных государств. Санкции являются инструментом такого вмешательства. Признание их легитимным инструментом будет означать также и признание легитимности вмешательства развитыми государствами в суверенные дела развивающихся государств в обход ООН.

В работе проводится ревизия интерпретации санкций как политического понятия. Даётся классификация санкций, определяются их функции. Проводится разграничение понятия «санкций» с понятием «торговых войн». Подобное размежевание критически важно для концептуализации санкций как политического понятия. Если торговые войны ведутся для максимизации прибыли, то экономические санкции используются для достижения политических целей. Это определяет принципиальную разницу в отношениях бизнеса и власти: в случае торговых войн бизнес выступает основным лоббистом решений государственных органов, в случае санкций инициатором выступает правительство, а бизнес вынужден подстраиваться под сложившуюся ситуацию. В первом случае бизнес действует как субъект, во втором – как объект.

Работа актуальна в контексте растущего санкционного давления на Россию, а также в связи с развертыванием санкционных кампаний против её партнёров на международной арене.

43-62 755
Аннотация

В статье показывается, что валидность научного знания, заслуживающего доверия, крайне важна для обеспечения национальной безопасности. Вместе с тем есть объективные и субъективные факторы, подрывающие доверие к нему. Среди объективных факторов – становление рефлексивной социально-природной реальности, обретающей нелинейный характер развития, что предполагает формирование, соответственно, нелинейного знания, основанного на переходе от традиционного выявления жёстких корреляций между фактами и явлениями к теоретико-методологическому инструментарию, способному учесть многочисленные неопределённости, пришедшие в нашу жизнь, которые проявляются в виде социальных разрывов, культурных травм, ненамеренных последствий инновационной деятельности человека. По существу, инструментарий формирования нелинейного знания только создаётся, поэтому в нормативные документы, посвящённые безопасности России, подчас попадает «апробированное, устоявшееся» знание, но относящееся к ранее существовавшим реалиям и другому времени, что создает проблемы для научного прогноза развития международных и военно-политических отношений. Если результаты естественных наук абсолютизируются и противопоставляются социальным и гуманитарным наукам, а также междисциплинарности, то это также делает уязвимым итоговое знание.

Субъективные факторы значимо сказываются на валидности научного знания. Исследователи неизбежно подвержены влиянию особенностей цивилизации и культуры, в которых они живут и работают, опыту социализации и самосоциализации. Но наибольший ущерб валидности знания наносится тогда, когда национальные интересы вытесняются групповыми, тем более личностными интересами учёных. Эти усложняющиеся реалии востребовали переход от безусловного доверия к научному знанию к рефлексивному доверию, концепция которого предлагается: в основе такого типа доверия лежит риск – определённая степень уверенности в адекватности задействованного теоретико-методологического инструментария; кроме научной учитывается социальная рациональность; предполагается критическая проверка любой теории; принимается во внимание фактор инсценированного доверия, получающего распространение в виртуальной реальности; в валидность знания вводится критерий его гуманистической составляющей.

63-98 1524
Аннотация

Ограничения на внутренних границах и ужесточение режима пересечения внешних границ в ряде государств Европейского союза, введённые в период острой фазы миграционного кризиса в 2014–2015 гг., поставили вопрос о будущем границ Евросоюза. Изначально именно свобода передвижения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы считалась одной из принципиальных задач интеграционного объединения и создания наднациональных структур. Между тем нерешённость сложного комплекса миграционных вопросов и рост в отдельных странах ЕС евроскептических настроений пошатнули приверженность населения европейскому проекту и вызывают недоверие к свободе границ, которую связывают с нежелательным потоком мигрантов и усилением криминально-террористической угрозы.

Авторы статьи поставили целью оценить состояние и угрозы открытым границам ЕС через анализ замеров общеевропейской идентичности, один из элементов которой включает отношение населения к принципу мобильности и свободе границ, в её взаимосвязи с национальным самосознанием на примере разных стран Евросоюза, как последовательно поддерживающих, так и подвергающих критике существующую наднациональную модель.

В первой части статьи анализируются причины возросшей актуализации фактора границ ЕС и его взаимосвязь с задачами укрепления солидарности и доверия к Евросоюзу посредством преодоления кризиса общеевропейской идентичности; во второй части статьи ретроспективно представлен процесс становления общеевропейского самосознания, отражение этого понятия в основополагающих документах ЕС и его соотношение с национальной идентичностью; в третьей части показана взаимосвязь проблемы границ с миграционным фактором; четвёртая и пятая части работы представляют собой, соответственно, кейсы стран Евросоюза, выступающих «за» европейскую идентичность, и стран, занимающих евроскептическую позицию в контексте факторов миграции и границ. В заключительном разделе на основе проведённого исследования сделаны выводы о значимости для ЕС «открытых границ» в средне- и долгосрочной перспективе.

99-124 1165
Аннотация

Албанский фактор балканской политики, получивший первое институциональное оформление в конце XIX в. – «Призренская лига», в настоящее время является серьезным деструктором ситуации в странах Западных Балкан (Албания, Босния и Герцеговина, Македония, Сербия, Черногория и частично признанное Косово). На основе исторических, демографических, культурно-религиозных и политических фактов в статье исследуется природа албанского ирредентизма и даётся обоснование возможности реализации сценария «албанизация», развитие которого может пойти по двум направлениям. В первом случае речь идёт о создании на территориях Албании, Косово, западной Македонии (Республика Илирида), юго-восточной Черногории (Малесия), северо-западной Греции (Чамерия) паналбанской (кон)федеративной политии под условным названием «Великая Албания». Во втором – об объединении территорий проживания албанцев через ассоциацию исламских областей стран региона. Особая роль в реализации сценария принадлежит структурам международного терроризма, рассматривающим Косово как одну из центральных зон подготовки боевиков.

Обоснование вероятности развития и реализации сценария даётся по четырём ключевым параметрам, включающим политическую, экономическую, военную и культурно-религиозную сферы.

В ряду главных акторов сценария выделены вооруженные силы Косова; албанские парамилитарные образования на территории западной Македонии; транснациональные корпорации; частные военные компании, а также поддерживающие проект политически и финансово США, Великобритания, Турция, арабские монархии. В статье делается вывод о необходимости объективной политологической оценки ситуации в регионе, анализа угроз безопасности и рисков очередного витка дестабилизации Западных Балкан, что имеет не только научное, но и практическое значения для формирования российской внешнеполитической повестки.

125-144 725
Аннотация

Международные и внешнеэкономические связи субъектов федерации стали важным фактором социально-экономического развития регионов. Осуществляемые в русле единой государственной внешней политики они способствуют укреплению отношений дружбы и сотрудничества России с зарубежными странами. Открытие зарубежных представительств регионов с целью обеспечения их интересов является распространённой практикой. В обширной научной литературе по тематике парадипломатии исследуется вклад института зарубежных представительств в развитие внешних связей субнационального уровня, причины, побуждающие регионы создавать зарубежные миссии, политико-правовые условия деятельности представительств. Однако до настоящего времени не предлагалось унифицированной аналитической модели оценки эффективности работы зарубежных представительств как инструмента совершенствования их деятельности. Для решения задачи повышения эффективности деятельности представительств в дополнение к развитию системы индикативного управления предлагается адаптированный метод многокритериальной оценки, используемый при разработке сложных управленческих решений. Оба рассматриваемых подхода используют показатели результатов деятельности представительств, ориентированные на оценку реализованных проектов различной направленности.

Формулировки индикаторов и иных содержательных компонентов описываемых методик уточнялись на основе практики деятельности зарубежных представительств Республики Татарстан. Предлагаемая модель может легко модифицироваться для представительств других субъектов Российской Федерации, которые, несмотря на разнообразие организационных форм деятельности, работают в общем политико-правовом поле и решают близкие по содержанию задачи.

К важным достоинствам индикативного управления следует отнести стимулирующий эффект целевых индикаторов, который позволяет ориентировать представительства на реализацию приоритетных направлений сотрудничества. Среди преимуществ подхода на основе многокритериальной рейтинговой оценки деятельности представительств – возможность анализа совокупности достигнутых результатов по всем основным направлениям работы представительств, измеримость и удобство применения.

Предлагаемые методы имеют прикладной характер и могут быть рекомендованы для использования в исполнительных органах государственной власти, курирующих деятельность зарубежных представительств субъектов федерации.

145-164 884
Аннотация
Статья посвящена динамике международных связей субгосударственных акторов мировой политики в контексте эволюции федеративных отношений. В работе рассматривается этнорегиональный аспект взаимодействия Российской Федерации и Венгерской Республики в первой половине 1990-х гг. Под этнорегиональным аспектом подразумеваются связи между субъектами РФ, прежде всего, финноугорскими, и Венгрией, а также её областями. Основное внимание уделено взаимодействию Венгрии и Республики Коми. Для раскрытия темы привлечена обширная информационная база, включающая многочисленные материалы из Архива внешней политики РФ, публикации в венгерской и российской периодической печати, а также междисциплинарную литературу в области международных отношений, истории, права, социологии и политологии. В качестве теоретико-методологического инструментария в работе применяется исторический институционализм вкупе с общенаучными (классификация, терминологический), политологическими (моделирование) и историческими (историко-системный, историко-генетический) методами исследования. В статье представлен анализ этнорегионального аспекта российско-венгерских отношений. Обосновывается эволюция позиции федерального центра по вопросу о международных связях российских регионов (на примере Республики Коми) с зарубежными государствами (на примере Венгрии). Упор делается на анализе специфики асимметричного взаимодействия по линии «субгосударственный актор – зарубежное государство». С целью раскрытия темы предварительно рассматривается модель российского федерализма обозначенного периода, предлагается классификация субъектов РФ применительно к их внешним связям, указываются возможные варианты дефиниций ключевых терминологических понятий по международной деятельности российских регионов и делается краткий обзор установления российско-венгерских отношений на новых основаниях в позднесоветский и ранний постсоветский периоды. При этом необходимо отметить, что модель взаимодействия Коми и Венгрии является типичной по многим базовым параметрам для международной деятельности российских регионов в указанные хронологические рамки. В заключение делается вывод о партнёрской позиции федерального центра и, прежде всего, МИД России, относительно международной деятельности российских регионов в первой половине 1990-х гг., в целом, и благожелательной позиции относительно взаимодействия Коми и Венгрии, в частности. По мнению автора, асимметричные международные связи субнациональных акторов в период демократического транзита и ослабления центра тем не менее способны при определённых обстоятельствах сыграть позитивную роль.
165-184 1490
Аннотация

В статье рассматривается потенциал политического влияния украинского этнического лобби на внешнюю политику США. Исходя из того, что этнические лобби в США способны преодолевать институциональную систему сдержек и противовесов, авторы пытаются установить степень и пределы влиятельности украинского лобби.

Рассматриваемое лобби опирается на немногочисленную украинскую диаспору. Будучи сформированной в ходе четырёх волн миграции с территории современной Украины, обусловленных различными причинами, украинская диаспора в США представляет собой крайне неоднородное и многослойное сообщество. Основной организацией диаспоры выступает Комитет Конгресса украинцев в США. Это зонтичная структура для организаций экономического, культурного и политического профиля, а также для объединений ветеранов, женщин и молодёжи. В политических целях украинская диаспора в США использует несколько инструментов. Во-первых, диаспоральные организации стремятся поощрять деятельность своих членов-госслужащих низшего и среднего звена по формированию оптимальной повестки дня. К этому процессу подключаются выходцы из диаспоры среди экспертов и медиаперсон. Во-вторых, украинская диаспора наладила взаимодействие с другими восточноевропейскими диаспорами, что позволяет ей использовать электоральный потенциал в штатах северо-запада и Среднего Запада США и выступать с совместными инициативами в общении с Конгрессом. В совокупности это оказывает на внешнеполитическую деятельность Конгресса некоторое влияние, однако его не стоит преувеличивать. Скорее наоборот, в американском истеблишменте сложился запрос на антироссийские аргументы, что выводит повестку дня украинской диаспоры на передний план внешнеполитической дискуссии. Это позволяет сделать вывод о том, что в отсутствие подходящего международного контекста потенциал политического влияния украинского этнического лобби в США ограничен.

185-200 955
Аннотация
В статье последовательно рассматриваются история и современность политического присутствия Святого Престола на территории Палестины и Израиля, а также позиция Ватикана по некоторым проблемным узлам в регионе через призму внешнеполитических приоритетов государства. Отдельное внимание уделено отношению Ватикана к действиям США по переносу посольства в Израиле в Иерусалим и влиянию данных событий на ватикано-американские и ватикано-израильские отношения. Актуальность работы обусловлена тем, что понимание вышеуказанных вопросов может быть полезным при поиске нестандартных и сетевых форм решения конфликтов. Более того, при анализе научного дискурса выявлено, что в его отечественной составляющей недостаточно внимания уделено изучению деятельности Святого Престола на международной арене, в частности, его политическому присутствию на Ближнем Востоке. Таким образом, статья призвана заполнить данную лакуну в научном дискурсе, представляя собой первый комплексный анализ присутствия Святого Престола в регионе. В XIX-XX вв. Святой Престол предпринял шаги по укреплению своей роли в качестве лидера всех католиков на Ближнем Востоке, а также консолидации позиций последних в Палестине. Авторы приходят к выводу о том, что понтифики всегда проводили сбалансированную и гибкую политику по отношению ко всем присутствующим политическим силам в регионе, опираясь на главные внешнеполитические приоритеты: защита христиан, нейтралитет и медиаторство. В статье также рассматривается отрицательное отношение Святого Престола к переносу посольства США в Иерусалим, разделяемое католическим духовенством и представителями других христианских церквей на Святой земле.

РЕЦЕНЗИИ 

201-204 692
Аннотация

Рецензия на: Mills, W.B. Treacherous passage: Germany’s secret plot against the United States in Mexico during World War I. Lincoln: Potomac Books, 2017. 226 р.

Рецензируемая книга представляет собой исследование историка У.Б. Миллса из Университета Небраски-Линкольна, посвящённое изучению до сих пор малоизученного вопроса международных отношений периода Первой мировой войны. Благодаря ныне доступным архивным источникам в странах Европы и Америки автор восстановил историю противоборства секретных служб Германии и США в Мексике, направленного на получение военного перевеса в европейской войне. Основной сюжет состоит в описании двух эпизодов времен войны, связанных c мексиканскими судами, за обладание которыми боролись дипломатические и торговые представители, а также спецслужбы Германии, чтобы использовать их в качестве заправщиков топливом немецких подводных лодок, занимающихся морским рейдерством в Тихом океане и Карибском бассейне. Кроме этого, автор знакомит читателя с деятельностью немцев по организации баз для своих подводных лодок у побережья Мексики, подготовке на её территории в лагерях немецких наемников и планирование для совместного с мексиканцами вторжения на территорию США.

205-213 915
Аннотация

Рецензия на монографию А.Г. Бакланова «Пирамида Насера. Президент и его время»: монография /А.Г. Бакланов; - М.: Издательство МБА, 2017. 196, [1] с.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)