ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТАТЬИ 
В статье рассматривается вопрос об историческом контексте российской внешней политики и его практических последствиях. Автор указывает, что недавние крупные события в сфере международных отношений нельзя понять адекватно без учёта траектории российской идентичности. Исходя из этого, статья разделена на три части, которые демонстрируют важность контекстуального подхода к российской внешней политике. В первой части рассматриваются изменения в международном балансе сил и необходимость концептуализации сложившегося положения, с учётом имеющихся различных взглядов и подходов. Во второй части автор рассматривает практические соображения в контексте данной концептуализации, имеющие целью смягчение нынешней напряжённости между Российской Федерацией и западными государствами. В третьей части представлен обзор российского подхода к обеспечению долгосрочной международной стабильности, справедливости в широком смысле слова и принципу взаимного уважения государств.
Автор приходит к выводу, что глубокие изменения в международной системе не привели к значительным переменам в российской стратегической культуре и стратегическом видении. Статья также доказывает несостоятельность распространённой идеи об имплицитном колонизаторстве как основном элементе стратегического мышления России. Исторический контекст российской внешней политики доказывает противоположную точку зрения, что российская идентичность гораздо больше связана с разрешением разногласий и созданием условий для взаимного диалога. Более того, автор считает, что основной причиной такого подхода является относительно стабильная международная позиция России (с точки зрения столетий, а не десятилетий).
Статья посвящена анализу основных факторов формирования и эволюции мирового порядка после окончания холодной войны, распада СССР и выхода США на позиции державы-гегемона, архитектора однополярного мира. Почему период американской гегемонии оказался столь неустойчивым и недолговечным? Что помешало США сплотить под своей эгидой других крупных игроков на геополитическом поле, включая Россию и Китай? Какие поучительные уроки прошлого из истории формирования миропорядка оставили без внимания в Вашингтоне? Эти и другие вопросы поставлены автором и на них дан обстоятельный ответ с привлечением как исторических, так и актуальных источников. Автор видит свою задачу в том, чтобы рассмотреть основные события затронутой темы «на стыке эпох», при переходе от старого к новому состоянию международных отношений, когда начался закат американской гегемонии и обозначались контуры нового миропорядка. В этой связи интересен анализ добровольного перехода Великобритании во время Второй мировой войны на позиции «младшего партнёра» Вашингтона и формирование «особых отношений» в англо-саксонской семье после стольких лет британского имперского господства в мире. Имеет ли это значение применительно к сегодняшнему дню на фоне упадка Соединённых Штатов и сокращения их возможностей доминирования в мире? Другой интересный вопрос, затронутый автором, касается упущенных возможностей США и СССР по кооперированию в рамках послевоенного мироустройства в духе геополитической схемы «великого замысла» президента Рузвельта, учитывающей интересы безопасности СССР. Историческая аналогия здесь очевидна. Если тогда конфликт между бывшими союзниками по коалиции привёл к холодной войне, то в наше время стремление США «поставить на место» Россию дало обратный эффект и возвестило закат однополярного мира. Не оправдались и расчёты США интегрировать в систему американского единовластия на правах «ответственного акционера», а проще говоря, зависимого партнёра, и Китай, использовавшего Вашингтон в интересах своей модернизации и вытесняющего его из сферы своего влияния в Азии. Основной вывод: однополярный мир не состоялся и идёт медленное, но неуклонное формирование не иерархическо-сословной, а более равноправной и сбалансированной миросистемы с элементами полицентричности, где явно просматривается конец эпохи единоначалия или традиционной смены одного гегемона другим.
Поскольку Китай и Россия вывели своё всеобъемлющее равноправное доверительное партнёрство и стратегическое взаимодействие на беспрецедентную высоту, наблюдатели стали интересоваться, каким образом двум великим державам удалось достичь этой цели. Исторически Китай и бывший Советский Союз на протяжении 1950-х гг. объединял формальный союз, основанный на общих проблемах в сфере безопасности, общих идеологических установках и текущих стратегических интересах. Тем не менее они были непримиримыми соперниками в течение почти двух десятилетий вплоть до 1980-х гг. В связи с этим сторонники реалистской парадигмы международных отношений полагают, что Китай и бывший Советский Союз, а теперь и Россия, обречены на соперничество друг с другом. Причиной называется географическая близость и отсутствие взаимного доверия из-за стремления подкрепить величие своей державы, а также исторической памяти. Однако с момента распада СССР, Китай и Россия последовательно развивают свои связи по конкретным направлениям. Чтобы хорошо понять смысл стратегического партнерства между Китаем и Россией, необходимо проанализировать причины позитивных отношений между Пекином и Москвой. Основной причиной является консенсус или «общий взгляд» на то, что будущий мировой порядок должен быть и будет полицентричным, а не моноцентричным. В этом порядке Китай и Россия должны быть надлежащим образом представлены вместе с Соединёнными Штатами и другими крупными игроками.
Первые российские консульства в Западном Китае были учреждены в 1851 г. Российские представители И. Захаров и А. Татаринов прибыли в Кульджу и Чугучак в начале 1852 г. Многочисленные инструкции российского МИДа и отчёты консулов в Азиатский департамент Министерства содержат интереснейший материал о первых дипломатических контактах между Россией и Китаем. До сегодняшнего дня документы из Архива внешней политики Российской империи при МИД России (АВПРИ) не были использованы отечественными историками, обычно лишь упоминавшими тот факт, что по Кульджинскому русско-китайскому трактату 1851 г. в города Или (Кюльджа) и Тарбагатай (Чугучак) назначались представители России, которые должны были следить за ходом русско-китайской торговли. Деятельность первых российских консулов по устройству российских факторий на территории Синьцзяна, взаимоотношения с местными китайскими властями и торговцами, ход меновой торговли и основные предметы обмена – всё это раскрывают документы АВПРИ. Установление консульских постов сыграло огромную роль в дальнейшем развитии дипломатических отношений между двумя империями. Уже в 1861 г. в Китай был назначен первый российский дипломатический представитель, а чуть раньше, в 1858 г., для русской торговли были открыты семь китайских морских портов. Консульские посты в Или и Тарбагатае стали первыми дипломатическими представительствами иностранных держав в Цинской империи. Политика изоляционизма, которой в продолжение веков придерживались китайские власти, была преодолена, и начали складываться полноценные дипломатические отношения с внешним миром.
Статья посвящена анализу ситуации, складывающейся в связи с ростом трудовой миграции из Китая в Италию. В начале статьи авторы кратко определяют ключевые понятия мультикультурализма и обозначают особенности политики мультикультурализма в современной Италии. Несмотря на то, что в силу историко-географических особенностей (длительная раздробленность; наличие языковых и национальных меньшинств; активная внутренняя миграция по линии Север – Юг) итальянскому обществу свойственна устойчивая толерантность к представителям других культур и религий, политика мультикультурализма, предлагаемая Европейским союзом, в стране не прижилась. К причинам её отторжения авторы относят рост безработицы, экономический и миграционный кризисы. Начавшийся после 2008 г. миграционный кризис продемонстрировал неуважение новыми иммигрантами основных европейских прав и свобод, а также их пренебрежительное отношение к культуре и традициям европейского населения, что спровоцировало рост недовольства среди итальянских граждан. В статье приводится краткий обзор истории итало-китайских отношений и подробно анализируются проблемы, связанные с миграцией. Китайские мигранты в Италии составляют значительную социальную группу, живущую обособленно, заявляющую о своих правах и часто принимающую участие в различных видах преступной деятельности. Рассмотрены причины сложившейся ситуации и возможности урегулирования проблемы.
Целью настоящей статьи является рассмотрение проблем, связанных с функционированием механизма сотрудничества государств-членов Африканского союза по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, а также раскрытию базовых принципов такого сотрудничества. Автором дана оценка результативности институционального взаимодействия государств-членов Союза, а также степени использования потенциала сотрудничества стран. Данный подход автора реализован посредством определения используемых в рамках Африканского союза форм сотрудничества государств-членов по вопросам противодействия отмыванию «грязных» денег, проведения сравнительной характеристики подходов к данной проблеме со стороны стран Союза, со стороны Совета Европы и ООН, а также определения перспектив дальнейшего усовершенствования такого сотрудничества. В статье содержится сравнительный анализ и сопоставление международных конвенций и принятых на международном уровне стандартов с практикой регулирования вопросов, связанных с противодействием отмыванию «грязных» денег, на региональном и национальном уровнях стран Африканского союза. Особое внимание уделено функционированию Африканского механизма коллегиального обзора и Центра исследования и изучения проблем терроризма, являющихся важными платформами для взаимодействия стран-членов Африканского союза. Автор выявляет ряд разногласий и противоречий в рамках исследования и приходит к выводу, что, несмотря на достаточно развитое регулирование вопросов, связанных с противодействием отмыванию «грязных» денег, на региональном уровне, приверженность стран цели прекращения мошенничества в финансово-экономической сфере, а также работу соответствующего регионального механизма мониторинга, к настоящему времени страны Африканского союза еще не достигли высоких результатов в своей борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.
В рассмотрении такого многослойного явления как ислам (как и любой другой религии) исследователь обнаруживает себя на перекрёстке конкурирующих представлений: ортодоксальных, реформистских. Серия «приглашений» на деколонизацию от суфиев позволяет представить ислам не как пугающую сеть муджахеддинов, а, скорее, как нормальное и реальное «сообщество дискурса». Сама тема деколонизации подразумевает общее колониальное наследие и колониальную современность Востока и Запада. Поэтому к раскрытию темы привлечены не только Руми, Ницше, но и философы Хорасана, композиторы Таджикистана, и современные западные философы по данной теме. Предлагаемая статья фокусируется на возможности не только проникнуться платоновским проектом по связи между онтологией и эпистемологией, скорее, эта вероятность творческого осознания суфизма во благо «меня-тебя», общины и сообщества общин. Такое видение подразумевает необходимость множества комбинаций знаний и опыта и учёт их постоянного движения. Дефицит «множественности» в сегодняшнем мире толкает нас к тому, что очень скоро мы привыкнем к гаджетам, которые будут «домысливать» за нас, и «слушать» друг Друга за нас. Простота такой картины в том, что такое видение общества и истории – это не вина сегодняшней «глухоты», а, скорее, признание, что нам всем (и, разумеется, не только мусульманам) необходимо «вернуться» к способности «вслушиваться» друг в Друга. В таком контексте представлена значимость искусства слушать (на араб. «sama»), в которой закладывается двойная мистика: слушать можно как ушами, так и сердцем. На этой основе выдвигается проект интеллектуальной общины, члены которой могли «вслушиваться» друг в Друга, сохраняя актуальность диалога. В серии «приглашений» речь не идёт о стремлении отгородиться от европоцентристской западной теории международных отношений. Здесь звучит предложение задуматься о создании постзападного проекта, или иначе проекта по органическому единству человека и мира как на Западе, так и на Востоке.
В статье исследован опыт Бразилии и России в области разработки и продажи региональных самолётов. Опираясь на методологические подходы, в рамках которых отрасли промышленности рассматриваются в качестве отраслевых инновационных систем, автор анализирует проекты региональных самолётов Embraer ERJ-145 и E-Jet и проект ГСС-ОАК «Сухой Суперджет» (SSJ-100) с точки зрения коэволюции компаний, технологий, развития и динамики спроса и развития институтов и регулятивных норм, т.е. ключевых элементов инновационной системы. История продвижения на лидерские позиции на мировом рынке региональных самолётов бразильской Embraer показывает, что в её стратегии были успешно использованы как технологические, спросовые и регулятивные «окна возможностей», так и ряд благоприятных условий развития отраслевой инновационной системы (сильные финансируемые правительством исследовательские центры в аэрокосмической сфере, риск-разделённые партнёрства, кластеры и др.). Кроме того, компания Embraer выработала выгодные форматы взаимодействия с зарубежными компаниями и инвесторами, позволившие в конечном счёте обеспечить существенный рост продаж авиалайнеров. В рамках проекта SSJ-100 также была предпринята попытка учесть открывшиеся перед российской авиаотраслью в 2000-е гг. технологические, спросовые и регулятивные возможности. Однако усилению позиций ОАК на мировом рынке гражданских самолётов помешали отсутствие ряда предварительных условий для технологического рывка, в том числе связанных с незрелостью инновационной системы, недоработанность и в целом недостаточная прозрачность механизмов финансирования и инвестирования, некоторые технологические недоработки в рамках проекта SSJ, а также низкая эффективность продаж, которые не удалось органично увязать со стратегией партнёрств с зарубежными авиахолдингами и развитием международной кооперации.
РЕЦЕНЗИИ 
Рецензия на книгу «Мировая политика. Передовые рубежи и красные линии» /
А.В. Булавин, О.Г. Карпович, А.В. Манойло, В.Б. Мантусов. М.: РИО Российской таможенной академии, 2018. 456 с.
В статье представлена развёрнутая рецензия на монографию «Мировая политика. Передовые рубежи и красные линии». Оценивается характер и содержание влияния основных участников системы международных отношений, как отдельных государств, так и негосударственных акторов, в том числе транснациональных корпораций на состояние и перспективы развития мировой политики. Определяются направления корректировки внешнеполитической стратегии России в условиях обострения ситуации и реанимации враждебного антироссийского курса со стороны ряда участников мирового политического процесса.
Рецензия на монографию «Концепция обоснования перспективного облика силовых компонентов военной организации Российской Федерации» под редакцией С.Р. Цырендоржиева. «46 ЦНИИ» Минообороны России, 2018. 521 с.
Рецензируемая книга представляет собой коллективную монографию С.Р. Цырендоржиева, Б.В. Куроедова, А.О. Медина, О.В. Сандарова, В.Л. Гладышевского, Е.В. Горгола, Р.С. Белорозова, В.С. Брезгина, А.С. Желтухина и М.В. Тимофеева, посвященную обоснованию перспективного облика силовых компонентов военной организации Российской Федерации.
Рецензия на книгу: «Нормальная аномия» в России и современном мире:
коллективная монография / [Н.Н. Зарубина и др.]; под общей ред. С.А. Кравченко. М.: МГИМО-Университет, 2017. 281 с.
В рецензируемом издании предложен новый систематический подход к анализу сложных явлений современного мира на основе концептуализации понятия «нормальной аномии». Показано, что «нормальная аномия» представляет собой характерную для сложного социума дисперсию ценностей и норм, сопровождающуюся перманентной неопределённостью во всех сферах жизни общества. В рецензии отмечаются общие и отличительные черты нормальной аномии по сравнению с классическими представлениями о социальной дезорганизации, разработанными Э. Дюркгеймом, Р. Мертоном, Ж. Батаем и др.
ISSN 2541-9099 (Online)