ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТАТЬИ. Международная политика устойчивого развития 
В статье рассматриваются вопросы адаптации энергетической политики государств Каспийского региона к концепции устойчивого развития. В современных условиях нефтегазовые ресурсы стран Каспия имеют важное значение для развития национальных экономик и обеспечения энергетической безопасности ключевых стран-импортёров на фоне перераспределения мировых энергопотоков. Автор анализирует трансформационные изменения в структуре глобального топливно-энергетического комплекса, обусловленные энергопереходом.
Научный вклад и новизна исследования обусловлены формированием комплексного подхода к устойчивости энергетики стран-экспортёров энергоресурсов, сочетающего в себе адаптацию нефтегазового комплекса к процессам декарбонизации на фоне развития безуглеродной энергетики в динамично меняющихся геополитических условиях. Исследовательским вопросом, решаемым в рамках данной работы, является определение основных направлений трансформации энергетической политики нефтегазодобывающих стран Каспийского региона под влиянием императивов устойчивого развития.
На современном этапе наиболее актуальными аспектами энергетической политики стран Каспия становятся дальнейшее развитие нефтегазовых проектов, строгое соблюдение экологических норм и требований, обеспечение энергоэффективности производственных процессов по всей технологической цепочке, а также внедрение мер «операционной декарбонизации» и технологий улавливания и хранения СО2 в целях сокращения углеродного следа ТЭК. Для минимизации климатических рисков в Каспийском регионе стратегические приоритеты энергетической политики должны предусматривать ресурсную диверсификацию в направлении развития безуглеродной генерации на основе возобновляемых источников.
В рамках исследования автором оценивается, наряду с внедрением мер по «операционной декарбонизации», потенциал стран Каспия по развитию возобновляемой и низкоуглеродной энергетики и рассматриваются перспективы реализации новых амбициозных зелёных проектов.
Цель статьи состоит в разработке и апробации модели индекса транспарентности бизнеса, способной измерить уровень ESG-прозрачности компаний. Гипотеза исследования заключается в том, что оценка ESG-транспарентности без учёта качества и достоверности информации ограничивает точность результатов. Предлагается математическая модель, которая учитывает факторы количества, качества и достоверности отчётности. Обзор нормативного регулирования, международной и российской практики, научных исследований в области ESG-раскрытия показал, что на мировом уровне за период с 2000 по 2023 гг. сложился пул авторитетных профессиональных стандартов и рамок, играющих концептуальную роль в формировании раскрытия финансовой и нефинансовой информации по устойчивому развитию в корпоративной отчётности. В то же время в научном и деловом сообществе отсутствуют устоявшиеся практики определения уровня ESG-прозрачности, соответствующего, с одной стороны, запросам ключевых заинтересованных пользователей, с другой стороны, возможностям бизнеса по раскрытию информации о своей деятельности. Применяемые для этих целей индексы транспарентности международных и российских рейтинговых агентств комплексно не учитывают данные факторы, методологически не сопоставимы и содержат пробелы в отношении учёта качества и достоверности оцениваемых значений. Для решения обозначенной проблемы авторами предложена математическая модель (формула расчёта) индекса ESG-транспарентности корпоративной отчётности, позволяющего учесть факторы количества, качества и достоверности раскрываемой публичными компаниями информации. Проведённое сравнительное исследование практик раскрытия и верификации отчётной информации в разрезе ESG-факторов по видам деятельности публичных акционерных обществ в России на основе апробированной модели позволило произвести рейтинговую градацию отраслей, что будет способствовать определению требуемого для общества (государства) и оптимального для бизнеса уровня раскрытия информации о деятельности публичных компаний.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТАТЬИ. История и теория дипломатии 
В статье рассматривается советская реакция на так называемый «Лозаннский процесс» (май – ноябрь 1923 г.), процесс и суд над русскими эмигрантами Морицем Конради и Аркадием Полуниным, убившими 10 мая 1923 г. советского представителя в Италии, главу делегации на Лозаннской конференции Вацлава Вацлавовича Воровского. Лозаннский процесс оказал положительное влияние на русскую эмиграцию после того, как 16 ноября 1923 г. Конради и Полунин были оправданы швейцарским судом присяжных и признаны «невиновными» по причине того, что они «мстили» за жертв советских репрессий. Всё более признанным фактом в историографии является то, что многие русские эмигранты способствовали превращению судебного процесса в обличение большевизма. Однако почти ничего не известно о реакции советского правительства на убийство Воровского и о том, как Народный комиссариат иностранных дел (НКИД) пытался организовать участие в обвинительном процессе. Статья базируется в основном на найденных в Архиве внешней политики Российской Федерации неопубликованных письмах, написанных советскими правительственными чиновниками. Обращая внимание на международный контекст 1923 г., текст следует историографической тенденции, в которой прослеживается больше коллективного руководства и институциональной автономии в советских внешнеполитических решениях после возрастающей изоляции Ленина с конца 1922 г. В статье показано, как после запрета швейцарским правительством советскому правительству участвовать в процессе в качестве истца Москва прибегла к нетрадиционным действиям, выходящим за рамки формальной дипломатии, в том числе к сотрудничеству с некоммунистическими акторами для того, чтобы изображать СССР в Лозанне в позитивном, «объективном» свете. Однако в данной статье выдвигается тезис о том, что бюрократическая составляющая, присущая советскому государству, мешала победе в суде. Ведение Лозаннского процесса со стороны обвинения является в то же время показательным примером работы после Гражданской войны советских государственных учреждений, с трудом взаимодействующих друг с другом через укоренившуюся бюрократию, в далекой от предполагаемых «тоталитарных» привычек манере.
Усилия президента страны-председателя ЕС Николя Саркози по налаживанию переговоров между Москвой и Тбилиси в августе-сентябре 2008 г. были приоритетно нацелены на скорейшее прекращение кровопролития. Однако стратегическими задачами для президента Франции были недопущение возврата Грузии в сферу влияния России и демонстрация способности ЕС урегулировать кризисы на постсоветском пространстве собственными силами. Н. Саркози удалось убедить Москву и Тбилиси приять его «добрые услуги» по нормализации ситуации в Южной Осетии, а также заручиться поддержкой его посредничества со стороны США и ЕС, что позволило ему выступить в диалоге с Россией в качестве представителя всего «коллективного Запада». Сталкиваясь с непримиримыми позициями сторон, президент Франции нередко использовал подлог. Так, продвигая свой мирный план из «шести пунктов», Н. Саркози неоднократно без предварительного согласования со сторонами существенно изменял его содержание, что в итоге негативно сказалось на качестве достигнутых договорённостей, которые Москва и Тбилиси до сих пор трактуют взаимоисключающим образом. Благодаря посредничеству Н. Саркози в августе 2008 г. удалось избежать полномасштабного кризиса в отношениях между Россией и Западом. В то же время Президент Франции первым официально использовал угрозу «поставить на паузу» всякое взаимодействие «коллективного Запада» с Москвой в случае, если она решится противодействовать экспансии ЕС и НАТО на постсоветском пространстве военными средствами.
В фокусе статьи – концептуализация дипломатии малых государств на примере дипломатии Восточного Тимора. Принимая во внимание стратегии внешнеполитического поведения малых государств, их дипломатический инструментарий включает реализацию двусторонней и многосторонней дипломатии, участие в международных организациях и глобальном управлении, а также публичную дипломатию, хотя и не исчерпывается ими. Представленный дипломатический инструментарий доступен (хотя и с оговорками) малым государствам и помогает решать внешнеполитические задачи в условиях ограниченных ресурсов и во взаимодействии с крупными державами, в орбиту влияния которых они попадают. Дипломатия выступает универсальным инструментом, позволяющим государствам, в том числе новообразовавшимся, таким, как Восточный Тимор, встроиться в существующую систему международных отношений. Поскольку малые государства не способны конкурировать с великими и даже средними державами, они вынуждены повышать свою значимость за счёт коллективного участия в глобальном управлении в рамках международных или межправительственных организаций и форумов. Кроме того, малые государства вынуждены привлекать внимание международного сообщества к своим проблемам и потребностям посредством публичной дипломатии с тем, чтобы избежать попадания в фарватер интересов более крупных держав, либо выстраивать сотрудничество с ними на максимально выгодных для себя условиях. Такие стратегии, как подражание и балансирование, участие в коалициях, продвижение международных инициатив, предоставление экспертизы, следование принципам международного права призвано способствовать формированию позитивного имиджа малых государств как добросовестных и полноправных участников системы международных отношений, а также надёжных партнёров. В статье делается вывод о том, что Восточный Тимор успешно справляется с задачей реализации двустороннего и многостороннего сотрудничества и участия в международных организациях, однако испытывает трудности на уровне реализации публичной дипломатии, что объясняется молодостью и неразвитостью публичных институтов в стране.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТАТЬИ. Внешнеполитические стратегии в меняющемся мире 
Украинский кризис нашёл ощутимый отклик в самом нестабильном регионе юга Европы – на Балканах, выделил многочисленные трещины и разломы, исторически свойственные этой геополитической зоне, более отчётливо очертил линии разделения не только государств, но обществ и этно-религиозных групп. Внутрирегиональные противоречия в целом ряде случаев усиливаются требованиями внешних игроков. В статье на примере государств формата «пять плюс один» (Албания, Босния и Герцеговина, Северная Македония, Сербия, Черногория и частично признанная «Республика Косово») показана зависимость динамики внешнеполитических приоритетов и ориентиров западнобалканских столиц от кризисных явлений в системе международных отношений. На основе широкого круга источников начиная от официальных документов и заканчивая результатами социологических опросов по внешнеполитической проблематике выявлены региональные расхождения в восприятии и оценке украинского конфликта. Положенные в основу исследования историко-системный подход и принципы неореализма позволили зафиксировать вероятные направления активности политических институций на внешнем контуре. Проведённый анализ позволяет утверждать, что в регионе сохраняется довольно хрупкий «баланс угроз», который в значительной степени зависит не от сил и интересов региональных субъектов, а от целей и интересов внешних игроков – мировых центров силы – ЕС, НАТО, США, России, в наименьшей степени – Китая и Турции. Военно-политическое размежевание 2022 г. повторяет расстановку локальных игроков 2014 г., но с существенной разницей: Запад требует от всех участников формата «пять плюс один» полного соответствия совместной внешней политике, в том числе в отношении ограничительных мер, направленных против России. Такая ситуация ставит перед тяжёлым выбором Белград и Баня-Луку, которые не могут не учитывать поддержку действий России подавляющим большинством сербского населения. Любые антироссийские шаги официальных институтов способны привести к серьёзному внутриполитическому конфликту как в Сербии, так и в Республике Сербской, что неминуемо отразится на региональной стабильности.
Цель настоящей статьи – показать логику эволюции двусторонних отношений между Индией и Соединёнными Штатами Америки с момента обретения Индией независимости в 1947 году по настоящее время, а также выявить этапы их развития, итоги и перспективы. Отношения между Индией и США прошли несколько стадий, что в результате привело к созданию стратегического партнерства. Авторы выявляют экономические, политические и идеологические факторы формирования стратегического партнерства Индии и США. Выявляются факторы, препятствующие дальнейшему углублению сотрудничества, среди которых разногласия по важным вопросам международной политики, нежелание Индии играть роль «младшего брата», стремление отстоять своё право на реализацию многовекторной внешней политики, отсутствие поддержки США по принципиальным вопросам для Индии и неготовность Нью-Дели к отказу от сотрудничества с Россией. Факторами, стимулирующими углубление стратегического партнерства между Индией и США, выступают: интенсивный рост индийской экономики, потенциал страны в качестве противовеса растущему влиянию Китая в Азии, разделяемый интерес к сохранению мира и стабильности в Индо-Тихоокеанском регионе и сотрудничеству в других сферах безопасности, расширение перспектив сотрудничества в других областях.
В статье раскрывается специфика отношений Индии с США, определяющая характер сложившегося стратегического партнерства. Происходит перемещение акцента с политического взаимодействия в сферу экономики, сохраняется приверженность Индии принципу «стратегической автономии» и политике неприсоединения, нацеленность на разграничение политического партнерства и экономического взаимодействия, а также многовекторности внешней политики.
Авторы приходят к выводу, что в краткосрочной перспективе отношения двух держав вряд ли перерастут в стратегический военно-политический союз; они сохранятся на стадии стратегического партнерства. Результаты исследования позволяют заинтересованным сторонам прогнозировать ситуацию и корректировать политику в регионе Южной и Юго-Восточной Азии.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТАТЬИ. Мировая экономика и внешняя торговля 
Статья посвящена исследованию развития торговли в Крыму и Новороссии после их присоединения к России. К началу XIX в. торговля хлебом ещё не набрала обороты в связи с недостаточным освоением новых земель, однако порты в Феодосии, Таганроге и Одессе регулярно принимали корабли из Константинополя и Архипелага. Севастопольский порт имел назначение военного. В 1821 г. по указу Александра I был основан порт в Керчи, который должен был выполнять роль форпоста при входе в Азовское море и начать торговые отношение с горскими народами Кавказского побережья Чёрного моря. С этой целью было учреждено Попечительство торговли с черкесами и абазинцами, которое регулировало отправку судов к Кавказскому берегу и деятельность меновых дворов в Керчи и на Бугазе. Отношения с горцами были сложными: те захватывали в плен экипажи российских судов, требуя за них денежный выкуп. Даже после Адрианопольского мирного договора 1829 г., когда территории вошли в состав Российской империи, местные народы отказывались подчиняться новой власти так же, как раньше не признавали власть турецкого султана.
В статье проведён анализ внешнеторговых связей Российской Федерации с государствами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) в XXI в. Развитие двусторонней торговли и в целом экономического сотрудничества с государствами Ближнего Востока, прежде всего аравийскими монархиями, мы рассматриваем как чрезвычайно важное современное направление активизации включения России в систему мирохозяйственных связей в условиях усиления антироссийских санкций. Актуальность исследования обусловлена необходимостью для Российской Федерации в нынешней ситуации активизировать внешнеторговое и инвестиционное сотрудничество с дружественными государствами. Исследование имеет теоретическую и практическую значимость для понимания особенностей, проблем и разработки направлений двусторонних торговых связей с государствами Персидского залива и их дальнейшего развития. Цель статьи – проанализировать современное состояние взаимной торговли Российской Федерации и стран ССАГПЗ в 2000–2021 гг. и определить основные факторы, воздействующие на динамику и эффективность этой торговли. Установлено, что торгово-экономическое сотрудничество обеих сторон имеет устойчивую объективную основу в виде схожести и близости уровней экономического потенциала Российской Федерации и стран ССАГПЗ в совокупности (как субъекта хозяйствования) при наличии страновых особенностей. Экономические основы и взаимные выгоды сотрудничества остаются приоритетом развития взаимодействия сторон. Объёмы торговли как товарами, так и услугами, устойчиво растут, особенно в последние 5–6 лет, но они существенно дифференцированы по странам. Ведущим внешнеторговым партнёром России в ССАГПЗ остаются Объёдиненные Арабские Эмираты (ОАЭ). Торговля Российской Федерации с ОАЭ, как и с другими государствами Персидского залива, несбалансирована по торговым потокам, так как российский экспорт в аравийские монархии существенно превышает российский импорт из региона. Также нуждается в улучшении товарная структура двусторонней торговли, и для этого у стран имеются некоторые возможности. Их реализация даст шанс повысить эффективность торговли и экономики. По мнению автора, сторонам в перспективе стоит обратить внимание на развитие торговли в направлениях, которые могли бы содействовать дальнейшей диверсификации национальных экономик, формировании основ зелёной энергетики и других перспективных направлениях, а также продолжить работу над дальнейшим совершенствованием нормативно-правовой базы сотрудничества.
Анализ проведён на основе данных международной базы ЮНКТАД, что позволило сформулировать достоверные и обоснованные выводы. Для проведения исследования использовались методы: сравнительный, статистический, факторный анализ, а также исторический, институциональный, каузальный подход.
В статье анализируются факторы, облегчающие и затрудняющие взаимным фондам задачу превзойти рынок. Важнейшими из включённых в модель факторов являются макроэкономические индикаторы, отобранные на основе обзора литературы. Вводная часть статьи посвящена аспектам в управлении фондами, начиная с наличия навыков и заканчивая экономией от масштаба, а также другими трудностями в получении избыточной доходности для инвесторов. Во второй части статьи проведён эмпирический анализ активно управляемых взаимных фондов США для установления связи между избыточной доходностью фондов и макропеременными, такими как спред между краткосрочными и долгосрочными ставками и кредитный спред. Более того, отдельно учитывается влияние положительных и отрицательных изменений спредов. Эконометрическая часть работы основывается на выборке, которая была составлена из фондов, заявляющих в качестве бенчмарка индекс S&P 500 и инвестирующих в основном в различные секторы США. Для изучения результативности фондов с активными стратегиями используются модели панельных данных с избыточной доходностью в качестве зависимой переменной.
В статье рассматриваются периоды финансового кризиса и период пандемии COVID-19. В период пандемии коэффициенты при переменных значительно отличаются от остальных временных отрезков. Положительные и отрицательные изменения спреда между доходностями корпоративных облигаций оказались значимыми и положительными почти на всех периодах, что может быть важно с практической точки зрения для потенциальных инвесторов и подразумевает, что активные профессиональные портфельные управляющие преуспевают в периоды неопределённости. Двойные кластеризованные стандартные ошибки используются для контроля внешних шоков и кросс-корреляции фондов, а проведённая проверка модели на устойчивость подтверждает стабильность результатов.
В работе поднимается вопрос о том, насколько эффективно в условиях трудностей экономического и социального развития функционирует экосистема стартапов в Индии, получающая всестороннюю поддержку государства. Подробно изучив деятельность индийских предпринимателей и инвесторов, а также базовые документы правительства Индии, касающиеся программы развития экосистемы стартапов, доклады исследовательских и аналитических центров, содержащие ключевые показатели состояния отрасли, автор пришла к выводу о том, что в настоящее время экосистема стартапов, несмотря на многие достижения, недостаточно эффективна в силу сохраняющихся трудностей как административно-регуляторного, так и социально-экономического характера. Небывалый взлёт данной сферы в 2021 г. подчеркнул имеющиеся проблемы, продемонстрировав невозможность выстроить устойчивый механизм поддержки стартапов, игнорируя недостатки, сдерживающие предпринимательский и потребительский потенциал экономики. Результаты данного исследования демонстрируют мощный потенциал индийской стартап-индустрии, которая, безусловно, является одной из движущих сил экономического развития, даже несмотря на то, что она не лишена ряда уязвимых элементов. Опыт Индии, включая те трудности, с которыми она сталкивается на пути создания здоровой экосистемы стартапов, может быть полезен, в том числе и для России.
КНИЖНЫЕ РЕЦЕНЗИИ 
Рецензия на книгу: Печатнов В.О. 2022. История и политика. Москва: Издательство «Аспект Пресс». 542 с.
ISSN 2541-9099 (Online)