Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск
№ 4(43) (2015)

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ДИПЛОМАТИЯ: К 15-ЛЕТИЮ МИЭП 

9-17 317
Аннотация
Международный институт энергетической политики и дипломатии (МИЭП) МГИМО впервые в России организовал подготовку специалистов международного уровня в области энергетической дипломатии и геополитики, экономики, права, менеджмента и связей с общественностью, ориентированных на работу в сфере международного энергетического сотрудничества. Такие специалисты чрезвычайно востребованы как органами государственной власти и международными организациями, так и крупнейшими нефтегазовыми и энергетическими компаниями. МИЭП МГИМО - единственный в России и мире учебный центр, осуществляющий подготовку специалистов, сочетающих фундаментальные университетские знания с глубоким изучением процессов, происходящих в области энергетической дипломатии и геополитики, международного энергетического сотрудничества - уникальных профессионалов высокого класса со знанием нескольких иностранных языков, востребованных на рынке труда. Сегодня МИЭП - это крупный учебный, методический и научный центр, обеспечивающий высокое качество фундаментальной и профессиональной подготовки, опирающийся на лучшие традиции российского образования и опыт ведущих университетов и бизнес-школ мира. В этом году Международный институт энергетической политики и дипломатии отмечает свой пятнадцатилетний юбилей. В рамках статьи представлена история создания и развития института, раскрыты особенности подготовки специалистов, описаны уникальные специальные кафедры, международные институты, созданные совместно с престижными европейскими высшими учебными заведениями. Отметим, что в ближайшие годы профессорско-преподавательский состав Института в тесном взаимодействии с ведущими университетскими и научными центрами мира, международными организациями, администрациями крупнейших нефтегазодобывающих регионов и являющимися стратегическими партнёрами крупнейшими корпорациями - ОАО «НК«Роснефть», ОАО «АК «Транснефть», ОАО «Россети», Газпромбанком - планирует реализацию большого числа крупных научно-исследовательских проектов.
18-26 696
Аннотация
В статье рассматривается ретроспектива отношений России, США и ЕС в поле энергетической безопасности, а также их взаимодействие в этом треугольнике применительно к актуальному политическому кризису в Украине. Отдельное внимание уделяется эволюции позиций ключевых акторов и развитию их отношений в рамках режимов регулирования, устанавливаемых наиболее значимыми соглашениями в энергетической сфере. В заключение авторы заявляют, что всё изложенное ими не только существенно дополняет аргументацию итальянского профессора Дж. Гуарино, констатирующего негативные последствия, связанные с диктатом брюссельской бюрократии в рамках ЕС [8 ], но и наносит ещё один удар по Маастрихскому и Лиссабонскому договорам во внешнеполитическом и внешнеэкономическом плане. Ведь оба договора были нацелены на превращение ЕС в реального конкурента Соединённых Штатов в формирующемся многополярном мире. Брюссельская бюрократия блокировала продвижение ЕС в этом направлении, превратившись в послушное звено в геополитической стратегии США, а навязываемый ею диктат в сфере энергетической безопасности усугубляет кризисное состояние Евросоюза, ставя его чуть ли не на грань развала. Последние годы мы наблюдаем неуклонное нарастание феномена, получившего название "евроскептицизм". Тревожный для ЕС симптом этой болезни с особой силой проявился в конце мая 2014 г. во время выборов в Европарламент. В четырёх из 22 стран ЕС партии, выступившие против ЕС, заняли первые места по результатам голосования (Франция, Великобритания, Дания и Греция). Несмотря на панические заголовки газет и высказывания некоторых политиков в духе "шока" или "землетрясения", эти результаты не могут решающим образом повлиять на характер Европарламента, но способны существенно осложнить его работу. Это пока первый "тревожный звон" по Евросоюзу.
27-35 381
Аннотация
Одной из важных задач российской экономики на сегодняшний день является развитие Арктического региона. С учётом ключевой роли топливно-энергетического комплекса в экономическом балансе страны, а также мировой проблемы исчерпания углеводородных ресурсов, Арктика представляет особый интерес с экономической и геополитической точки зрения, обеспечивая России новые возможности в определении её места и роли в мировой экономике и обеспечении безопасности страны. Активное освоение арктического региона обуславливает ускоренное развитие его транспортной инфраструктуры, что становится одним из приоритетных направлений энергетической политики Российской Федерации. Вопрос транспортировки играет одну из ключевых ролей в контексте освоения ресурсов Арктики и подразумевает решение ряда задач. В первую очередь, речь идёт об обеспечении безопасности судоходства в ледовой Арктике. С этим связана и необходимость существенной модернизации и развития существующей региональной инфраструктуры. Особого внимания заслуживает уникальный трансконтинентальный маршрут - Северный морской путь (СМП), более активное использование которого в интересах России и других заинтересованных государств обуславливает существенную модернизацию российского арктического флота, включая строительство современных ледокольных судов арктического класса, вывод на современный мировой уровень состояния всей портовой системы региона. Кроме того, вдоль маршрута СМП требуется прокладка новых железнодорожных веток, что позволит значительно улучшить транспортную инфраструктуру региона и, соответственно, привлекательность СМП. Существует также проблема неразвитости сети автомобильных дорог, в результате чего некоторые крупные северные и восточные регионы не связаны с автодорожной сетью РФ. Освоение углеводородных ресурсов арктического региона не только востребует кардинальную трансформацию транспортной системы, но и способно создать необходимую финансовую базу для преображения всей хозяйственной и социальной жизни региона, что станет значительным вкладом в современный прогресс всей страны в целом.
36-45 1158
Аннотация
Китай является самой густонаселённой страной мира и отличается высокими темпами экономического роста, что приводит к увеличению спроса на энергоносители и стремлению обеспечить устойчивые поставки энергоресурсов. Ежегодный рост ВВП Китая в 2012 и 2013 годы снизился до 7,7% в сравнении со средним уровнем роста в 10% в 2000-2011 гг. В 2012 и 2013 гг. наблюдалось снижение темпов прироста производства и экспорта, сочетавшееся со стремлением правительства сократить инфляцию и излишнее инвестирование в определённые сегменты производства. В энергетическом секторе китайское правительство нацелено на продвижение рыночных систем ценообразования, мер по увеличению энергоэффективности и конкуренции между энергетическими компаниями, а также на увеличение инвестиций в области возобновляемых источников энергии. Рассматривая возобновляемые источники как один из вариантов диверсификации источников энергии, снижения зависимости страны от угля и улучшения экологической ситуации, правительство Китая активно поддерживает и развивает программы, направленные на поддержку индустрии возобновляемой энергетики в Китае. Развитие китайской экономики происходит на основе пятилетних планов. Представляется необходимым отметить тот факт, что основными «энергетическими» целями текущей 12-ой пятилетки является увеличение потребления из возобновляемых источников энергии до 15% и снижение выбросов углекислого газа на 40-45% к 2020 г. с целью сокращения зависимости страны от поставок угля и улучшения экологической ситуации. В результате реализации государственного курса на развитие возобновляемых источников энергии Китай достиг определённых результатов в развитии ветряной, солнечной, гидроэнергетики и энергетики по переработке отходов.
46-52 440
Аннотация
В данной работе приведён анализ практики применения принципа «качай или плати» в США, Канаде и странах Европы. Рассмотрена практика заключения договоров на транспортировку нефти и нефтепродуктов, порядок, сроки, а также условия, оговариваемые в договоре. Принцип «качай или плати» является широко распространённой практикой в таких развитых странах мира, как США, Канада и Великобритания. Специфика США заключается в том, что нефтепроводы строятся не под одного грузоотправителя, а скорее для рынка в целом, чем и обусловлена традиция «открытого сезона». В Канаде условие «качай или плати» используется для покрытия капитальных издержек перевозчика. Основными причинами применения принципа «качай или плати» является потребность в минимизации рисков перевозчика, строящего или расширяющего собственную трубопроводную сеть, посредством гарантирования финансовых поступлений со стороны грузоотправителей после введения трубопровода в эксплуатацию. Договоры на условии «качай или плати» предусматривают обязательство перевозчика предоставить согласованный минимальный объём нефти грузоотправителю в течение определённого срока. В свою очередь, грузоотправитель обязан принять указанный минимальный объём нефти и произвести оплату, независимо от факта принятия нефти. Условие «качай или плати» является своего рода механизмом распределения рисков, позволяющим переложить риски неисполнения договора на грузоотправителя. Кроме того, условие «качай или плати» может выступать в роли косвенной гарантии в контексте проектного финансирования, поскольку постоянный приток доходов, как правило, является необходимым условием технико-экономического обоснования проекта, и соответственно, финансирования. В статье рассмотрены основные преимущества применения данного условия и возможности для применения подобной практики в России.
53-63 462
Аннотация
В условиях нестабильности финансовых рынков и макроэкономической ситуации увеличивается необходимость совершенствования инструментов банковского риск-менеджмента. Новые экономические реалии обуславливают потребность в поиске более совершенных подходов оценки степени уязвимости банковского бизнеса к исключительным, но возможным событиям. К числу таких инструментов оценки относится стресс-тестирование. В данной статье рассмотрены и сопоставлены методики стресс-тестирования рыночного риска модельного портфеля различных финансовых инструментов. В статье рассматриваются понятие, цели, задачи стресс-тестирования, основные критерии для классификации стресс-тестов рыночного риска, освещены особенности сценарного анализа. Приведены результаты стресс-тестирования отдельных финансовых инструментов портфеля на основе современных моделей стресс-тестирования российской и зарубежной практики, а также результаты стресс-тестирования и переоценок стоимости портфеля по трём комплексным моделям: методике стресс-тестирования портфельного риска ЦБ РФ, модели на основе построения корреляционной матрицы риск-факторов и модели копул. Модели стресс-тестирования на индивидуальной основе (на соло-основе) различны для каждого финансового инструмента. Для акции и опциона используется параметрический StressVaR; для опциона применяется модель «Грек»; для еврооблигации используется региональная факторная модель. На основе полученных результатов сделаны выводы об эффективности моделей и даны теоретические рекомендации по управлению рисками данного торгового портфеля. Практическая новизна исследования состоит в разработке программы агрегированного, комплексного, многофакторного стресс-тестирования рыночного риска с помощью сценарного анализа.
64-73 516
Аннотация
Атомная энергетика в современном виде создавалась в период холодной войны и является её наследием. Основной задачей атомной энергетики в тот период времени, наряду с получением энергии, было создание и накопление ядерных материалов. С этой целью были созданы существующие атомные станции на базе уран-плутониевого цикла. Всё остальное - обработка РАО и ОЯТ, их хранение, утилизация самих АЭС после окончания сроков эксплуатации, риски распространения ядерных материалов и другие экологические вопросы - было делом второстепенным. Считалось также, что АЭС - самые надёжные и безопасные станции. В течение последних двадцати лет количество заказов на новые ядерные установки во всём мире снизилось. Это вызвано целым комплексом причин, включая сопротивление общественности строительству новых АЭС и наличию избыточных мощностей энергоблоков на многих энергетических рынках, что в значительной степени связано с развитием конкуренции на рынке электроэнергии и невысоким экономическим показателям многих существующих ядерных установок. Выигрывают энергопроизводящие технологии, для которых характерны низкие капитальные затраты, возможность быстрого строительства и гарантированные эксплуатационные качества, то есть то, чего нет у современных ядерных реакторов. В то же время, несмотря на указанные недостатки, как показывает опыт госкорпорации «Росатом», многие развивающиеся страны Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, регионов Африки проявляют повышенный интерес к развитию атомной энергетики в своих странах. Решение о том, начинать или продолжать развивать ядерную энергетику, в конечном итоге будет зависеть от выбора задач, которые стоят перед государством. В статье рассмотрены все указанные «второстепенные» вопросы, а также геополитические и экономические проблемы дальнейшего развития атомной энергетики.

ИСТОРИЯ: К 70-ЛЕТИЮ ОКОНЧАНИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 

74-83 398
Аннотация
Попытки фальсификации истории и итогов Второй мировой войны 1939-1945 гг. выступают важной составляющей идеологического противоборства в информационном пространстве неолиберальных сил российского общества с патриотическими и являются инструментом ненасильственного характера для достижения геополитических целей ряда государств. США, страны Европейского союза и Украина стремятся извратить итоги Второй мировой войны, убрать из истории Великую Отечественную войну, подвиг советского народа, спасшего мир от фашизма, а Советский Союз (Российскую Федерацию) вместе с гитлеровской Германией посадить на скамью подсудимых истории, обвинив во всех бедах XX столетия. При этом попытки реабилитации фашизма и подмены послевоенных реалий ведут к разрушению всей системы современных международных отношений и, как следствие, к обострению борьбы за передел мира, в том числе и военными мерами. Китай активно внедряет в историографию утверждение, что Вторая мировая война началась 7 июня 1937 г. и связана с открытой агрессией Японии против Китая. С учётом данных обстоятельств в Военной доктрине Российской Федерации [2] отмечено, что наметилась тенденция смещения военных опасностей и военных угроз в информационное пространство и внутреннюю сферу Российской Федерации. К основным внутренним опасностям отнесена деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь, на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества.
84-93 398
Аннотация
После окончания Второй мировой войны минуло 70 лет. По существу, уже ушло поколение людей, для которых она была не историей, а всенародной бедой и личным переживанием. И пусть время всё больше нас отдаляет от победного 1945 года, значение и итоги войны огромны для судеб современного мира. Память о Великой Победе предъявляет ко всем нам, ныне живущим, особые требования, главные из которых состоят в том, чтобы на основе анализа извлечь необходимые уроки из прошлого, сделать правильные выводы для обеспечения безопасности современной России. За эти годы значительно изменился мир. На сцене мировой политики появилось множество новых независимых государств. Возникли новые центры экономического развития, а значит, и новые полюса силы. Между тем, события последних месяцев показывают, что основные результаты Победы не утратили своего значения и сегодня. Об этом лучше всего говорят непрекращающиеся попытки их оспорить, исказив основные моменты войны и её уроки. И, очевидно, неслучайно накануне и во время празднования 70-летнего юбилея Победы желающие её украсть у народов России были особенно активными, а их претензии - жёсткими и несуразными. Для отечественной историографии это не является чем-то неожиданным. О социально-политических, военных и экономических итогах Второй мировой войны написано немало трудов, и в свете развития военно-политических процессов в мире об отдельных поучительных уроках важно не забывать.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 

94-101 713
Аннотация
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) является многофункциональным межгосударственным региональным объединением. Один из приоритетов её деятельности - сотрудничество по обеспечению региональной безопасности и стабильности, в сферах противодействия терроризму, сепаратизму, экстремизму, наркотрафику, другим видам трансграничной организованной преступности и использованию информационно-коммуникационных технологий в деструктивных целях. Есть все основания полагать, что в ближайшие годы, особенно с учётом расширения состава своих постоянных стран-членов, ШОС предпримет шаги в сторону практического раскрытия заложенного в ней потенциала предупреждения и урегулирования конфликтов. Развитие у ШОС собственного миротворческого инструментария полностью отвечало бы характеру и масштабам угроз безопасности и тенденциям их эволюции на современном этапе. Такой механизм в арсенале ШОС мог бы играть сдерживающую роль в отношении латентных локальных конфликтов в зоне её ответственности. Очевидным преимуществом участия ШОС в миротворческой деятельности служит то обстоятельство, что его членами являются Россия и Китай - постоянные члены Совета Безопасности ООН, крупные державы, обладающие солидными финансовыми возможностями, военными и военно-техническими ресурсами и богатым опытом участия в миротворческих операциях. Именно Россия и Китай могли бы взять на себя основное бремя организации и финансирования миротворческих операций ШОС. Акцент на содействии урегулированию конфликтов, миротворчестве и укреплении доверия в военной области может стать одним из магистральных векторов превращения ШОС в региональное сообщество безопасности и даже лечь в основу создания в будущем новой системы безопасности в Евразии.
102-110 1252
Аннотация
Автор статьи утверждает, что появление во второй половине XIX в. первых постоянных международных межправительственных организаций (ММПО) и международных неправительственных организаций (МНПО) было вызвано общими причинами. Он обосновывает тезис о необходимости их исследования не в качестве отдельных самодостаточных объектов, а как явления, вызванного достигнутым в тот период высоким уровнем интернационализации хозяйственной жизни государств и социально-экономическими последствиями промышленной революции. Появление ММПО неизменно сопровождалось созданием большого числа МНПО, которые выполняли вспомогательные функции. Они регулировали сферы сотрудничества и удовлетворяли общественные потребности, не покрывавшиеся межгосударственными соглашениями. В статье приводятся основные факторы, которые на последующих стадиях интернационализации и развития современных международных отношений давали толчок появлению и развитию международных организаций. Среди них автор называет: военно-техническую революцию, породившую средства массового поражения; «холодную войну» между мировым коммунизмом и мировым капитализмом; крушение колониальной системы и формирование нового основного противоречия мировой политики между «клубом богатых стран» и государствами «мировой периферии»; развитие интеграционных процессов; возникновение глобальных проблем современности. Подчёркивается, что из вспомогательных инструментов осуществления многостороннего взаимодействия суверенных государств ММПО и МНПО превратились в неотъемлемую часть современных международных отношений, взяв на себя практическое исполнение многих жизненно важных функций человеческого общества. Учитывая вовлечённость в деятельность многих тысяч ММПО и МНПО подавляющего числа современных государств и десятков тысяч организаций гражданского общества, ни одному из существующих центров силы не под силу подчинить их деятельность. Развитие ММПО и МНПО делает невозможным создание однополярного мира в современной системе международных отношений.
111-118 687
Аннотация
Статья посвящена изучению процессов управления Интернетом на международном уровне в контексте позиции и интересов России в данной области. В качестве теоретико-методологической базы исследования была использована теория глобального управления. Изначально управление Интернетом осуществлялось на негосударственном уровне. При этом координация осуществлялась в интересах создавших Интернет США. Государствам и иным субъектам мировой политики приходится встраиваться в существующую систему управления Интернетом, вследствие чего широкое распространение получает многоуровневая или мультинаправленная дипломатия, формируются так называемые «гибридные» организации и складываются новые модели сотрудничества при участии государств и негосударственных акторов мировой политики. В 2006 г. под эгидой Генерального секретаря ООН был создан Форум по вопросам управления Интернетом, функционирующий как многоуровневая переговорная площадка, в рамках которой на равных принимают участие государства, бизнес, НПО и представители академического сообщества. Хотя многие исследователи склонны видеть в создании подобного рода переговорных площадок инструмент доминирования в международных процессах развитых стран, широкое распространение многоуровневых моделей глобального управления представляет собой одну из современных тенденций мировой политики. Позиция России по вопросам международного управления Интернетом основана на необходимости обеспечить равный учёт интересов всех государств, заинтересованных в стабильности и безопасности ресурса, зависимость от которого возрастает. Россия выступает за усиление роли государств в управлении Интернетом и интернационализацию данного процесса, передачу контрольных функций специализированной межправительственной организации.
119-129 411
Аннотация
Статья посвящена проблеме обеспечения безопасности, в том числе информационной, образовательной среды. На основании зарубежного и отечественного опыта даётся классификация основных угроз, определяется круг проблем, стоящих перед учебными учреждениями. Представлен комплексный обзор мер, призванных регулировать доступ к нежелательной информации, при этом особое внимание уделяется феномену социальных сетей. Также рассматриваются возможности применения мирового опыта по решению задач, связанных с нежелательной информацией в социальных сетях. Хотя юридически факт преступления в виртуальном пространстве в ряде случае сложно доказать, защита со стороны закона требуется, чтобы повысить уровень ответственности тех, кто безоглядно переносит все виды социальных взаимодействий в виртуальное пространство. Естественный способ противодействовать «троллингу» - это повышение роли живого общения в гармоничном и всестороннем развитии личности. Интернет не только предоставляет доступ к обмену информацией, но и несёт в себе новые вызовы, в том числе связанные с виртуальным общением. Образование сегодня требует учёта не только уже известных вызовов информационной среды, но и тех, которые появятся в будущем.
130-138 821
Аннотация
В настоящей статье проанализированы дискуссии о первопричинах распространения ядерного оружия между представителями трёх школ в теории международных отношений: реализма, либерализма и конструктивизма. Рассматриваются представленные в работах российских и зарубежных исследователей основные теоретические подходы к причинам разработки государствами ядерного оружия. Значительная часть публикации посвящена альтернативным подходам, в частности, использованию моделирования при оценке рисков ядерного распространения. Представленный в статье анализ позволяет констатировать не только наличие множества различных интерпретаций причин создания ядерного оружия, но также отсутствие общепризнанной теории распространения. На основании результатов исследования в статье выявлены как основные причины разработки ядерного оружия, так и факторы, препятствующие его распространению. Автор показывает, что ввиду отсутствия консенсуса между реалистами, либералами и конструктивистами по вопросу о природе распространения ядерного оружия, ряд учёных предприняли попытку объяснить причины «ядерного выбора» государств с использованием положений разных школ. Детальное изучение факторов, провоцирующих распространение ядерного оружия, полезно для получения объективных представлений о современных международных реалиях, определения наиболее эффективных механизмов предотвращения появления новых ядерных государств. Такие знания необходимы при составлении как краткосрочных, так и долгосрочных прогнозов о будущем среды безопасности. Анализ научной литературы по вопросам распространения ядерного оружия позволяет обозначить направления дальнейших исследований в по данной проблематике.
139-143 446
Аннотация
В статье анализируется опыт Китая по выработке энергетической стратегии и влияние государства на её реализацию, в том числе во внешней политике. В связи с нарастанием темпов урбанизации и индустриальной модернизации, высокими темпами развития экономики, ростом уровня жизни населения потребность КНР в потреблении энергоресурсов с каждым годом заметно растёт, что не может не подразумевать острого дефицита энергоресурсов в обозримом будущем. С учётом низкого уровня самообеспеченности топливными ресурсами, риски сбоя международных поставок, нестабильность в регионах-экспортёрах энергоносителей и другие аспекты глобальной энергетической политики вызывают беспокойство как государственных энергетических компаний Китая, так и руководства страны. В статье рассмотрены материалы Белых книг, в особенности Белой книги «Китайская энергетическая политика - 2012», очерчены контуры системы обеспечения энергетической безопасности КНР, роли основных игроков на рынках энергоносителей, действия соответствующих государственных органов, государственных энергетических корпораций и частного бизнеса. Особое внимание уделено анализу деятельности Комиссии по национальному развитию и реформам - единственной структуры, ответственной за работу всей энергетической отрасли, которая занимается разработкой пятилетних планов социально-экономического развития страны. Проанализированы вопросы, связанные с обеспечением энергетических интересов Китая за рубежом, включая добычу и транспортировку энергоресурсов, взаимодействие с правительствами богатых энергоносителями стран. Сделан вывод об усилении роли государственных структур в обеспечении энергобезопасности страны в контексте вовлечённости Китая в процесс глобализации.
144-151 545
Аннотация
В последние годы во внешнеполитических концепциях ряда государств отмечается важность использования для продвижения национальных интересов инструментов «мягкой силы» - способности через политические ценности, культуру, внешнюю политику влиять на других с помощью формирования своей привлекательности. По всеобщему признанию, ФРГ - лидер по ресурсам «мягкой силы». В статье рассматривается, какие ресурсы Германия задействовала для наращивания своей «мягкой силы» на мусульманском направлении внешней политики. Мусульманский мир имеет свою специфику, осложняющую применение инструментов «мягкой силы». Страны с многочисленным мусульманским населением тяжело поддаются воздействию, поскольку они отличны от Европы в цивилизационном отношении, имеют свои обычаи и традиции, которым неукоснительно следуют в силу особенностей религии. Автор отмечает, что для Германии проблема заключается ещё и в том, что политика формирования своей привлекательности привела к значительному иммиграционному притоку мусульман. Часть прибывших в Германию мусульман обособилась от европейского общества, исповедует радикальный ислам, вовлекается в военные конфликты за рубежом, активное участие в которых правительство Германии полностью исключает. Неспособность интегрировать мигрантов из мусульманских стран в немецкое общество и отсутствие успехов в формировании своего позитивного образа в мусульманском мире вылились, с одной стороны, в раскол немецкого общества, с другой - в угрозу его поглощения чужой цивилизацией. И то, и другое связано с тем, что в последнее время в Германии наблюдается наращивание «мягкой силы» уже со стороны мусульманских стран, использующих своих бывших и настоящих граждан для оказания влияния на политику ФРГ. Статья написана в рамках конструктивистской методологии исследования, рассматривающей «мягкую силу» как способ конструирования социальной реальности с использованием материальных и нематериальных ресурсов для формирования привлекательного образа Германии в мировой политике.

МИРОВАЯ ПОЛИТИКА 

152-158 347
Аннотация
Статья посвящена анализу взаимодействия локальных человеческих цивилизаций в мире в целом и в Евразии, в частности. Авторы уделили особое внимание теоретическому содержанию вопроса о локальных человеческих цивилизациях в теории международных отношений. В качестве теоретической рамки исследования был выбран неэссенциалистский подход к анализу цивилизаций. В рамках одной цивилизации могут сосуществовать сообщества с радикально иными взглядами на объединяющую их референтную рамку. Такое понимание цивилизации позволяет объяснить большее количество противоречий и конфликтов внутри цивилизаций, а не между ними, как это предполагал С. Хантингтон. Столкновения происходят, но скорее не между цивилизациями, а внутри цивилизации между социальными группами с различными или противоположными взглядами на содержание и направление развития их цивилизации. Далее авторы статьи подробно анализируют возможные сценарии взаимодействия локальных человеческих цивилизаций (ЛЧЦ) в Евразии. Ключевыми противниками в данном столкновении являются Россия и США. Авторы исходят из того, что наиболее вероятным сценарием развития отношений между российской и западной ЛЧЦ будет глобальное вооружённое столкновение ЛЧЦ. В статье строятся три варианта развития данного сценария: оптимистичный, реалистичный и пессимистичный. В 20-хгг. XXI в., по мнению авторов, западная локальная цивилизация утратит своё доминирование в мировой политике. Для Евразии ликвидация западной политической монополии будет означать актуализацию угрозы со стороны китайской ЛЧЦ. Для предупреждения возникновения новых угроз после ухода западной ЛЧЦ критически важно добиться явных успехов в развитии интеграционных процессов в Евразии вокруг России.
159-167 553
Аннотация
Цивилизации как реальность и как дискурс - отнюдь не новое явление. Однако сегодня данное понятие набирает всё большую популярность как в академической, так и в политической среде. Представители государств и негосударственных акторов в своих речах постоянно ссылаются на цивилизации так, как будто те являются реальными акторами мировой политики, а отношения между ними имеют для неё определённые значение. В статье рассматривается современная интеллектуальная карта исследований цивилизаций в теории международных отношений. Выявляются четыре существующих направления исследований цивилизаций: цивилизационная динамика, межцивилизационная этика, цивилизационная политика и политика цивилизаций. Далее автор обосновывает преимущества неэссенциалистского направления в исследованиях цивилизационной динамики, лидером которого является П. Каценштайн. Продолжая исследование в рамках выбранного подхода, автор обосновывает, что цивилизации в мировой политике существуют скорее как стратегические референтные рамки, а не как непосредственные герои международной политики. Данные референтные рамки создаются на ценностной основе религии и уточняются общим литературным каноном. Они далеки от гомогенности и полны внутренних противоречий и находятся в процессе постоянного становления. Будут ли социальные общности, использующие данные референтные рамки, сталкиваться или вступать в диалог, во многом зависит от того, является ли хотя бы одна из сторон фундаменталистским сообществом. Для такого сообщества референтная цивилизационная рамка задаётся практически исключительно ценностным кодом соответствующей религии, поэтому компромисс для него не возможен. Автор приходит к выводу, что диалог гарантирован только внутри христианской цивилизации (между её постсекулярными сообществами), внутри и между нехристианскими цивилизациями диалог возможен, но не гарантирован.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ 

170-179 47
Аннотация

В статье сделана попытка типизировать политические проявления социального протеста в послевоенной истории Японии. Автор выделяет пять типов политически окрашенного социального протеста: идеологический, социально-классовый, проблемно-тематический, консервативный и локальный. Специфика той или иной формы протеста анализируется как с содержательной, так и с формально-организационной точки зрения. В постбиполярную эпоху идеологический тип социального протеста, который ранее выступал в качестве идейной основы для консолидации оппозиционных политических сил левой ориентации, утратил своё былое значение. По мере разрастания кризиса традиционной корпоративной модели снижается и значимость социально-классового протеста, проявлявшего себя в прошлом как форма давления на власть в пользу активной социальной политики. В современной Японии также слабеет консервативный протест, под которым понимается протест против партии власти в связи с ослаблением её способности учитывать интересы специфических социальных групп, которые традиционно пользовались преимущественной государственной поддержкой. В то же время всё бóльшую актуальность обретают проблемно-тематический и локальный типы протеста, опирающиеся на относительно широкую социальную базу. Для оппозиционных партий социальный протест представляет не более чем возможность привлечь дополнительные голоса избирателей. Не имея реальных шансов прийти к власти, эти партии используют протестные настроения масс для консолидации своей электоральной базы. Многие избиратели, разочаровавшись в способности партий выразить их интересы в государственной политике, всё чаще отказываются приходить на избирательные участки.

180-197 42
Аннотация

В этой статье впервые в отечественной научно-исторической литературе поднимается вопрос о природе и характере социального протеста в палестинском арабском обществе. Ещё до образования Государства Израиль в 1948 г. арабское население Палестины вступило в достаточно активную стадию формирования национального самосознания и самоидентификации, которые развивались параллельно с ростом общеарабского национально–освободительного движения. Массовые выступления палестинцев в 1920 г., 1929 г. и 1936–1939 гг. свидетельствуют, что основной причиной протеста стала колониальная политика Великобритании, выражавшаяся в поддержке сионистского движения и, как следствие, препятствовавшая ведущим палестинским кланам реализовать свои политические амбиции. Принимая во внимание тот факт, что палестинцы проявили исключительное упорство и волю в борьбе за национальную независимость, международное сообщество поддержало в ООН решение о создании на территории подмандатной Палестины двух государств – арабского и еврейского. Однако из-за арабо-израильского конфликта и других известных геополитических причин государство Палестина не создано до сих пор. Сейчас палестинцы разделены на четыре сегмента: беженцы, проживающие за пределами Палестины в других странах, арабское население Израиля, палестинцы на Западном берегу и в секторе Газа. В настоящей статье автор рассматривает положение палестинцев на территории исторической Палестины и характерные для настоящего времени формы протеста и недовольства в палестинской среде. В статье доказывается, что протесты в палестинском обществе, как и в прошлом, имеют чётко выраженную антиизраильскую и антисионистскую направленность.

198-207 50
Аннотация

Экономическая глобализация, ставя в более выгодные условия конкретные страны и социальные группы и ухудшая положение других, обострила социальные проблемы во всём мире. Именно социальный протест был главной причиной «арабской весны». Волна социальных протестов накрыла Западную Европу и США. Решение социальных проблем зависит не от политической воли элиты, а от активности населения, поскольку без жёсткого нажима снизу правящие слои не пойдут на самоограничение и предоставление уступок большинству. Специфика Индии заключается в том, что общество в целом удовлетворено политической системой и экономическим положением. При этом митинги протеста по конкретным поводам, будь то коррупционные скандалы или насилие в отношении женщин, собирают сотни тысяч участников. Однако в силу культурно-цивилизационных особенностей страны эти акции почти исключительно носят мирный характер. Ещё одна отличительная черта Индии состоит в отказе организаторов протеста от поддержки крупных политических партий из-за убеждённости в том, что те будут стремиться не столько решить проблему, сколько укрепить свою социальную базу. Существуют различные категории социального протеста в Индии: крестьянские движения; движения зарегистрированных каст (далитов, бывших неприкасаемых); антикоррупционные движения; движения за сохранение окружающей среды; движения отсталых каст; женские движения; движения племён; движения промышленного пролетариата; студенческие движения; движения среднего класса; движения за права человека. Социальный протест пока не приводил к серьёзной политической нестабильности, однако при некоторых условиях это возможно, как и отказ протестующих от преимущественно мирных методов. Наибольшие опасения вызывают выступления далитов, особенно в случае дальнейшего размывания кастовой системы.

208-215 44
Аннотация

Социальный протест в Индонезии формируется под действием четырёх основных процессов, происходящих в современном мире: модернизации, глобализации, вестернизации и демократизации. В Индонезии эти процессы набирают силу с начала XXI в. Их влияние неодинаково по отношению к разным группам и слоям общества, кроме того, оно варьирует в пространстве и во времени, определяя специфику форм и методов социального протеста. Для правящих кругов Индонезии наибольшую опасность представляют стихийные социальные движения, вызванные резким ухудшением экономического положения широких масс населения. Народный гнев вызывают действия органов местного самоуправления, фактически лишающие местных жителей доходов от добычи полезных ископаемых и использования земель. Модернизация не только разрушает привычный образ жизни местного населения, но и отнимает у него главный источник существования, которым были традиционные занятия. Экономическая глобализация и социально-политическая демократизация приводят к формированию протестных движений, облечённых в исламскую форму. Тем не менее, риски, связанные с социальным протестом, представляются минимальными как для действующей власти, так и для стабильности политической системы в целом. Правящая коалиция и оппозиция будут использовать социальный протест в политической конкуренции осторожно, поскольку оба блока, по сути, политически и социально однородны, и их коренные классовые интересы сходны.

216-221 52
Аннотация

В статье рассматриваются причины и особенности социальных протестных выступлений в Иране. Автор исследует важнейшие факторы, влияющие на социальную активность населения в периоды обострения внутренней напряжённости в этой стране. Особое внимание уделено роли шиитского духовенства в руководстве протестными выступлениями в период до победы исламской революции, оцениваются возможности правящего духовенства по сдерживанию протестных выступлений и обеспечению лояльности большей части населения к правящему в стране режиму. Существенное место уделено характеристике так называемого «зелёного движения», которое в 2011–2012 гг. вновь громко заявило о себе поддержкой событий «Арабской весны». На этом фоне в Иране возобновились акции протеста против президента страны М. Ахмадинежада, что послужило основанием для заключения под домашний арест нескольких лидеров оппозиции. С тех пор положение в ИРИ в целом стабилизировалось. Более того, лидеры «зелёных» М.Х. Мусави и М. Кяруби сделали ряд жёстких заявлений, в которых антииранские санкции Запада были охарактеризованы как «ошибочный путь» к решению иранской ядерной проблемы. С точки зрения лидеров оппозиции, санкции наносят ущерб не экономическим интересам иранского правительства, а снижают уровень жизни обычных граждан. Избрание в ноябре 2013 г. президентом ИРИ представителя либерального лагеря Хасана Рухани положительно повлияло на сдерживание уличных протестов оппозиции.

222-228 45
Аннотация

В настоящей статье рассматриваются причины социальных протестов в современном Таиланде. Таиланд обладает старейшим в регионе Юго-Восточной Азии опытом демократического правления. Ещё в 1932 г. в стране произошёл переход от абсолютной монархии к конституционной. Несмотря на то, что в ХХ в. Таиланд пережил более пяти десятилетий авторитарного правления, в течение которых произошло около двадцати военных переворотов, в стране постепенно происходило становление гражданского общества. Самым ярким выражением гражданской активности и социального протеста второй половины ХХ в. стало студенческое движение 1973–1976 гг. Социальные протесты последних лет демонстрируют раскол страны на два лагеря: сторонников и противников мультимиллионера Таксина Чиннавата, занимавшего в 2001–2006 гг. пост премьер-министра Таиланда. В результате раскола произошло стихийное формирование двух общественных организаций – «Народного союза за демократию» («жёлторубашечников») и «Объединённого фронта за демократию против диктатуры» («краснорубашечников»). После 2006 г. Таиланд пережил несколько витков социального протеста, последний из которых начался в ноябре 2013 г. и продолжался до мая 2014 г., когда после почти полугода общественных выступлений в столице страны Бангкоке военные снова взяли власть в свои руки. В конце мая 2014 г. король Рама IX официально одобрил действия военных и назначил генерала Праюта Тяноча премьер-министром и главой Совета, перед которым поставлена задача разработать проект политической реформы. По-видимому, назрела необходимость кардинальной трансформации социальноэкономической сферы, а также проведения реальных антикоррупционных мер, что требует целенаправленных усилий, политической стабильности и активного гражданского диалога.

229-241 56
Аннотация

В статье представлен анализ общественно-политической обстановки и социально-экономического положения в пореформенном Китае. В высшей степени оригинальный, опыт Китая, переживающего одновременно процессы модернизации и архаизации, даёт много мыслительного материала в опровержение концепции однолинейности исторического процесса. Сущностные характеристики китайской элиты и причины её устойчивости рассматриваются автором на основе экскурса в историю конфуцианской государственности. По мнению автора, в результате многотысячелетнего селективного отбора через экзаменационную систему и благодаря преобладанию стратагемной ментальности, в Китае сложилась не особая политическая культура, а национальная модель управленческого поведения, базирующаяся на «моральном консенсусе» формирующих элиту кланов, которые относятся к двум фракциям, «шанхайской» и «комсомольской». Современный партократический режим КНР унаследовал многие негативные черты, присущие бывшей советской «номенклатуре», но сформировал специфически китайский механизм «мягкого» перехода власти от поколения к поколению. Одновременно происходит взаимное сращивание политической и бизнес элит, в результате чего интересы государства и общества всё более подчиняются их корпоративным целям. Это привело к появлению движения так называемых «новых левых», выступающих против нерациональной распределительной системы. Усложнение социально-экономических структур и усиление новых противоречий и конфликтов в обществе ставят на повестку дня необходимость демократизации и формирования новой, нетрадиционной политической системы.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА 

242-254 42
Аннотация

Задачей настоящего исследования является анализ основных дисбалансов в индийской экономике, их причин и последствий. В статье рассматриваются главные направления политики индийского правительства в 1990–2000-х гг. по возможному преодолению этих дисбалансов. Автор акцентирует внимание на дисбалансах в финансовом, реальном и внешнеэкономическом секторах индийской экономики, а также изучает особенности использования трудовых, финансовых и научно-технических ресурсов для её успешного развития. В статье подчёркиваются противоречивый характер условий развития современной индийской экономики и сосуществование в реальном секторе Индии капиталистического уклада наряду с докапиталистическим (мелким производством), в том числе кустарной промышленностью. При этом современная экономическая политика государства направлена не столько на ликвидацию последнего, сколько на ограничение деятельности крупного бизнеса в сфере мелкой промышленности и создание для неё благоприятного экономического климата. Автор рассмотрела основные проблемы в социальном секторе индийской экономики и в развитии человеческого потенциала. Отмечено, что в сфере образования имеются нерешённые проблемы, связанные с неравенством образовательных возможностей и недоступностью среднего и высшего образования для значительных категорий населения, а также со снижением академических стандартов. В статье приведены статистические данные по состоянию внешнего долга, фискального дефицита, золотовалютным резервам, а также по динамике внешней торговли Индии, притоку прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и денежных переводов, осуществляемых индийской диаспорой.

255-262 50
Аннотация

Настоящая статья посвящена анализу перспектив реструктуризации российской промышленности с акцентом на роль государства и с опорой на мировой опыт инновационной индустриальной политики. Из многочисленных современных процессов в мировой индустрии автор выделяет, как наиболее масштабные, противоположные друг другу тенденции деиндустриализации и реиндустриализации, а также активизации формирования кластерных систем, развития национальных инновационных систем (НИС) и оценивает роль государства в этих процессах. Анализ современных тенденций мировой индустрии приводит к выводу, что в процессе перехода (развивающихся стран) к постиндустриальной экономике и на стадиях постиндустриального и даже интеллектуального технологического уклада (для развитых стран) промышленность и её инновационное развитие будут оставаться абсолютным приоритетом и драйвером роста экономики. Опыт показывает, что в развитых странах в процессе новой индустриализации государство играет главную роль, создавая институциональные, инфраструктурные, финансовые, налоговые и иные виды поддержки, а также инициируя целевые векторы научно-технологического развития. Особое внимание уделяется подготовке квалифицированной кадровой базы промышленности, выбору приоритетных технологий, совершенствованию инновационных государственных систем и коммерциализации инноваций. В настоящем, близком к критическому, положении российской экономики особое значение приобрёл фактор дефицита времени, побуждающей к необходимости использования ускоренной модели развития. Задача заключается в том, чтобы определить конкретные действия, возможно радикальные, которые следует предпринять на всех структурных уровнях правительства и экономики, чтобы обеспечить это ускорение.

263-270 45
Аннотация

На сегодняшний день Норвегия является высокоразвитой страной с преобладанием сектора услуг в структуре экономики. Тем не менее, нефть по-прежнему играет заметную роль в жизни государства и общества: треть доходов государства основана на нефтяных ресурсах, а экспорт этого сырья составляет более половины всего экспорта страны. Благодаря нефтяным доходам Норвегия смогла построить государство всеобщего благосостояния. Актуальный интерес представляет анализ уникальной системы аккумулирования нефтяных доходов через Государственный пенсионный фонд. Добыча нефти ведётся в акваториях Северного, Норвежского и Баренцева морей. Разработка ресурсов Норвежского и Баренцева морей имеет свою специфику, обусловленную не только технологическими проблемами в условиях Арктики, но и ограничениями, налагаемыми арктическим правом. В настоящей работе авторы исследовали вопрос о вкладе нефтяных ресурсов Северного моря в социально-экономическое развитие Норвегии. Северное море – «родина» норвежской нефтедобычи. Добытая здесь нефть стала основой экономического процветания скандинавской страны. В статье описана история становления нефтяной отрасли и проанализировано её современное состояние, включая подробный анализ действующих месторождений и трубопроводов. Далее авторами предлагается оценка доходов государства от добычи нефти в Северном море. Работа опирается на различные источники, основой которых являются доклады Норвежского нефтяного директората 2010–2014 гг. Использованы статистические данные, размещённые на портале Норвежского статистического центрального бюро, данные из отчётов норвежских нефтяных служб и отчётов компании Statoil.

271-277 114
Аннотация

В данном исследовании автор выявляет сущность и рассматривает виды финансовых кризисов, останавливаясь на трёх конкретных аспектах: определении понятия кризиса, проявлениях и видах финансовых кризисов. Отмечается, что термин «финансовый кризис» широко применяется в различных ситуациях, когда отдельные финансовые активы внезапно теряют большую часть своей номинальной стоимости, что не обязательно приводит к изменениям в реальном секторе экономики. Финансовый кризис системно охватывает институты финансового сектора и финансовые рынки, кредит и денежное обращение, международные финансы, корпоративные, государственные и муниципальные финансы. Как правило, финансовые кризисы представляют собой многомерные явления, которые не поддаются описанию с помощью одного показателя. Финансовые кризисы выражаются в резком росте процентных ставок, обвальном падении курсов валют, массовом изъятии вкладов из банков и ограничении кредитования, кризисе денежного обращения и долговом кризисе. Финансовые кризисы имеют общие элементы, но проявляются в разных формах. Автор рассматривает следующие виды финансовых кризисов: банковский кризис, валютный кризис, спекулятивные пузыри и международные финансовые кризисы. Под банковским кризисом понимается ситуация, возникающая при внезапном оттоке средств вкладчиков. Валютный кризис возникает, когда обменный курс, привязанный к валюте другой страны, находится на грани обвала, что провоцирует совершение спекуляций. Спекулятивный пузырь имеет место в случае крупного, устойчивого завышения цен на активы какого-либо класса. Большинство исследователей определяют мировой финансовый кризис через его проявления в той или иной области, а также через сферы, которые кризис затрагивает.

278-284 55
Аннотация

В связи с ростом роли транснациональных корпораций (ТНК) вопросы анализа и прогнозирования их финансовой устойчивости приобретают особую актуальность. Данная статья посвящена исследованию ключевых аспектов финансовой устойчивости корпораций. Автором проведён сравнительный анализ экономической сущности понятия финансовой устойчивости в академическом и практическом контексте. Уточнено понятие финансовой устойчивости («stability», «sustainability», «solvency», «soundness», «financial distress») используемой в российской и международной практике. Сложившийся академический подход к анализу финансовой устойчивости в России отличается от видения международных организаций и самих корпораций. Российские исследователи под финансовой устойчивостью корпорации понимают её платёжеспособность и кредитоспособность. У российских компаний также отсутствует однозначное понимание финансовой устойчивости, что подтверждается различными подходами к оценке устойчивости ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Алроса», ОАО «Татнефть». Однако на практике финансовая устойчивость представляет собой более многомерное экономическое явление. Международный Валютный Фонд, Министерство регионального развития РФ, Центральный Банк РФ расширяют понятие финансовой устойчивости, вводя в оценку финансовой устойчивости показатели рентабельности и специальные показатели. Зарубежные авторы предлагают разнообразные модели прогнозирования финансовой стабильности и контроля финансовых рисков, основанные на использовании статистических, экономико-математических методов и рейтингов. Проанализировав точки зрения российских и зарубежных исследователей, рекомендации, инструкции МВФ, МРР, ЦБ России, а также практику применения концепции финансовой устойчивости корпорациями и уточнив основные её характеристики, автором было сформулировано определение финансовой устойчивости.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)