Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск
№ 3(60) (2018)
Скачать выпуск PDF

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТАТЬИ 

7-15 1205
Аннотация

В статье рассматривается вопрос об историческом контексте российской внешней политики и его практических последствиях. Автор указывает, что недавние крупные события в сфере международных отношений нельзя понять адекватно без учёта траектории российской идентичности. Исходя из этого, статья разделена на три части, которые демонстрируют важность контекстуального подхода к российской внешней политике. В первой части рассматриваются изменения в международном балансе сил и необходимость концептуализации сложившегося положения, с учётом имеющихся различных взглядов и подходов. Во второй части автор рассматривает практические соображения в контексте данной концептуализации, имеющие целью смягчение нынешней напряжённости между Российской Федерацией и западными государствами. В третьей части представлен обзор российского подхода к обеспечению долгосрочной международной стабильности, справедливости в широком смысле слова и принципу взаимного уважения государств.

Автор приходит к выводу, что глубокие изменения в международной системе не привели к значительным переменам в российской стратегической культуре и стратегическом видении. Статья также доказывает несостоятельность распространённой идеи об имплицитном колонизаторстве как основном элементе стратегического мышления России. Исторический контекст российской внешней политики доказывает противоположную точку зрения, что российская идентичность гораздо больше связана с разрешением разногласий и созданием условий для взаимного диалога. Более того, автор считает, что основной причиной такого подхода является относительно стабильная международная позиция России (с точки зрения столетий, а не десятилетий).

16-47 1635
Аннотация

Статья посвящена анализу основных факторов формирования и эволюции мирового порядка после окончания холодной войны, распада СССР и выхода США на позиции державы-гегемона, архитектора однополярного мира. Почему период американской гегемонии оказался столь неустойчивым и недолговечным? Что помешало США сплотить под своей эгидой других крупных игроков на геополитическом поле, включая Россию и Китай? Какие поучительные уроки прошлого из истории формирования миропорядка оставили без внимания в Вашингтоне? Эти и другие вопросы поставлены автором и на них дан обстоятельный ответ с привлечением как исторических, так и актуальных источников. Автор видит свою задачу в том, чтобы рассмотреть основные события затронутой темы «на стыке эпох», при переходе от старого к новому состоянию международных отношений, когда начался закат американской гегемонии и обозначались контуры нового миропорядка. В этой связи интересен анализ добровольного перехода Великобритании во время Второй мировой войны на позиции «младшего партнёра» Вашингтона и формирование «особых отношений» в англо-саксонской семье после стольких лет британского имперского господства в мире. Имеет ли это значение применительно к сегодняшнему дню на фоне упадка Соединённых Штатов и сокращения их возможностей доминирования в мире? Другой интересный вопрос, затронутый автором, касается упущенных возможностей США и СССР по кооперированию в рамках послевоенного мироустройства в духе геополитической схемы «великого замысла» президента Рузвельта, учитывающей интересы безопасности СССР. Историческая аналогия здесь очевидна. Если тогда конфликт между бывшими союзниками по коалиции привёл к холодной войне, то в наше время стремление США «поставить на место» Россию дало обратный эффект и возвестило закат однополярного мира. Не оправдались и расчёты США интегрировать в систему американского единовластия на правах «ответственного акционера», а проще говоря, зависимого партнёра, и Китай, использовавшего Вашингтон в интересах своей модернизации и вытесняющего его из сферы своего влияния в Азии. Основной вывод: однополярный мир не состоялся и идёт медленное, но неуклонное формирование не иерархическо-сословной, а более равноправной и сбалансированной миросистемы с элементами полицентричности, где явно просматривается конец эпохи единоначалия или традиционной смены одного гегемона другим.

48-58 801
Аннотация

Поскольку Китай и Россия вывели своё всеобъемлющее равноправное доверительное партнёрство и стратегическое взаимодействие на беспрецедентную высоту, наблюдатели стали интересоваться, каким образом двум великим державам удалось достичь этой цели. Исторически Китай и бывший Советский Союз на протяжении 1950-х гг. объединял формальный союз, основанный на общих проблемах в сфере безопасности, общих идеологических установках и текущих стратегических интересах. Тем не менее они были непримиримыми соперниками в течение почти двух десятилетий вплоть до 1980-х гг. В связи с этим сторонники реалистской парадигмы международных отношений полагают, что Китай и бывший Советский Союз, а теперь и Россия, обречены на соперничество друг с другом. Причиной называется географическая близость и отсутствие взаимного доверия из-за стремления подкрепить величие своей державы, а также исторической памяти. Однако с момента распада СССР, Китай и Россия последовательно развивают свои связи по конкретным направлениям. Чтобы хорошо понять смысл стратегического партнерства между Китаем и Россией, необходимо проанализировать причины позитивных отношений между Пекином и Москвой. Основной причиной является консенсус или «общий взгляд» на то, что будущий мировой порядок должен быть и будет полицентричным, а не моноцентричным. В этом порядке Китай и Россия должны быть надлежащим образом представлены вместе с Соединёнными Штатами и другими крупными игроками.

59-71 713
Аннотация

Первые российские консульства в Западном Китае были учреждены в 1851 г. Российские представители И. Захаров и А. Татаринов прибыли в Кульджу и Чугучак в начале 1852 г. Многочисленные инструкции российского МИДа и отчёты консулов в Азиатский департамент Министерства содержат интереснейший материал о первых дипломатических контактах между Россией и Китаем. До сегодняшнего дня документы из Архива внешней политики Российской империи при МИД России (АВПРИ) не были использованы отечественными историками, обычно лишь упоминавшими тот факт, что по Кульджинскому русско-китайскому трактату 1851 г. в города Или (Кюльджа) и Тарбагатай (Чугучак) назначались представители России, которые должны были следить за ходом русско-китайской торговли. Деятельность первых российских консулов по устройству российских факторий на территории Синьцзяна, взаимоотношения с местными китайскими властями и торговцами, ход меновой торговли и основные предметы обмена – всё это раскрывают документы АВПРИ. Установление консульских постов сыграло огромную роль в дальнейшем развитии дипломатических отношений между двумя империями. Уже в 1861 г. в Китай был назначен первый российский дипломатический представитель, а чуть раньше, в 1858 г., для русской торговли были открыты семь китайских морских портов. Консульские посты в Или и Тарбагатае стали первыми дипломатическими представительствами иностранных держав в Цинской империи. Политика изоляционизма, которой в продолжение веков придерживались китайские власти, была преодолена, и начали складываться полноценные дипломатические отношения с внешним миром.

72-88 945
Аннотация
Статья посвящена одному из вариантов урегулирования на Балканах – деятельности миротворческих сил ООН в Хорватии и Боснии и Герцеговине (БиГ). Вопрос рассматривается с точки зрения применения методики размещения «голубых касок» на конфликтных территориях в зависимости от внутренней ситуации в регионе. Сегодня в связи с активным обсуждением вопроса о введении международных миротворческих сил на Украину опыт «голубых касок» на территории бывшей Югославии вновь становится актуальным. Следует подчеркнуть, что югославский вариант миротворчества не столь однозначен, как иногда кажется. Сценарии использования «голубых касок» были разными в Хорватии и БиГ. Какой из них оказался эффективнее с точки зрения предотвращения дальнейших военных действий? Как показал опыт «голубых касок» в БиГ, защита отдельных городов не смогла приостановить военные действия и лишь способствовала усилению одной стороны конфликта. Более результативным оказался опыт миротворчества в Хорватии, где разъединение воюющих сторон на несколько лет принесло мир и возможность мирному населению избежать многочисленных жертв. Недостатком деятельности миротворцев в Хорватии являлось то, что они не смогли противостоять наступательным операциям хорватской армии на сербские районы, фактически расступаясь перед ней.
89-103 1104
Аннотация

Статья посвящена анализу ситуации, складывающейся в связи с ростом трудовой миграции из Китая в Италию. В начале статьи авторы кратко определяют ключевые понятия мультикультурализма и обозначают особенности политики мультикультурализма в современной Италии. Несмотря на то, что в силу историко-географических особенностей (длительная раздробленность; наличие языковых и национальных меньшинств; активная внутренняя миграция по линии Север – Юг) итальянскому обществу свойственна устойчивая толерантность к представителям других культур и религий, политика мультикультурализма, предлагаемая Европейским союзом, в стране не прижилась. К причинам её отторжения авторы относят рост безработицы, экономический и миграционный кризисы. Начавшийся после 2008 г. миграционный кризис продемонстрировал неуважение новыми иммигрантами основных европейских прав и свобод, а также их пренебрежительное отношение к культуре и традициям европейского населения, что спровоцировало рост недовольства среди итальянских граждан. В статье приводится краткий обзор истории итало-китайских отношений и подробно анализируются проблемы, связанные с миграцией. Китайские мигранты в Италии составляют значительную социальную группу, живущую обособленно, заявляющую о своих правах и часто принимающую участие в различных видах преступной деятельности. Рассмотрены причины сложившейся ситуации и возможности урегулирования проблемы.

104-125 1408
Аннотация
В связи с наплывом беженцев в Европу вопрос об иммиграции приобретает во Франции и во всей Европе всë большую остроту. И если раньше при решении иммиграционных вопросов во главу угла ставились экономические потребности страны, то теперь правительство должно исходить также и из соображений безопасности, поскольку основным негативным последствием проводимой до последнего времени миграционной политики является именно возрастающая угроза безопасности граждан. Главный вызов, стоящий перед руководителями страны – как обеспечить безопасность и социальную сплочëнность своих граждан, соблюдая при этом права человека, уважая республиканские ценности. Решать проблему в существующем правовом поле оказывается всë сложнее. В статье кратко анализируются институционально-политические ограничители деятельности правительства, а также иммиграционная политика Франции, проводимая начиная с прихода на президентский пост в 1995 г. Жака Ширака по наши дни. Автор, исходя из принципов историзма и используя системный подход, показывает, что в области иммиграции велась, в той мере, в какой это было возможно, активная политика. Однако результат оказался плачевным. Вывод: те ограничения, которые существуют в западных демократиях, в том числе и во Франции, не позволяют решительно справиться с вызовом иммиграции, навести должный порядок в собственном доме и обеспечить населению спокойное безопасное существование. В стране постепенно приходит понимание того, что, действуя в рамках существующей парадигмы, невозможно преодолеть миграционный кризис. Руководству Франции, как и других европейских стран, приходится сделать непростой выбор, поскольку радикальное изменение иммиграционной политики рискует подорвать республиканские ценности страны, в то время как продолжение прежнего курса ставит под вопрос возможность обеспечения безопасности граждан и сохранение национальной идентичности, равно как и республиканской модели социального государства. Последние действия в этой сфере президента Эмманюэля Макрона показывают, что императив обеспечения безопасности своих граждан начинает рассматриваться как главный приоритет в миграционной политике.
126-138 685
Аннотация

Целью настоящей статьи является рассмотрение проблем, связанных с функционированием механизма сотрудничества государств-членов Африканского союза по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, а также раскрытию базовых принципов такого сотрудничества. Автором дана оценка результативности институционального взаимодействия государств-членов Союза, а также степени использования потенциала сотрудничества стран. Данный подход автора реализован посредством определения используемых в рамках Африканского союза форм сотрудничества государств-членов по вопросам противодействия отмыванию «грязных» денег, проведения сравнительной характеристики подходов к данной проблеме со стороны стран Союза, со стороны Совета Европы и ООН, а также определения перспектив дальнейшего усовершенствования такого сотрудничества. В статье содержится сравнительный анализ и сопоставление международных конвенций и принятых на международном уровне стандартов с практикой регулирования вопросов, связанных с противодействием отмыванию «грязных» денег, на региональном и национальном уровнях стран Африканского союза. Особое внимание уделено функционированию Африканского механизма коллегиального обзора и Центра исследования и изучения проблем терроризма, являющихся важными платформами для взаимодействия стран-членов Африканского союза. Автор выявляет ряд разногласий и противоречий в рамках исследования и приходит к выводу, что, несмотря на достаточно развитое регулирование вопросов, связанных с противодействием отмыванию «грязных» денег, на региональном уровне, приверженность стран цели прекращения мошенничества в финансово-экономической сфере, а также работу соответствующего регионального механизма мониторинга, к настоящему времени страны Африканского союза еще не достигли высоких результатов в своей борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.

139-160 957
Аннотация

В рассмотрении такого многослойного явления как ислам (как и любой другой религии) исследователь обнаруживает себя на перекрёстке конкурирующих представлений: ортодоксальных, реформистских. Серия «приглашений» на деколонизацию от суфиев позволяет представить ислам не как пугающую сеть муджахеддинов, а, скорее, как нормальное и реальное «сообщество дискурса». Сама тема деколонизации подразумевает общее колониальное наследие и колониальную современность Востока и Запада. Поэтому к раскрытию темы привлечены не только Руми, Ницше, но и философы Хорасана, композиторы Таджикистана, и современные западные философы по данной теме. Предлагаемая статья фокусируется на возможности не только проникнуться платоновским проектом по связи между онтологией и эпистемологией, скорее, эта вероятность творческого осознания суфизма во благо «меня-тебя», общины и сообщества общин. Такое видение подразумевает необходимость множества комбинаций знаний и опыта и учёт их постоянного движения. Дефицит «множественности» в сегодняшнем мире толкает нас к тому, что очень скоро мы привыкнем к гаджетам, которые будут «домысливать» за нас, и «слушать» друг Друга за нас. Простота такой картины в том, что такое видение общества и истории – это не вина сегодняшней «глухоты», а, скорее, признание, что нам всем (и, разумеется, не только мусульманам) необходимо «вернуться» к способности «вслушиваться» друг в Друга. В таком контексте представлена значимость искусства слушать (на араб. «sama»), в которой закладывается двойная мистика: слушать можно как ушами, так и сердцем. На этой основе выдвигается проект интеллектуальной общины, члены которой могли «вслушиваться» друг в Друга, сохраняя актуальность диалога. В серии «приглашений» речь не идёт о стремлении отгородиться от европоцентристской западной теории международных отношений. Здесь звучит предложение задуматься о создании постзападного проекта, или иначе проекта по органическому единству человека и мира как на Западе, так и на Востоке.

161-178 1077
Аннотация
Статья относится к сфере имагологических исследований, изучающих взаимовосприятие народов, социумов, культур, в том числе формирование образа «другого». Рассматривается эволюция отношения к Западу Свами Вивекананды – общественного и религиозного деятеля рубежа XIX-XX вв., идеолога индийского национализма. Вивекананда провёл несколько лет в поездках по Америке и Европе, где устанавливал контакты и популяризировал индийскую культуру, рассчитывая использовать её как «мягкую силу», которая поможет Индии привлечь внимание Запада к разворачивающейся в этой стране национально-освободительной борьбе. Истоки актуальной общественно-политической мысли Индии возникли в период колониализма. Так, Вивекананда почитается в современной Индии как один из наиболее авторитетных мыслителей. Высокую значимость приобретает внимание к личности и наследию Вивекананды, демонстрируемое правящей Бхаратия Джаната парти и премьер-министром Нарендрой Моди. Представляется целесообразным выявить, как трансформировался образ Запада в характеристиках Свами Вивекананды и насколько картина, рисуемая по итогам знакомства со странами Европы, отличается от исходных представлений. В этой связи особый упор делается на анализ текстов – травелогов, созданных как во время пребывания на Западе, так и по возвращении в Индию. Помимо традиционных методов исследования, историко-генетивного и историко-сравнительного, задействуются также контент-анализ и анализ дискурса. Результаты изучения вопроса свидетельствуют о некотором, весьма значительном, обесценивании Запада в глазах индийского путешественника. Прослеживается переход от восторженного, оптимистичного ожидания помощи от западных стран и западной общественности в борьбе против британского колониализма к осознанию индийским мыслителем того, что упадочный Запад, раздираемый межгосударственными противоречиями и стоящий на пороге большой войны, не готов оказывать народу Индии активную помощь, несмотря на живой интерес к индийской цивилизации. Как результат, риторика в адрес Запада в поздних работах становилась всё более резкой и критической. Индия же, в противовес Западу, представлялась носительницей культурной и духовной целостности, без которой дальнейшее развитие человечества невозможно.
179-197 5899
Аннотация

В статье исследован опыт Бразилии и России в области разработки и продажи региональных самолётов. Опираясь на методологические подходы, в рамках которых отрасли промышленности рассматриваются в качестве отраслевых инновационных систем, автор анализирует проекты региональных самолётов Embraer ERJ-145 и E-Jet и проект ГСС-ОАК «Сухой Суперджет» (SSJ-100) с точки зрения коэволюции компаний, технологий, развития и динамики спроса и развития институтов и регулятивных норм, т.е. ключевых элементов инновационной системы. История продвижения на лидерские позиции на мировом рынке региональных самолётов бразильской Embraer показывает, что в её стратегии были успешно использованы как технологические, спросовые и регулятивные «окна возможностей», так и ряд благоприятных условий развития отраслевой инновационной системы (сильные финансируемые правительством исследовательские центры в аэрокосмической сфере, риск-разделённые партнёрства, кластеры и др.). Кроме того, компания Embraer выработала выгодные форматы взаимодействия с зарубежными компаниями и инвесторами, позволившие в конечном счёте обеспечить существенный рост продаж авиалайнеров. В рамках проекта SSJ-100 также была предпринята попытка учесть открывшиеся перед российской авиаотраслью в 2000-е гг. технологические, спросовые и регулятивные возможности. Однако усилению позиций ОАК на мировом рынке гражданских самолётов помешали отсутствие ряда предварительных условий для технологического рывка, в том числе связанных с незрелостью инновационной системы, недоработанность и в целом недостаточная прозрачность механизмов финансирования и инвестирования, некоторые технологические недоработки в рамках проекта SSJ, а также низкая эффективность продаж, которые не удалось органично увязать со стратегией партнёрств с зарубежными авиахолдингами и развитием международной кооперации.

РЕЦЕНЗИИ 

198-209 750
Аннотация

Рецензия на книгу «Мировая политика. Передовые рубежи и красные линии» /
А.В. Булавин, О.Г. Карпович, А.В. Манойло, В.Б. Мантусов. М.: РИО Российской таможенной академии, 2018. 456 с.


В статье представлена развёрнутая рецензия на монографию «Мировая политика. Передовые рубежи и красные линии». Оценивается характер и содержание влияния основных участников системы международных отношений, как отдельных государств, так и негосударственных акторов, в том числе транснациональных корпораций на состояние и перспективы развития мировой политики. Определяются направления корректировки внешнеполитической стратегии России в условиях обострения ситуации и реанимации враждебного антироссийского курса со стороны ряда участников мирового политического процесса.

210-224 703
Аннотация

Рецензия на монографию «Концепция обоснования перспективного облика силовых компонентов военной организации Российской Федерации» под редакцией С.Р. Цырендоржиева. «46 ЦНИИ» Минообороны России, 2018. 521 с.


Рецензируемая книга представляет собой коллективную монографию С.Р. Цырендоржиева, Б.В. Куроедова, А.О. Медина, О.В. Сандарова, В.Л. Гладышевского, Е.В. Горгола, Р.С. Белорозова, В.С. Брезгина, А.С. Желтухина и М.В. Тимофеева, посвященную обоснованию перспективного облика силовых компонентов военной организации Российской Федерации.

225-231 680
Аннотация

Рецензия на книгу: «Нормальная аномия» в России и современном мире:
коллективная монография / [Н.Н. Зарубина и др.]; под общей ред. С.А. Кравченко. М.: МГИМО-Университет, 2017. 281 с.


В рецензируемом издании предложен новый систематический подход к анализу сложных явлений современного мира на основе концептуализации понятия «нормальной аномии». Показано, что «нормальная аномия» представляет собой характерную для сложного социума дисперсию ценностей и норм, сопровождающуюся перманентной неопределённостью во всех сферах жизни общества. В рецензии отмечаются общие и отличительные черты нормальной аномии по сравнению с классическими представлениями о социальной дезорганизации, разработанными Э. Дюркгеймом, Р. Мертоном, Ж. Батаем и др.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)