ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ДИПЛОМАТИЯ: К 15-ЛЕТИЮ МИЭП
ИСТОРИЯ: К 70-ЛЕТИЮ ОКОНЧАНИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
В статье сделана попытка типизировать политические проявления социального протеста в послевоенной истории Японии. Автор выделяет пять типов политически окрашенного социального протеста: идеологический, социально-классовый, проблемно-тематический, консервативный и локальный. Специфика той или иной формы протеста анализируется как с содержательной, так и с формально-организационной точки зрения. В постбиполярную эпоху идеологический тип социального протеста, который ранее выступал в качестве идейной основы для консолидации оппозиционных политических сил левой ориентации, утратил своё былое значение. По мере разрастания кризиса традиционной корпоративной модели снижается и значимость социально-классового протеста, проявлявшего себя в прошлом как форма давления на власть в пользу активной социальной политики. В современной Японии также слабеет консервативный протест, под которым понимается протест против партии власти в связи с ослаблением её способности учитывать интересы специфических социальных групп, которые традиционно пользовались преимущественной государственной поддержкой. В то же время всё бóльшую актуальность обретают проблемно-тематический и локальный типы протеста, опирающиеся на относительно широкую социальную базу. Для оппозиционных партий социальный протест представляет не более чем возможность привлечь дополнительные голоса избирателей. Не имея реальных шансов прийти к власти, эти партии используют протестные настроения масс для консолидации своей электоральной базы. Многие избиратели, разочаровавшись в способности партий выразить их интересы в государственной политике, всё чаще отказываются приходить на избирательные участки.
В этой статье впервые в отечественной научно-исторической литературе поднимается вопрос о природе и характере социального протеста в палестинском арабском обществе. Ещё до образования Государства Израиль в 1948 г. арабское население Палестины вступило в достаточно активную стадию формирования национального самосознания и самоидентификации, которые развивались параллельно с ростом общеарабского национально–освободительного движения. Массовые выступления палестинцев в 1920 г., 1929 г. и 1936–1939 гг. свидетельствуют, что основной причиной протеста стала колониальная политика Великобритании, выражавшаяся в поддержке сионистского движения и, как следствие, препятствовавшая ведущим палестинским кланам реализовать свои политические амбиции. Принимая во внимание тот факт, что палестинцы проявили исключительное упорство и волю в борьбе за национальную независимость, международное сообщество поддержало в ООН решение о создании на территории подмандатной Палестины двух государств – арабского и еврейского. Однако из-за арабо-израильского конфликта и других известных геополитических причин государство Палестина не создано до сих пор. Сейчас палестинцы разделены на четыре сегмента: беженцы, проживающие за пределами Палестины в других странах, арабское население Израиля, палестинцы на Западном берегу и в секторе Газа. В настоящей статье автор рассматривает положение палестинцев на территории исторической Палестины и характерные для настоящего времени формы протеста и недовольства в палестинской среде. В статье доказывается, что протесты в палестинском обществе, как и в прошлом, имеют чётко выраженную антиизраильскую и антисионистскую направленность.
Экономическая глобализация, ставя в более выгодные условия конкретные страны и социальные группы и ухудшая положение других, обострила социальные проблемы во всём мире. Именно социальный протест был главной причиной «арабской весны». Волна социальных протестов накрыла Западную Европу и США. Решение социальных проблем зависит не от политической воли элиты, а от активности населения, поскольку без жёсткого нажима снизу правящие слои не пойдут на самоограничение и предоставление уступок большинству. Специфика Индии заключается в том, что общество в целом удовлетворено политической системой и экономическим положением. При этом митинги протеста по конкретным поводам, будь то коррупционные скандалы или насилие в отношении женщин, собирают сотни тысяч участников. Однако в силу культурно-цивилизационных особенностей страны эти акции почти исключительно носят мирный характер. Ещё одна отличительная черта Индии состоит в отказе организаторов протеста от поддержки крупных политических партий из-за убеждённости в том, что те будут стремиться не столько решить проблему, сколько укрепить свою социальную базу. Существуют различные категории социального протеста в Индии: крестьянские движения; движения зарегистрированных каст (далитов, бывших неприкасаемых); антикоррупционные движения; движения за сохранение окружающей среды; движения отсталых каст; женские движения; движения племён; движения промышленного пролетариата; студенческие движения; движения среднего класса; движения за права человека. Социальный протест пока не приводил к серьёзной политической нестабильности, однако при некоторых условиях это возможно, как и отказ протестующих от преимущественно мирных методов. Наибольшие опасения вызывают выступления далитов, особенно в случае дальнейшего размывания кастовой системы.
Социальный протест в Индонезии формируется под действием четырёх основных процессов, происходящих в современном мире: модернизации, глобализации, вестернизации и демократизации. В Индонезии эти процессы набирают силу с начала XXI в. Их влияние неодинаково по отношению к разным группам и слоям общества, кроме того, оно варьирует в пространстве и во времени, определяя специфику форм и методов социального протеста. Для правящих кругов Индонезии наибольшую опасность представляют стихийные социальные движения, вызванные резким ухудшением экономического положения широких масс населения. Народный гнев вызывают действия органов местного самоуправления, фактически лишающие местных жителей доходов от добычи полезных ископаемых и использования земель. Модернизация не только разрушает привычный образ жизни местного населения, но и отнимает у него главный источник существования, которым были традиционные занятия. Экономическая глобализация и социально-политическая демократизация приводят к формированию протестных движений, облечённых в исламскую форму. Тем не менее, риски, связанные с социальным протестом, представляются минимальными как для действующей власти, так и для стабильности политической системы в целом. Правящая коалиция и оппозиция будут использовать социальный протест в политической конкуренции осторожно, поскольку оба блока, по сути, политически и социально однородны, и их коренные классовые интересы сходны.
В статье рассматриваются причины и особенности социальных протестных выступлений в Иране. Автор исследует важнейшие факторы, влияющие на социальную активность населения в периоды обострения внутренней напряжённости в этой стране. Особое внимание уделено роли шиитского духовенства в руководстве протестными выступлениями в период до победы исламской революции, оцениваются возможности правящего духовенства по сдерживанию протестных выступлений и обеспечению лояльности большей части населения к правящему в стране режиму. Существенное место уделено характеристике так называемого «зелёного движения», которое в 2011–2012 гг. вновь громко заявило о себе поддержкой событий «Арабской весны». На этом фоне в Иране возобновились акции протеста против президента страны М. Ахмадинежада, что послужило основанием для заключения под домашний арест нескольких лидеров оппозиции. С тех пор положение в ИРИ в целом стабилизировалось. Более того, лидеры «зелёных» М.Х. Мусави и М. Кяруби сделали ряд жёстких заявлений, в которых антииранские санкции Запада были охарактеризованы как «ошибочный путь» к решению иранской ядерной проблемы. С точки зрения лидеров оппозиции, санкции наносят ущерб не экономическим интересам иранского правительства, а снижают уровень жизни обычных граждан. Избрание в ноябре 2013 г. президентом ИРИ представителя либерального лагеря Хасана Рухани положительно повлияло на сдерживание уличных протестов оппозиции.
В настоящей статье рассматриваются причины социальных протестов в современном Таиланде. Таиланд обладает старейшим в регионе Юго-Восточной Азии опытом демократического правления. Ещё в 1932 г. в стране произошёл переход от абсолютной монархии к конституционной. Несмотря на то, что в ХХ в. Таиланд пережил более пяти десятилетий авторитарного правления, в течение которых произошло около двадцати военных переворотов, в стране постепенно происходило становление гражданского общества. Самым ярким выражением гражданской активности и социального протеста второй половины ХХ в. стало студенческое движение 1973–1976 гг. Социальные протесты последних лет демонстрируют раскол страны на два лагеря: сторонников и противников мультимиллионера Таксина Чиннавата, занимавшего в 2001–2006 гг. пост премьер-министра Таиланда. В результате раскола произошло стихийное формирование двух общественных организаций – «Народного союза за демократию» («жёлторубашечников») и «Объединённого фронта за демократию против диктатуры» («краснорубашечников»). После 2006 г. Таиланд пережил несколько витков социального протеста, последний из которых начался в ноябре 2013 г. и продолжался до мая 2014 г., когда после почти полугода общественных выступлений в столице страны Бангкоке военные снова взяли власть в свои руки. В конце мая 2014 г. король Рама IX официально одобрил действия военных и назначил генерала Праюта Тяноча премьер-министром и главой Совета, перед которым поставлена задача разработать проект политической реформы. По-видимому, назрела необходимость кардинальной трансформации социальноэкономической сферы, а также проведения реальных антикоррупционных мер, что требует целенаправленных усилий, политической стабильности и активного гражданского диалога.
В статье представлен анализ общественно-политической обстановки и социально-экономического положения в пореформенном Китае. В высшей степени оригинальный, опыт Китая, переживающего одновременно процессы модернизации и архаизации, даёт много мыслительного материала в опровержение концепции однолинейности исторического процесса. Сущностные характеристики китайской элиты и причины её устойчивости рассматриваются автором на основе экскурса в историю конфуцианской государственности. По мнению автора, в результате многотысячелетнего селективного отбора через экзаменационную систему и благодаря преобладанию стратагемной ментальности, в Китае сложилась не особая политическая культура, а национальная модель управленческого поведения, базирующаяся на «моральном консенсусе» формирующих элиту кланов, которые относятся к двум фракциям, «шанхайской» и «комсомольской». Современный партократический режим КНР унаследовал многие негативные черты, присущие бывшей советской «номенклатуре», но сформировал специфически китайский механизм «мягкого» перехода власти от поколения к поколению. Одновременно происходит взаимное сращивание политической и бизнес элит, в результате чего интересы государства и общества всё более подчиняются их корпоративным целям. Это привело к появлению движения так называемых «новых левых», выступающих против нерациональной распределительной системы. Усложнение социально-экономических структур и усиление новых противоречий и конфликтов в обществе ставят на повестку дня необходимость демократизации и формирования новой, нетрадиционной политической системы.
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Задачей настоящего исследования является анализ основных дисбалансов в индийской экономике, их причин и последствий. В статье рассматриваются главные направления политики индийского правительства в 1990–2000-х гг. по возможному преодолению этих дисбалансов. Автор акцентирует внимание на дисбалансах в финансовом, реальном и внешнеэкономическом секторах индийской экономики, а также изучает особенности использования трудовых, финансовых и научно-технических ресурсов для её успешного развития. В статье подчёркиваются противоречивый характер условий развития современной индийской экономики и сосуществование в реальном секторе Индии капиталистического уклада наряду с докапиталистическим (мелким производством), в том числе кустарной промышленностью. При этом современная экономическая политика государства направлена не столько на ликвидацию последнего, сколько на ограничение деятельности крупного бизнеса в сфере мелкой промышленности и создание для неё благоприятного экономического климата. Автор рассмотрела основные проблемы в социальном секторе индийской экономики и в развитии человеческого потенциала. Отмечено, что в сфере образования имеются нерешённые проблемы, связанные с неравенством образовательных возможностей и недоступностью среднего и высшего образования для значительных категорий населения, а также со снижением академических стандартов. В статье приведены статистические данные по состоянию внешнего долга, фискального дефицита, золотовалютным резервам, а также по динамике внешней торговли Индии, притоку прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и денежных переводов, осуществляемых индийской диаспорой.
Настоящая статья посвящена анализу перспектив реструктуризации российской промышленности с акцентом на роль государства и с опорой на мировой опыт инновационной индустриальной политики. Из многочисленных современных процессов в мировой индустрии автор выделяет, как наиболее масштабные, противоположные друг другу тенденции деиндустриализации и реиндустриализации, а также активизации формирования кластерных систем, развития национальных инновационных систем (НИС) и оценивает роль государства в этих процессах. Анализ современных тенденций мировой индустрии приводит к выводу, что в процессе перехода (развивающихся стран) к постиндустриальной экономике и на стадиях постиндустриального и даже интеллектуального технологического уклада (для развитых стран) промышленность и её инновационное развитие будут оставаться абсолютным приоритетом и драйвером роста экономики. Опыт показывает, что в развитых странах в процессе новой индустриализации государство играет главную роль, создавая институциональные, инфраструктурные, финансовые, налоговые и иные виды поддержки, а также инициируя целевые векторы научно-технологического развития. Особое внимание уделяется подготовке квалифицированной кадровой базы промышленности, выбору приоритетных технологий, совершенствованию инновационных государственных систем и коммерциализации инноваций. В настоящем, близком к критическому, положении российской экономики особое значение приобрёл фактор дефицита времени, побуждающей к необходимости использования ускоренной модели развития. Задача заключается в том, чтобы определить конкретные действия, возможно радикальные, которые следует предпринять на всех структурных уровнях правительства и экономики, чтобы обеспечить это ускорение.
На сегодняшний день Норвегия является высокоразвитой страной с преобладанием сектора услуг в структуре экономики. Тем не менее, нефть по-прежнему играет заметную роль в жизни государства и общества: треть доходов государства основана на нефтяных ресурсах, а экспорт этого сырья составляет более половины всего экспорта страны. Благодаря нефтяным доходам Норвегия смогла построить государство всеобщего благосостояния. Актуальный интерес представляет анализ уникальной системы аккумулирования нефтяных доходов через Государственный пенсионный фонд. Добыча нефти ведётся в акваториях Северного, Норвежского и Баренцева морей. Разработка ресурсов Норвежского и Баренцева морей имеет свою специфику, обусловленную не только технологическими проблемами в условиях Арктики, но и ограничениями, налагаемыми арктическим правом. В настоящей работе авторы исследовали вопрос о вкладе нефтяных ресурсов Северного моря в социально-экономическое развитие Норвегии. Северное море – «родина» норвежской нефтедобычи. Добытая здесь нефть стала основой экономического процветания скандинавской страны. В статье описана история становления нефтяной отрасли и проанализировано её современное состояние, включая подробный анализ действующих месторождений и трубопроводов. Далее авторами предлагается оценка доходов государства от добычи нефти в Северном море. Работа опирается на различные источники, основой которых являются доклады Норвежского нефтяного директората 2010–2014 гг. Использованы статистические данные, размещённые на портале Норвежского статистического центрального бюро, данные из отчётов норвежских нефтяных служб и отчётов компании Statoil.
В данном исследовании автор выявляет сущность и рассматривает виды финансовых кризисов, останавливаясь на трёх конкретных аспектах: определении понятия кризиса, проявлениях и видах финансовых кризисов. Отмечается, что термин «финансовый кризис» широко применяется в различных ситуациях, когда отдельные финансовые активы внезапно теряют большую часть своей номинальной стоимости, что не обязательно приводит к изменениям в реальном секторе экономики. Финансовый кризис системно охватывает институты финансового сектора и финансовые рынки, кредит и денежное обращение, международные финансы, корпоративные, государственные и муниципальные финансы. Как правило, финансовые кризисы представляют собой многомерные явления, которые не поддаются описанию с помощью одного показателя. Финансовые кризисы выражаются в резком росте процентных ставок, обвальном падении курсов валют, массовом изъятии вкладов из банков и ограничении кредитования, кризисе денежного обращения и долговом кризисе. Финансовые кризисы имеют общие элементы, но проявляются в разных формах. Автор рассматривает следующие виды финансовых кризисов: банковский кризис, валютный кризис, спекулятивные пузыри и международные финансовые кризисы. Под банковским кризисом понимается ситуация, возникающая при внезапном оттоке средств вкладчиков. Валютный кризис возникает, когда обменный курс, привязанный к валюте другой страны, находится на грани обвала, что провоцирует совершение спекуляций. Спекулятивный пузырь имеет место в случае крупного, устойчивого завышения цен на активы какого-либо класса. Большинство исследователей определяют мировой финансовый кризис через его проявления в той или иной области, а также через сферы, которые кризис затрагивает.
В связи с ростом роли транснациональных корпораций (ТНК) вопросы анализа и прогнозирования их финансовой устойчивости приобретают особую актуальность. Данная статья посвящена исследованию ключевых аспектов финансовой устойчивости корпораций. Автором проведён сравнительный анализ экономической сущности понятия финансовой устойчивости в академическом и практическом контексте. Уточнено понятие финансовой устойчивости («stability», «sustainability», «solvency», «soundness», «financial distress») используемой в российской и международной практике. Сложившийся академический подход к анализу финансовой устойчивости в России отличается от видения международных организаций и самих корпораций. Российские исследователи под финансовой устойчивостью корпорации понимают её платёжеспособность и кредитоспособность. У российских компаний также отсутствует однозначное понимание финансовой устойчивости, что подтверждается различными подходами к оценке устойчивости ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Алроса», ОАО «Татнефть». Однако на практике финансовая устойчивость представляет собой более многомерное экономическое явление. Международный Валютный Фонд, Министерство регионального развития РФ, Центральный Банк РФ расширяют понятие финансовой устойчивости, вводя в оценку финансовой устойчивости показатели рентабельности и специальные показатели. Зарубежные авторы предлагают разнообразные модели прогнозирования финансовой стабильности и контроля финансовых рисков, основанные на использовании статистических, экономико-математических методов и рейтингов. Проанализировав точки зрения российских и зарубежных исследователей, рекомендации, инструкции МВФ, МРР, ЦБ России, а также практику применения концепции финансовой устойчивости корпорациями и уточнив основные её характеристики, автором было сформулировано определение финансовой устойчивости.
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
ISSN 2541-9099 (Online)