Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

Пандемия COVID-19 в социальном учении Римско-католической церкви

https://doi.org/10.24833/2071-8160-2021-3-78-7-22

Аннотация

Пандемия COVID-19 обнажила перед человечеством критические проблемы устройства не только современной системы здравоохранения, но и роли государства в управлении социально-экономическими процессами, институтов власти и их способности обеспечить безопасность и благополучие населения в условиях практической остановки экономики, самоизоляции граждан и сверхвысокой мобилизации государственных административных ресурсов для обеспечения полномасштабной борьбы с распространением вируса. Многие из неотъемлемых, в особенности для западных обществ прав и свобод человека оказались ограниченными для эффективного противостояния коронавирусу, что было бы сложно представить ещё за несколько месяцев до начала пандемии. Тезисы о постепенном снижении роли государства в организации управления социально-экономическими процессами на фоне усиления институтов гражданского общества также потеряли свою значимость, так как исключительно государство оказалось в состоянии организовать централизованную мобилизацию ресурсов для противостояния массовой угрозе здоровью населения. В совокупности данные вопросы приводят к пересмотру традиционно сложившейся аксиологии западного общества, основанной на примате индивидуализма и атомизации социума – подходов, против которых традиционно выступала Римско-католическая церковь, в своей доктрине опирающаяся на концепцию общего блага. Будучи наиболее крупной мировой конфессией, католицизм сохраняет своё влияние на широкие круги населения во многих ведущих странах современного Запада. Социальная доктрина церкви традиционно воспринимается, как самими католиками, так и различными объединениями граждан, в качестве этической основы организации жизни общества. Нельзя также недооценивать роль тезисов, выдвигаемых Папой Римским в политическом дискурсе некатолического мира, учитывая его важную символическую и публичную роль. В данной связи, в работе проводится анализ развития социальной доктрины католической церкви после начала пандемии в контексте как восприятия ею непосредственно коронавируса и необходимых мер по борьбе с ним, так и позиции по постковидному устройству мира. Ключевое значение в данной связи имеют папские энциклики, послания и выступления, в которых отражена официальная позиция Ватикана. Важным является рассмотрение доктрины, в том числе, в соотношении с ключевыми вопросами, традиционно составляющими ее содержание на протяжении нескольких столетий, учитывая, что большинство вопросов, поднимаемых Святым Престолом, имеют в своем корне идейно-теоретические корни, уходящие ещё в период эпохи Просвещения и развития либеральной политической философии. Автор приходит к выводу, что Ватикан не видит в COVID-19 нового кризиса, несущего в себе угрозу уничтожения человечества из-за невиданных до этого факторов. Все те вызовы, с которыми столкнулся мир с возникновением пандемии, являются объектом критики Святого Престола примерно с момента становления капитализма и либеральной политической философии. Коронавирус лишь демонстрирует несостоятельность тех тезисов, которые выдвигаются релятивизмом и философскими течениями, нацеленными на атомизацию человеческого общества. Папа Франциск, как правило, критикует капитализм с более кардинальных позиций, нежели его предшественники, и не видит в нём возможности достижения общего блага, являющегося краеугольным камнем католической социальной доктрины. Его озабоченность вызывает не столько само распространение болезни, сколько отсутствие решимости государств работать совместно на пути её преодоления, неравномерность распределения доступа к вакцинации и эгоистическая безответственность отдельных членов социума. И причиной всему этому он видит массовую культуру консюмеризма, насаждаемую крупными транснациональными корпорациями. В качестве возможного пути преодоления кризиса Ватикан предлагает классические для социального учения католической церкви принципы – солидарность и субсидиарность, которые требуют, с одной стороны субъектности общества и децентрализацию власти.

Об авторе

Г. Т. Сардарян
МГИМО МИД России
Россия

Генри Тигранович Сардарян – доктор политических наук, декан Факультета управления и политики

19454, г. Москва, проспект Вернадского, д. 76



Список литературы

1. Андреев М.В. 1968. Католицизм и проблемы современного рабочего и национально- освободительного движения. Москва: Мысль. 343 с.

2. Берзин Э.О. 1966. Католическая церковь в Юго-Восточной Азии. Москва: Главная редакция восточной литературы «Наука». 324 с.

3. Богомазов В.М. 2012. Нравственность и латиноамериканская «теология освобож- дения» в контексте глобализации. Евразия: духовные традиции народов. No3. С. 68 – 79.

4. Великович Л.Н. 1981. Католицизм в современном мире. Москва: Знание. 64 с.

5. Великович Л.Н. 1967. Кризис современного католицизма. Москва: Наука. 160 с.

6. Каневский К. 2003. Социальная доктрина Католической церкви. Российская юсти- ция. No4. С. 69 – 72.

7. Кантеров И.Я. 1972. Ватикан под натиском атеизма. Москва: Наука. 151 с. Ковальский Н.А., Иванова И.М. 1989. Католицизм и международные отношения.

8. Москва: Международные отношения. 268 с.

9. Крылов П.В. 2010. Мир и война в «теологии освобождения» и перспективы рос- сийско-латиноамериканских отношений. Научные труды Северо-Западного института управления. 1(1). С. 184 – 197.

10. Мчедлов М.П. 1974. Католицизм. Москва: Политиздат. 278 с.

11. Мчедлов М.П. 1964. Под сводами собора св. Петра. Москва: Политиздат. 93 с.

12. Овсиенко Ф.Г., Радугин А.А. 1977. Новые тенденции в католической философии и теологии. Москва: Знание. 64 с.

13. Оноприенко Л.А. 2014. Принцип субсидиарности и его отражение в социальной доктрине Католической церкви. PolitBook. No3. С. 178–192.

14. Поташинская Н.Н. 1979. Католическая церковь и рабочее движение в Италии. Москва: Наука. 255 с.

15. Поташинская Н.Н. 2012. Бенедикт XVI и проблема экуменизма. Е.В. Белякова, А.В. Назаренко. Религии мира: История и современность. Санкт-Петербург: Нестор- История. C. 659-689.

16. Рашкова Р.Т. 1989. Ватикан и современная культура. Москва: Политиздат. 416 с. Руткевич А.М. 2016. Римский католицизм в истории русской мысли. Философские

17. науки. No2. С. 45–49.

18. Шейнман М.М. 1975. Католицизм в меняющемся мире. Москва: Наука. 161 с.


Рецензия

Для цитирования:


Сардарян Г.Т. Пандемия COVID-19 в социальном учении Римско-католической церкви. Вестник МГИМО-Университета. 2021;14(3):7-22. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2021-3-78-7-22

For citation:


Sardaryan H.T. The COVID-19 Pandemic in the Social Teaching of the Roman Catholic Church. MGIMO Review of International Relations. 2021;14(3):7-22. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2021-3-78-7-22

Просмотров: 1080


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)