ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТАТЬИ 
Начиная с конца ХХ в. с повышением роли человеческого фактора в мире возросло и значение социальной и гуманитарной компоненты в мировой политике. Это нашло проявление не только в собственно гуманитарных и социальных вопросах, но также и в том, что человеческий фактор стал важнейшей составляющей военно-политической и международно-экономической проблематики. В статье анализ российских международных исследований по социальным и гуманитарным проблемам проведён по двум основным направлениям, связанным друг с другом: 1) «мягкая сила» и публичная дипломатия; 2) человеческий капитал. В рамках первого направления анализируются различные подходы к пониманию «мягкой силы» и публичной дипломатии в России. Показывается, что нередко оба эти термина понимаются как информационное и пропагандистское воздействие на общества других стран. В связи с этим в последние годы особое внимание российские авторы уделяют вопросам информационных и гибридных войн. Российские исследования по изучению человеческого капитала в количественном отношении значительно уступают исследованиям первого направления. В то же время отечественные работы по проблемам современной роли высшего образования, его использования в качестве «мягкой силы» явились во многом пионерскими в мировых международных исследованиях. В статье делается вывод о том, что современные исследования социальной и гуманитарной проблематики как в России, так и за рубежом в целом пока не отвечают той роли, которую приобретает сегодня человек в мировой политике. Требуется концептуальный анализ социальной и гуманитарной компоненты мировой политики, а также её проявлений в конкретных областях.
Несмотря на то, что со времени присоединения Крымского полуострова к России прошло четыре года, в научном сообществе продолжается активная полемика. Очевидно, она так или иначе задаёт определённый политический дискурс не только настоящего, но и будущего. Поэтому нельзя игнорировать наличие серьёзных аргументов со стороны критиков законности действий Российской Федерации. Однако, с другой стороны, имеется достаточно легальных и легитимных оснований, чтобы признать воссоединение Крыма и России вполне обоснованным. Немаловажное значение в этом вопросе занимает анализ взаимосвязи правовых и политических аспектов легитимности. В постсоветский период украинская власть, взяв курс на стремительную украинизацию и построение (при слабом учёте собственных реалий) государства европейского типа, оказалась не способной изменить пророссийскую идентичностью крымчан. Напротив, её политика только усиливала недовольство людей украинской действительностью. В итоге пророссийская ориентированность большинства жителей Крыма стала российской и легитимностью, и легальностью. Кроме того, важным обстоятельством действий российского руководства в тот период явились вопросы национальной безопасности. Россия была вынуждена закрепить свою высокую традиционную легитимность на полуострове юридически, когда почувствовала угрозу ей со стороны расширяющегося НАТО из-за госпереворота и смещения законной власти. Введя блокаду полуострова, киевские власти окончательно подорвали украинскую легитимность среди населения Крыма. Блокада сначала со стороны негосударственных акторов, а затем и со стороны государственных структур Украины в водоснабжении, доступе к электричеству, ограничении свободы передвижения и в других областях привели к нарушению прав человека в Крыму. Сегодня украинское государство всячески уклоняется от соблюдения международно-правовых норм по отношению к крымчанам, мотивируя это тем, что Российская Федерация «оккупировала» Крым. Однако, если критика России со стороны Украины будет продолжаться в рационально-легальном ключе, то Россия также должна настаивать в рамках этой же рационально-легальной логики на материальном возмещении последствий украинской блокады полуострова.
Политическая система США не раз демонстрировала существенные отклонения от конституционных положений, определяющих соотношение трёх ветвей государственной власти. В науке уже давно устоялись понятия «джексоновская демократия» или «имперское президентство», которые ярко иллюстрируют попытки американских президентов выходить за конституционно установленные рамки своей компетенции. Тем не менее элиты сохраняли общий консенсус в представлениях о стабильной внутренней и внешней политике. В качестве главной угрозы этой стабильности рассматривалась возможность революции сверху. Именно под лозунгом свершения такой революции в ноябре 2016 г. главой государства был избран Д. Трамп – первый в политической истории США президент, не имеющий твёрдой поддержки элит. Несомненно, что такой итог президентских выборов наглядно проиллюстрировал серьёзные проблемы внутри американского общества, в силу чего причины конфликта между Д. Трампом и его противниками следует искать в идеологической плоскости. Новый президент поставил перед собой задачу существенно изменить фундаментальные основы внешней и внутренней политики США. В отличие от исторических прецедентов, рассмотренных в настоящем исследовании, критика Д. Трампа выходит за рамки обвинений представителей СМИ или части политического истеблишмента, приобретая форму острого противостояния между ветвями власти и внутри них. Данная ситуация проанализирована в настоящей статье с точки зрения политической и юридической науки.
В современных условиях крупный бизнес стремится всё более активно воздействовать на процессы формирования и осуществления публично-государственной политики, связанные с регулированием экономики и распределением общественных ресурсов. Для обеспечения возможности ему оказывать такое растущее и системное влияние на процессы выработки государственных решений корпорации продвигают экономические интересы через создание комплексов регулируемых коммуникаций и связей с органами государственной власти (ОГВ). Эта сфера профессиональной деятельности, обозначаемая сегодня рабочим термином «GR» (Government Relations), представляет собой специфический вид управленческой деятельности, особый межсекторальный (межсредовой) менеджмент по взаимодействию компаний бизнеса (как и других негосударственных акторов) с государственными органами, который расположен на пересечении трёх базовых секторов управления обществом (государства, бизнеса и общественных (некоммерческих) организаций). Профессиональные функции по установлению и поддержанию подобных связей бизнеса с госорганами выполняют GR-подразделения крупных компаний, специализированные консалтинговые фирмы и деловые ассоциации. Сложность подобной деятельности для бизнес-организаций заключается в её специфическом расположении на стыке двух сред (секторов): «внутренней» (внутрикорпоративной) и «внешней» (политико-государственной). Это означает, что специалист по связям с госорганами стремится учесть интересы данных контрагентов и выявить точки их пересечения, где совместные интересы могут перерасти в деловое сотрудничество, и это может также способствовать конструктивному участию бизнеса в формировании публичной политики. В ходе подобной деятельности, GR-специалист регулярно сталкивается с практическими проблемами частого временного рассогласования («темпоральной асинхронности») и низкого уровня пространственной сопряжённости («спатиальной дисконгруэнтности») между этими «секторальными (средовыми)» типами управленческой динамики, их автономными ритмами и темпами, особыми отраслевыми стратегиями функционирования и развития, развертываемыми внутри каждого из данных секторов (business industry & corporate strategies vs public policy area strategy) и, пока что, со слабо увязываемыми между собой специфическими фазами циклов корпоративного и государственного управления. Авторы исходят при этом из общей идеи, согласно которой базовой методологической предпосылкой для анализа, проектирования и осуществления результативной и эффективной GR-работы становится разработка циклической модели т.н. «межсекторального» менеджмента, которая учитывала бы комплексную динамику как «внутренних», корпоративных, процессов, так и «внешних», государственно-управленческих, циклов.
В настоящее время энергетическая дипломатия представляется одной из наиболее важных и значимых областей прикладных международных исследований. Данный раздел отличается междисциплинарностью, находясь на стыке политической и экономической теории, международного права, энергетики, теория дипломатии, а также других смежных сфер. При этом множественные исследования, посвящённые указанной проблематике, как отечественные, так и зарубежные, характеризуются рядом спорных моментов, а именно: фактическим отсутствием единой теоретико-методологической базы и общепринятой терминологии, недостаточной четкостью и ясностью в выборе научных парадигм, что приводит к существенным расхождениям при формулировке выводов исследований и снижает сопоставимость их результатов. Помимо этого, с точки зрения научной политики допустимо говорить об отсутствии единого научного пространства в рассматриваемой области знания, которая в большинстве случаев определяется национальной научно-исследовательской культурой и соответствующими традициями. Научной школой МГИМО и отдельными ее представителями за последние десятилетия накоплен богатый опыт изучения и анализа проблем энергетической дипломатии. Вместе с тем во многих из имеющихся трудов напрямую не обозначены выбранные политико-теоретические парадигмы, такие как, например, реализм, либерализм или конструктивизм. Не ставя перед собой задачи сравнительного анализа перечисленных концепций, авторы настоящей статьи подробно описывают основные теоретические посылы и положения парадигмы, которая в условиях наблюдаемых в настоящее время геополитических и геоэкономических реалий способствует их наиболее адекватной трактовке, прикладному анализу и последующему прогнозированию – политический реализм. Авторы обосновывают применимость предлагаемой модели на эмпирическом материале, исследуя кейс ОПЕК, и демонстрируют её потенциальную практическую полезность для лиц, принимающих решения в области внешней политики и международных энергетических отношений.
Объектом исследования данной статьи является формирование международного режима Каспийского моря после развала СССР в 1991 г., когда распад союзного государства привёл к увеличению количества прибрежных стран и трансформации «закрытого» советско-иранского региона в арену столкновения внешнеполитических интересов ведущих держав мира. Предметом исследования является энергетический фактор во взаимоотношениях стран Каспийского региона, который долгое время оказывал существенное влияние на позиции государств в переговорном процессе. Особое внимание уделено эволюции подходов членов каспийской «пятёрки» по вопросу ресурсной делимитации, в т.ч. в фокусе разработки Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Отмечены основные вехи многолетнего переговорного «марафона» на данном треке, рассмотрены последствия разграничения дна северной части Каспия между Россией, Казахстаном и Азербайджаном на основе дву- и многосторонних соглашений 1998-2003 гг.
Подвергнута тщательному анализу ситуация, сложившаяся вокруг трансграничных нефтегазоносных месторождений Южного Каспия, оспариваемых Азербайджаном, Ираном и Туркменистаном («Кяпаз» / «Сердар», «Азери» / «Оман», «Чираг» / «Осман», «Алов – Араз – Шарг» / «Альборз», «Сардар Джангал», «Алтын Асыр»), как фактор нестабильности в регионе, высказана оценка её негативного влияния на
отношения прикаспийских стран в целом. Основным выводом автора является то, что дискуссия, начатая прикаспийскими странами для прояснения модальностей юрисдикции морских недр в формате Специальной рабочей группы на уровне заместителей иностранных дел, превратилась в полноценный механизм
многостороннего взаимодействия региональных субъектов и стала триггером для обсуждения прочих насущных вопросов каспийской повестки дня: политикоэкономических, экологических, военных, по вопросам безопасности, транспортных, туристических и т.д. В этой связи выделены основные факторы, влияющие на поиск эффективных решений по выходу из «делимитационного тупика» на современном этапе, в т.ч. особая позиция Ирана по вопросам разграничения, роль внерегиональных акторов, экологические риски. Также исследована конструктивная роль на данном направлении четырёх Каспийских саммитов и документов, принятых по их итогам, подчёркнута безальтернативность принятия единого компромиссного подхода к ресурсному разграничению дна и недр Каспийского моря и его закрепления в будущей Конвенции по правовому статусу водоёма.
В обзорной статье раскрыто содержание малоизвестного в российской академической литературе понятия «food regime». На основании ретроспективного анализа автор проследил и кодифицировал смысловую динамику терминологической единицы от её первозданных трактовок до современных формулировок. С помощью исторического и компаративного методов были реабилитированы академические заслуги Д. Пухала и Р. Хопкинса, использовавших концепцию food regime ещё за несколько лет до её общепризнанного генезиса и официального научного дебюта. Методом восхождения от абстрактного к конкретному автор воспользовался для демонстрирования классификации продовольственных режимов, составленной по принципу геополитических интересов в сфере мирового производства, потребления и дистрибуции продуктов питания. В хронологическом порядке были описаны характерные черты исторически сложившихся продовольственных режимов, а также идентифицированы современные тенденции, обладающие реформистским потенциалом. В частности, было установлено, что альтернативная устоявшемуся corporate food regime идея «продовольственного суверенитета» является предметом для острых академических споров. С помощью метода обработки и анализа вторичных данных была проанализирована дискуссия между Ф. Макмайклом и А. Бернштейном, посвящённая «крестьянскому вопросу» — мобилизационному фрейму стратегии food sovereignty. Благодаря критическому анализу автор приходит к выводу, что следование принципам продовольственного суверенитета является необходимым для успешного предотвращения катастрофических перспектив, связанных с деградацией экосистем, ускоренной эрозией почв, сокращением биоразнообразия и корпоративной автократией. Автор убеждён, что идея food sovereignty способна отвратить энергичную либерализацию природы, интенсивную приватизацию жизни и стремительную монетизацию безусловных рефлексов человека.
Региональный сегмент банковской системы России отличается высоким уровнем конкуренции с федеральными банками, существенными ограничениями при формировании ресурсной базы, ужесточением требований регулятора и динамичным развитием финансовых технологий. Сокращение количества региональных банков негативно отражается на деятельности малого и среднего бизнеса и, следовательно, развитии конкуренции в экономике. В то же время практика показывает, что такие кредитные организации способствуют сбалансированности социальных и экономических проблем регионов, оказывая помощь локальным компаниям и предприятиям, как правило, в форме банковского кредита. Залоговое обеспечение служит для покрытия потерь при дефолте заёмщика, выступает неотъемлемым элементом системы управления кредитным риском в банках. Оно стимулирует использование кредиторами данных инструментов, служит сокращению потерь при дефолте заёмщика. Цель работы – выявление факторов залогового обеспечения, наиболее влияющих на банковские риски (прежде всего, на региональном уровне) с использованием эмпирических методов. Исследование основано на построении линейных регрессионных моделей на основе данных о фактически заключённых кредитных сделках с предприятиями малого и среднего бизнеса, предусматривающих залоговое обеспечение. В качестве основного фактора залогового обеспечения рассматривается показатель «кредит/залог» (loan-to-value, LTV). На примере группы региональных банков изучается взаимосвязь требований к достаточности залога (через размер кредита/залога) и назначаемой банком премии за риск. Подтверждается гипотеза о наличии статистически значимой обратной зависимости между кредитом/залогом и премией за риск по кредиту.
Развитие международного банковского бизнеса, формирование его новой парадигмы в контексте финансовой глобализации и интенсификации мирохозяйственных связей за последние годы объективно требует активной инновационной составляющей. Тесное переплетение инноваций, финансовой и внешнеэкономической среды является одним из важнейших факторов, характеризующих феномен «новой экономики». Поэтому инновационные процессы должны рассматриваться во взаимосвязи с изменениями в процессах, сопряжённых с внешнеэкономической банковской деятельностью. В статье дан краткий обзор научной литературы по международному банковскому бизнесу и его инновационным трендам. Раскрываются предпосылки возникновения, направленность и целевое назначение банковских инноваций, ареал их внедрения и многовекторные формы проявления, выявляются проблемы инновационного развития международного банковского бизнеса, определяются потенциальные пути их решения. Обоснована необходимость применения инновационных методов и инструментов банковского обслуживания внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов, предложены меры по ускорению их внедрения в этот процесс. Широкий спектр инновационных трендов международного банковского бизнеса определяется как внутренней конкурентной средой, так и внешними векторами. Автор акцентирует внимание именно на тех из них, которые способствуют повышению устойчивости и конкурентоспособности данного бизнеса в условиях волатильности глобальных процессов. В статье на примере Азербайджанской Республики представлены практические рекомендации по развитию новаторских трендов в банковской системе, реализации основных задач в указанной сфере, направленные на выработку эффективных управленческих решений по инновированию международного банковского бизнеса в обозримой краткои среднесрочной перспективе.
В статье раскрываются важнейшие аспекты реиндустриализации мировой экономики, проводится сравнительный анализ стратегий реиндустриализации США, Канады, Австралии. Рассматривается взаимосвязь мирового тренда – перехода к цифровой экономике и процессов реиндустриализации в рамках Четвёртой промышленной революции. На основе сопоставления и анализа экспертных оценок, статистических данных по отраслям промышленного производства США и Канады показывается, что безусловным преимуществом Канады при проведении реиндустриализации экономики является высококвалифицированная рабочая сила, специалисты со средним образованием. Исследованием подтверждается тот факт, что в условиях реиндустриализации на пороге Четвёртой промышленной революции наличие высококвалифицированной рабочей силы является необходимым условием конкурентоспособности государства. Российская Федерация сталкивается с ситуацией, когда проведение реиндустриализации осложняется неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктурой (политикой санкций в отношении России). Выявлено, что для РФ реиндустриализация экономики должна сочетать активную модернизацию существующих производственных мощностей, при формировании новых отраслей промышленности на основе обращения к технологиям шестого технологического уклада. Сравнительный анализ показал, что в этих условиях драйверами новой индустриализации должны стать наукоёмкие отрасли промышленности, в которых сосредоточены новейшие технологии и наибольшее число высококвалифицированных кадров.
В статье проведён политологический анализ западноевропейских институтов корпоративизма. Своей основной задачей автор видит изучение политики согласования интересов труда и капитала в странах Западной Европы. Применение институционального и системного подходов, наряду с эмпирическими методами, позволило автору сделать вывод о том, что в развитых европейских государствах механизмы артикуляции и политической репрезентации социально-трудовых интересов за последние 30 лет существенным образом трансформировались: имеет место переход от классической модели корпоративизма к плюралистическим формам взаимодействия государства, труда и капитала. Социальное партнёрство как инструмент коллективного торга между наёмными работниками и работодателями неуклонно вытесняется из политической сферы на отраслевой и организационный уровни. Характерные институты демократического корпоративизма (трёхсторонние комиссии, социально-экономические советы и т.д.), сыгравшие важнейшую роль в восстановлении послевоенной Европы, постепенно становятся рудиментами национальных политических систем. Внятно обозначилась тенденция к ослаблению политического влияния профсоюзов, которые в начале XX в. вели ожесточённую и бескомпромиссную борьбу за удовлетворение коллективных требований наёмных работников. Западноевропейские объединения работодателей утратили некогда присущую им внутрикорпоративную сплочённость. Крупные транснациональные компании предпочитают оказывать воздействие на центры принятия политико-управленческих решений автономно, пренебрегая ассоциативным членством в организациях гильдейского типа. Как следствие, на смену архаичным стратагемам корпоративистского торга приходят технологии прямого и косвенного лоббирования, Government Relations и электорального фандрайзинга. На основании выявленных тенденций автор выдвигает гипотезу о постепенном вырождении корпоративизма в Западной Европе.
РЕЦЕНЗИИ 
Рецензия на книгу: Od Chanatu do Republiki. Historyczne i współczesne uwarunkowania państwowości Kazachstanu. Wyższa szkoła stosunków międzynarodowych i komunikacji społecznej w Chełmie. Chełm, 2016, 280 S. В 2016 г. издан сборник научных работ польских, казахстанских и литовских авторов, посвящённый становлению и развитию современного Казахстана. В нём исследуется широкий спектр исторических, юридических, политологических, экономических, экологических, этноконфессиональных и культурных вопросов. Часть статей написана на русском, часть – на польском, часть – на английском языках. Издание сборника стало свидетельством интереса, который к Казахстану испытывают в Польше – стране, десятки тысяч жителей которой в разные времена оказались заброшены в казахские степи, и где до сих пор имеется польская диаспора.
Рецензия на: Steinacher G. Humanitarians at War. The Red Cross in the Shadow of the Holocaust. Oxford: OUP, 2017. 330 p. Рецензируемая книга представляет собой труд историка из Университета Небраска-Линкольн Геральда Штайнахера, посвященный изучению роли Международного Комитета Красного Креста (МККК) в период 1944-1950 гг. Основываясь на различных источниках, в том числе архивных материалах, материалах прессы того периода, отчетах и выступлениях представителей МККК, автор пытается показать, каким образом данная организация в послевоенные годы пыталась преодолеть серьезный моральный, организационный и финансовый кризис. Не сумев оказать достойной помощи жертвам Холокоста и будучи замешанным в оказании помощи нацистам, МККК не только поставил под удар свою репутацию, но и фактически утратил поддержку ведущих держав того периода.
Рецензия на монографию А.В. Крылова, В.М. Морозова, А.В. Федорченко «Государство Палестина: право на будущее». Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, М. : МГИМО-Университет, 2017. 380 с.
ISSN 2541-9099 (Online)