В предисловии к тематическому номеру авторы кратко характеризируют динамику индийско-российских отношений в постсоветскую эпоху, делая акцент на их выверенности и высокой адаптивности к постоянно меняющемуся международному ландшафту. Авторы подчёркивают, что в настоящий момент, в условиях глобального беспорядка, Индия и Россия способны поддерживать друг друга, несмотря на известные ограничения. Двусторонние отношения дают возможность Москве и Нью-Дели эффективнее отстаивать свои национальные интересы, защищать свой суверенитет. При этом страны стараются не ущемлять интересы друг друга. Введение кратко представляет статьи номера, в которых рассматриваются различные аспекты индийско-российских отношений, включая стратегическое сотрудничество, экономические связи и решение глобальных проблем, таких как изменение климата.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТАТЬИ. Россия и Индия в глобальной перспективе 
Российско-индийские отношения рассматриваются в статье с опорой на концепцию «неравномерной многополярности». В Индии меняется восприятие Китая, а вместе с ним и оценка баланса угроз, особенно в Азиатско-Тихоокеанском и Индоокеанском регионах, имеющих решающее значение для национальной безопасности Индии и её растущих региональных амбиций. США и Китай превосходят по своему потенциалу остальные великие державы, однако, это не приводит к формированию полноценной биполярности. Современная система международных отношений скорее соответствует понятию «неравномерной многополярности».
Изменения во внешнеполитическом курсе России, связанные с ухудшением её отношений с Западом и растущим сближением с Китаем, создали ряд ограничений для развития индийско-российских отношений. Многовекторность во внешней политике Индии не предполагает формирование союзов, тем не менее как форма политики баланса сил она все же подразумевает расстановку внешнеполитических приоритетов. В сложившихся условиях отношения с США оказываются для Индии сравнительно более важными, тем не менее партнёрство с Россией сохраняет особое значение.
Статья посвящена анализу перспектив российско-индийских отношений. Автор, используя комплексный подход, включающий теорию элит, объясняет генезис и мировоззрение этих элит через призму исторической социологии, теории культурной гегемонии и постколониальной теории, анализирует взаимное восприятие индийскими и российскими элитами друг друга. Он приходит к выводу, что до недавнего времени как субъективные, так и объективные политические и экономические причины способствовали тому, что российские и индийские элиты не видели особой необходимости в более тесном сближении, рассматривая западные страны в качестве более перспективных партнёров. Такой подход сложился исторически: если индийские элиты сформировались под влиянием британской политической, экономической и военной культуры, то российские элиты после распада СССР восхищались победителями в холодной войне и подражали им, пытаясь преодолеть советское наследие. Политические декларации о стратегической заинтересованности в формировании полицентричного миропорядка и развитии двусторонних отношений не подкреплялись соответствующим развитием двусторонних экономических связей. Однако после начала конфликта на Украине и введения Западом санкций против Москвы российские элиты вынуждены пересматривать свои приоритеты. Они столкнулись с выбором: либо вернуться к ориентации на Запад, что могло бы привести к внутреннему недовольству и даже нестабильности, или попытаться выстроить связи с Китаем и Индией. Выбор пути зависит как от позиции индийских элит, которые могут себе позволить проводить любую политику, так как конфликт на Украине прямо не затрагивает их интересы, так и от того, с каким результатом завершится украинский кризис.
Индия и Россия разделяют концепцию многополярного мира, что находит отражение в их сотрудничестве в рамках международных организаций, таких как Организация Объединенных Наций (ООН), формат Россия-Индия-Китай (РИК), БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Индия проявила бóльшую заинтересованность к форматам РИК и БРИКС, чем к ШОС, не будучи государством-учредителем последней организации и в связи с опасениями относительно возможного использования данной группы для продвижения региональной повестки Китая. Расширение БРИКС и потенциальное создание зоны свободной торговли в соответствующих рамках являются вызовами для отношений Индии и России и требуют более активного двустороннего взаимодействия. России следует реалистично оценить выгоды поддержки китайской инициативы «Один пояс, один путь», а также рассмотреть потенциал Международного транспортного коридора «Север-Юг» для доступа к рынкам Западной и Южной Азии и смягчения воздействия западных санкций на российскую экономику. Индия и Россия должны сотрудничать для достижения регионального консенсуса по МТК «Север-Юг» через форматы РИК, БРИКС и ШОС. Несмотря на продолжающееся сближение России и Китая, Москва не отказывается от своей поддержки Нью-Дели по таким вопросам, как Кашмир, терроризм, членство в Группе ядерных поставщиков (ГЯП) и Совете Безопасности ООН. Напротив, Китай продолжает ставить под сомнение позицию Индии по этим вопросам и выступает против нее. Аналогичным образом Индия поддерживает дружественные отношения с Россией, несмотря на давление Запада. Сотрудничество Индии и России в международных организациях дополнительно укрепило их двусторонние связи, и обе страны должны продолжать совместную работу для сохранения многополярности в Евразии, поскольку ни одна из них не может достичь этой цели в одиночку.
Из-за кризиса в отношениях между Россией и ведущими западными странами Москва вынуждена принимать экстраординарные меры по переориентации своих политических и торгово-экономических связей. Учитывая масштаб и диверсификацию экономики, а также географическое положение, Китай продолжает укреплять свою роль основного партнера России. Поэтому важно оценить основные результаты российскокитайского торгово-экономического, финансового и научного сотрудничества, а также выявить достижения и вероятные ограничения во взаимоотношениях двух стран. Вот уже более десяти лет Китай является крупнейшим торговым партнером России, импортируя в основном сырье и экспортируя передовую технологическую продукцию. Статистика за 2022 г. свидетельствует о том, что роли России и Китая в двусторонней торговле не изменились: Китай еще больше укрепил свое значение для России как крупнейшего поставщика высокотехнологичного оборудования, а Россия остается одним из основных поставщиков газа и нефти для Китая. Доля КНР в общем объеме внешней торговли Российской Федерации составляет около 20%, а доля России во внешнеторговом обороте Китая – около 3%. Несмотря на трудности оценки взаимных прямых и накопленных инвестиций, часто приводящие к недооценке их объема, можно утверждать, что Китай входит в число крупнейших инвесторов в России. Напротив, объем российских прямых и накопленных инвестиций в Китай, хотя, скорее всего, и превышает официальные оценки, незначителен. Научно-техническое сотрудничество между РФ и КНР находится на достаточно низком уровне. Вместе с тем, в условиях обострившегося американо-китайского стратегического соперничества появляются дополнительные стимулы для его развития. Есть определенные успехи в российско-китайском финансовом сотрудничестве, прежде всего, расширение использования национальных валют в двусторонней торговле. Однако дальнейшее движение в этом направлении затруднено антироссийскими санкциями. В изменившейся международной обстановке российско-китайские отношения имеют потенциал к углублению, однако для его использования потребуется разработка различных механизмов, которые позволят крупным китайским компаниям избегать вторичных санкций.
Специальная военная операция России на Украине поставила Китай перед сложным выбором сразу в нескольких областях: от внешней политики и политики безопасности до экономических и технологических отношений с Западом. Китай не критикует российскую операцию, на фоне давления со стороны западных стран все более последовательно выступает с «нейтральных» или «независимых» позиций. Кроме того, продолжительность конфликта повлияла на оценку китайским руководством перспектив применения военной силы для объединения с Тайванем. Даже с учётом всех различий между украинским и тайваньским контекстами, силовое решение становится в Китае менее популярным, хотя военное давление и продолжает оказываться. Более значительными последствиями конфликта на Украине стали возникновение внутренних размежеваний в самом Китае и рост напряжённости в его отношениях с Западом, от которого по-прежнему существенно зависит подъем КНР.
Статья стремится ответить на следующие вопросы: каковы основные интересы Китая в отношении конфликта на Украине? Как они влияют на китайско-российские отношения? Какие вызовы и возможности возникают для Китая в связи с конфликтом? С этой целью анализируется восприятие ситуации на Украине руководящими органами Компартии Китая, Министерством иностранных дел, китайскими аналитическими центрами и СМИ. В сочетании со снижением темпов экономического роста из-за пандемии COVID-19, специальная военная операция России на Украине вызвала в Китае серьёзные дискуссии об оптимальных путях защиты своих национальных интересов как в тайваньском вопросе, так и в отношении более широкого круга стратегических задач. Эти дискуссии могут повлиять на формирование регионального и глобального порядка в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В заключение кратко рассматриваются возможные последствия реакции Китая на украинский конфликт для Индии.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТАТЬИ. Области российско-индийского сотрудничества 
В статье анализирует эволюция российской военно-промышленной и экономической политики в ходе вооружённого конфликта на Украине, а также рассматриваются вероятные последствия этой эволюции для российско-индийского сотрудничества. Конфликт привёл к масштабному переосмыслению военно-промышленной политики в странах по всему миру, включая Азию. В России сформировался долгосрочный тренд на милитаризацию экономики. В изменившихся условиях возникают новые возможности для совместных российско-индийских инициатив, направленных на развитие индийской военной промышленности, повышение её самодостаточности, а также укрепление мобилизационного потенциала индийской экономики. Наиболее перспективная область сотрудничества между Россией и Индией, возможно, не должна ограничиваться продажей небольших партий высокотехнологичного оружия. Скорее, она может включать создание новой промышленной базы для помощи Индии в достижении оборонной самодостаточности и готовности к экономической мобилизации. Текущее благоприятное положение Индии в мировой политике может позволить ей добиться сотрудничества с Россией в этой области на очень выгодных условиях. Однако, такая политика может вызвать растущее противодействие со стороны США и ЕС в отношении российско-индийского сотрудничества. Стоит отметить, что такое давление присутствует постоянно, особенно с 2014 года, но пока оно оказывается неэффективным.
Взаимовыгодное сотрудничество в оборонной сфере, продолжающееся уже более полувека, – одна из наиболее устойчивых опор стратегического партнерства России и Индии. За это время произошел, в том числе, качественный сдвиг от простого импорта Индией российских вооружений до совместной разработки и производства современных систем. Как следствие, советские и российские системы вооружений составляют значительную долю индийского парка. Однако, в связи с политикой Индии по диверсификации источников импорта оружия и увеличению доли внутреннего производства, статус России как главного партнера в оборонной сфере постепенно сходит на нет. Негативно на этом партнерстве сказываются и последствия конфликта на Украине. Кроме того, если раньше Индия была единственным в своем регионе импортером современных российских военных технологий, что давало ей качественное преимущество перед конкурентами, то сегодня Россия поставляет вооружения также и Китаю. Таким образом, индийско-российское партнерство в оборонной сфере сейчас проходит важнейшее испытание на прочность. В статье анализируются текущие тенденции в данной области и оцениваются их вероятные последствия.
Экономические отношения между Индией и Россией исторически имели ограниченный характер, будучи связанными с различными проблемами. Однако изменение геополитической и геоэкономической ситуации открыло перед двумя странами новые возможности, одновременно актуализировав ряд вызовов и рисков. Целью настоящей статьи является обсуждение как «унаследованных» проблемных аспектов, так и происходящих в настоящее время динамических сдвигов в международной торговле и порядке. В статье рассматривается продолжающаяся трансформация индийско-российского экономического взаимодействия и предлагаются возможные пути его дальнейшего развития, а также обозначаются существующие преимущества обеих стран в сфере торговли и инвестиций.
Исходя из предположения о скором завершении специальной военной операции на Украине, автор предлагает экономическую дорожную карту для сохранения темпов развития торгово-экономических отношений России и Индии. Первым шагом является укрепление двусторонней торговли в существующих приоритетных экспортных секторах обеих стран. За этим может последовать более глубокое сотрудничество в нефтяной промышленности, гражданской атомной энергетике и оборонной сфере. Переход на расчёты в рупиях и рублях, хотя бы частичный, мог бы значительно усилить эффект упомянутых шагов. Также обсуждается необходимость активизации усилий правительств двух стран по привлечению частного сектора к реализации подобных мер.
В статье утверждается, что в случае реализации указанных мер, а также скорейшего завершения конфликта на Украине, существует потенциал выведения двусторонней торговли и уровня инвестиций на траекторию устойчивого роста.
Сегодня, когда Россия разворачивается на Восток, а Индия продолжает проводить независимую внешнюю политику, возникает уникальная возможность для выхода инвестиционного и торгово-экономического сотрудничества двух стран на качественно новый уровень. Благодаря значительному увеличению поставок в Индию российских энергоносителей и удобрений, а также железа, стали, изделий из древесины, растительных и животных масел объем двусторонней торговли в 2022 году резко вырос, что открывает перспективы приведения российско-индийского экономического взаимодействия в соответствие с официальным статусом отношений двух стран как «особо привилегированного стратегического партнерства». Вместе с тем, рост российского экспорта ставит задачу сокращения увеличивающегося торгового дефицита со стороны Индии, и, шире, поиска нового торгово-экономического баланса, отвечающего интересам обеих стран. Решению этой задачи могут способствовать следующие тенденции: рост индийского промышленного сектора, увеличение покупательной способности индийского среднего класса, а также опережающие темпы цифровизации как в Индии, так и в России. Цифровая трансформация лежит в основе большинства реформ и проектов правительства Нарендры Моди, которые оказывают стимулирующее воздействие на экономику Индии: Aatmanirbhar Bharat («Самодостаточная Индия»), Make in India («Делай в Индии»), Skill India («Обучай Индию»), Startup India («Стартап Индия»). В этих условиях российские предприниматели проявляют интерес к информации о перспективах выхода на индийский рынок, схожий рост интереса к России наблюдается и в индийских деловых кругах. Описанные изменения создают возможность для расширения номенклатуры двусторонней торговли за пределы традиционных групп товаров, а также для построения новых инвестиционных связей.
Большинство исследований по теме двусторонних отношений Индии и России концентрируются на стратегических аспектах взаимодействия, тогда как факторам, которые могли бы повлиять на будущее отношений, уделяется сравнительно мало внимания. Один из таких факторов выступает изменение климата, поскольку оно приведёт к масштабным социальным и экономическим последствиям для обеих стран: их сельского хозяйства, торговли, уровня жизни населения. В статье рассматривается потенциальное влияния изменения климата на индийско-российские отношения, а также перспективы сотрудничества двух стран по климатическим вопросам. В частности, предпринимается попытка оценить, как на этих перспективах сказывается различный статус России и Индии как, соответственно, экспортёра и импортёра углеводородного топлива.
В статье рассматриваются культурные связи между Россией и Индией и их влияние на развитие политических отношений между двумя странами, особенно в XX веке. Культура играла важную роль во взаимоотношениях между Индией и Советским Союзом. Однако после распада СССР Россия была вынуждена сосредоточиться на экономическом развитии, а Индия либерализовала свою экономику, адаптировавшись к изменению политических условий в мире.
Мягкая сила, включающая ресурсы культуры, политические ценности и внешнюю политику, может быть использована для влияния на другие страны. Россия и Индия начали использовать свои культурные ресурсы в целях публичной дипломатии с 2000-х гг., создавая специальные институты и организации. Однако, несмотря на наличие богатых культурных ресурсов и институциональной поддержки мягкой силы, обе страны не показывают высоких результатов в соответствующих рейтингах.
Автор статьи утверждает, что изменения в мировом порядке, идеологические сдвиги и переориентация внешней политики привели Россию и Индию к поиску новых союзников. Хотя культурные связи продолжают играть в отношених между Россией и Индией важную роль, потенциал ресурсов мягкой силы и публичной дипломатии в этих отношениях пока не реализован в полном объёме.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТАТЬИ. Отношения Индии и России в региональной перспективе 
Транспортная связность – один из традиционных вызовов для развития торгового сотрудничества между Россией и Индией. Отсутствие общей границы, нестабильная обстановка в области безопасности в Афганистане и территориальные споры между Индией и Пакистаном не позволяют создать удобный транспортный коридор между странами, а также и серьезно затрудняют реализацию других проектов в сфере энергетики. Сегодня существует три торговых пути между Индией и Россией: 1) судоходный маршрут через Суэцкий канал; 2) периодические поставки по восточному морскому коридору Владивосток-Ченнаи; 3) использование маршрутов международного транспортного коридора «Север-Юг». Учитывая санкционные риски при использовании морских перевозок через Европу, последний маршрут сегодня приобретает особое значение для выхода российских компаний на рынки Индии, Персидского залива и Восточной Африки. В свою очередь, для Индии развитие МТК «Север-Юг» открывает возможности увеличения торгового взаимодействия со странами Закавказья, Центральной Азии и Восточной Европы. Это обусловливает актуальность многоаспектного изучения данного транспортного коридора: сложностей в его реализации, геоэкономических факторов, оказывающих влияние на подходы стран-участников, а также его совместимости с другими региональными проектами, такими как транспортный маршрут Европа-Кавказ-Азия (ТРАСЕКА), Инициатива «Пояса и Пути» и порт Чабахар.
Вместе с тем совершенствование транспортной инфраструктуры не разрешит всех структурных проблем в торговых отношениях России и Индии. Транспортная связность между двумя странами будет способствовать активизации торгово-экономических контактов, только если она будет развиваться одновременно с решением других задач, таких как создание надежных механизмов финансовых расчетов и устранение тарифных и нетарифных барьеров.
Россия всегда выступала за многополярную структуру международных отношений, выдвигая концепцию многополярности в качестве одной из основ своей внешней политики. По мере ухудшения отношений с Западом Россия предприняла несколько попыток создания евразийского проекта, в том числе, привлекая к нему незападных партнёров. Индию Россия видела как один из центральных элементов стратегического перераспределения сил в мировой политике. Однако росту Индии как глобальной державы мешали ее вовлеченность в региональные споры и нестабильные отношения с некоторыми соседями. Между Россией и Индией также существовали региональные разногласия по евразийским вопросам. Одним из расхождений был вопрос о роли ШОС: Россия с определенного момента рассматривала эту организацию в контексте всей мировой политики, а Индия в основном считала ее региональным механизмом для обеспечения своих интересов в Центральной Азии. Значительную негативную роль в российско-индийских отношениях играл и американский фактор: стремление США к геоэкономическому и геополитическому влиянию в Евразии за счет военного присутствия в Афганистане. Уход США из Афганистана может способствовать сближению позиций России и Индии по региональным вопросам, а именно, в Центральной Азии и в Афганистане. Обе страны заинтересованы в стабильном и безопасном Афганистане, который не представляет угрозы своим соседям. Россия и Индия могут принять правление Талибана, хоть и с определенными условиями, если оно поможет стабилизации обстановки в Афганистане. Авторы приходят к заключению, что, на фоне снижения значимости внешнего – американского – фактора в связи с уходом США из Афганистана, Россия и Индия смогут согласовать свои интересы в Центральной Азии и в Афганистане.
Партнёрство между Индией и Россией укреплялось на протяжении десятилетий, что, в частности, позволило двум странам совместно содействовать развитию соседних регионов. Центральная Азия, будучи пространством общего соседства Индии и России, исторически и культурно близка к ним обоим. Индийский экономический потенциал и российское влияние, основывающееся на глубоких связях с регионом, могут быть объединены в целях развития взаимодействия со странами Центральной Азии. Они обладают высоким экономическим, политическим, транзитным и культурным потенциалом, значение которого только возросло на фоне текущей глобальной политической и экономической нестабильности. В статье предпринимается попытка определить сферы сближения интересов Индии и России, в которых на практике было бы возможно сотрудничество на региональном уровне, содействующее как укреплению двусторонних связей, так и развитию центральноазиатского региона. В качестве таких сфер выделяются транзитные и логистические проекты, образовательное сотрудничество, а также атомная и гидроэнергетика. Продуктивное трёхстороннее взаимодействие Индии, России и стран Центральной Азии может внести существенный вклад в укреплении стабильности на всем евразийском пространстве.
ISSN 2541-9099 (Online)