МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
после распада СССР и социалистического лагеря. Хотя к сфере польской «восточной политики» принято относить и Россию, очевидно, что природа отношений между Варшавой и Москвой отличается от той, которая была изначально характерна для стран «УЛБ» (Украины, Литвы и Белоруссии). К тому же, после вступления Польши в ЕС сферой ее ответственности в европейской внешней политике стали Украина и Белоруссия, но никак не Россия, за развитие отношений с которой отвечают «старые» члены союза. По этим причинам польско-российские отношения будут рассмотрены здесь в качестве важного фонового компонента, а акцент будет сделан на странах «УЛБ». Из-за тенденции к интеграции польской «восточной политики» в схемы ЕС здесь будет затронута Молдавия, а также Азербайджан, Армения и Грузия, которым, наряду с Украиной и Белоруссией, было предложено принять участие в главной европейской инициативе на этом направлении – программе «Восточное партнерство». По тем же соображениям будут выделены два условных этапа: до и после вступления Варшавы в Евросоюз, которое формально состоялось 1 мая 2004 года.
К 70-ЛЕТИЮ ФАКУЛЬТЕТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ МГИМО
Цель настоящей статьи – аргументировать профессиональный тип межкультурной коммуникации, обосновать его важнейшую отличительную черту – равностатусность, представить некоторые стратегии равностатусной межкультурной коммуникации. В этой связи в настоящей статье:
– обоснованы профессиональная межкультурная коммуникация и равностатусность как ее неотъемлемая характерная черта;
– представлены авторские стратегии равностатусной межкультурной коммуникации: а) рабулистические стратегии коммуникативной атаки; б) эристические стратегии коммуникативной самозащиты;
– приведены гипотетические образцы взаимодействия отдельных стратегий атаки и самозащиты: комплимент – остроумный ход; блеф – экспромт; негативный императив – трансформация негативного императива в позитивный интерактив;
– доказано, что для успешной межкультурной коммуникации партнеры в одинаковой мере должны владеть стратегиями коммуникативных атак и коммуникативной самозащиты.
Овладение специалистами в сфере международных отношений стратегиями атак и самозащиты обеспечивает профессиональную межкультурную коммуникацию – равностатусную по форме и высокорезультативную по содержанию.
Понятие «парадигма научного знания» не сразу было принято лингвистами, да и сегодня вопрос о границах сосуществующих в настоящее время парадигм лингвистического знания остается дискуссионным. Хотя общеметодологические характеристики парадигмы научного знания в лингвистике в принципе разработаны, активное движение лингвистики в сторону междисциплинарности влечет за собой появление переходных зон «на границе» собственно парадигм лингвистического знания, а также в «пограничных зонах» лингвистики и других наук. Когнитивно-дискурсивная парадигма представляет исследования, связанные с ролью языка в мыслительных процессах. Методологически когнитивный подход вносит значительный вклад в развитие прикладных наук, в частности в методику обучения языкам, позволяя исследовать в методических целях структуры знания, процессы концептуализации и категоризации, дискурсивные компетенции. В статье утверждается, что когнитивно-дискурсивная парадигма:
– все в большей степени приобретает междисциплинарный характер, тем самым сближаясь с проблемами методики преподавания иностранного языка;
– изучает вербализованные структуры знания и опыта, привнося в формирование лексической компетенции обучающихся иностранному языку опыт окружающего мира;
– считает одной из основных своих задач исследование структуры и организации ментального (внутреннего) лексикона.
– по мере того как дискурсивные практики становятся все более доступными для обучающихся языку в ходе онлайн-общения, предлагает на основе разрабатываемой когнитивной теории дискурса методы обучения общению.
Статья посвящена проблеме проектирования нового содержания иноязычного образования в условиях действия федеральных государственных образовательных стандартов. В данном исследовании:
– указывается на необходимость реформирования обучения иностранным
языкам в новом образовательном контексте;
– утверждается, что в связи с фрагментарностью и расплывчатостью формулировок требований, предъявляемых к иноязычной подготовке бакалавров-международников, которые содержатся в стандартах соответствующих направлений подготовки, при разработке учебных программ по иностранным языкам используются не все возможности для обновления содержания и структуры иноязычной подготовки студентов;
– обосновывается правомерность внедрения компетентностного подхода к иноязычной подготовке студентов и описывается процесс проектирования компетентностно-ориентированной программы;
– рассматривается вариант структуры и содержания иноязычной подготовки студентов международного профиля на примере учебной программы по английскому языку для студентов, обучающихся по направлению «Зарубежное регионоведение»;
– намечаются пути дальнейшего совершенствования иноязычной подготовки студентов.
Разработка представленного в статье варианта содержания иноязычной подготовки студентов-регионоведов, обусловленная необходимостью реализации компетентностного ФГОС, позволила ВГУ иметь такую образовательную программу, которая обеспечивает получение качественного высшего образования, является привлекательной для абитуриентов в наших условиях, ориентирована на потребности региона и повышает конкурентоспособность вуза на рынке аналогичных образовательных услуг.
ИСТОРИЯ
«Вестник МГИМО-Университета» публикует беседу с выпускником МГИМО, Чрезвычайным и Полномочным Послом, профессором кафедры дипломатии МГИМО(У) МИД РФ, заслуженным работником дипломатической службы РФ, членом Совета по внешней и оборонной политике, вице–президентом Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, почетным президентом Ассоциации друзей Франции, первым вице-президентом Академии духовного единства народов мира, членом Союза писателей России, членом Совета по международным делам Ю.В. Дубининым , в которой он поделился своими воспоминаниями о периоде пребывания на посту Посла СССР в Испании и в США. Беседу с Юрием Владимировичем (Ю.Д.) провела и записала д.и.н., профессор кафедры ИПСЕА МГИМО(У) МИД России Н.Е. Аникеева (Н.А.).
ЭКОНОМИКА
Статья представляет собой анализ влияния российско-китайского межрегионального и приграничного сотрудничества на развитие предпринимательства в условиях мирового экономического кризиса. Это сотрудничество России и Китая – важная составная часть двусторонних связей, а также значимый фактор стимулирования социально-экономического развития сопредельных регионов и предпринимательства двух стран. 2008 год был трудным для всего мира. На фоне медленного восстановления мировой экономики после финансового и экономического кризиса Россия и Китай совместно преодолевают посткризисные трудности, углубляют стратегические партнерские отношения и активно осваивают новые сферы сотрудничества. Эффект влияния приграничного сотрудничества на предпринимательскую активность в последние годы проявляется в приграничных районах, где накоплен значительный опыт использования потенциала предпринимательства для обеспечения высокой динамики экономического роста. В посткризисное время правительства РФ и КНР активно усиливают сотрудничество и предоставляют больше возможностей для дальнейшего углубления развития предпринимательства. В рамках регулярных встреч глав правительств двух государств был подписан ряд договоров и контрактов в нефтегазовой отрасли, угольной промышленности, а также в сфере атомной и электроэнергетики, в области создания высокоскоростных железнодорожных поездов, автомобилестроения и т.д. Большие возможности для привлечения инвестиций, а также хорошая деловая среда в приграничных районах способствуют стимулированию предпринимательской активности. Для обеспечения возможности реализации предпринимательского потенциала необходимо создать благоприятные правовые и экономические условия для интенсивного развития бизнеса, стимулирующие формирование рыночных структур и конкурентной среды. Предпринимательство играет важную роль для развития приграничных районов. Уровень активности предпринимательства не только сильно влияет на развитие приграничного и межрегионального сотрудничества, но и на развитие приграничных районов. Развитие предпринимательства, ориентированного на внешнеэкономические связи, способствует улучшению социально-экономического положения приграничных регионов.
ПОЛИТОЛОГИЯ
Центральными проблемами статьи являются генезис и эволюция государственной семейной политики в России в период с 1917 г. вплоть до принятия последних государственных мер в сфере семьи и демографии. В фокусе анализа – пять этапов и моделей государственной семейной политики:
– «постреволюционная» модель (1917–1926 гг.);
– «сталинская» модель (1926–1953 гг.);
– «советская социальная» модель (1954–1991 гг.);
– «постсоветская» модель (1992 – начало 2000-х гг.);
– новейшая модель (начиная с 2000-х гг.).
В рамках исследуемой проблемы рассмотрены следующие вопросы:
1) изменение семейной идеологии и направленности практических мер поддержки семей как реакции на различные социальные, политические, экономические, демографические контексты и условия жизни людей;
2) воздействие мер семейной политики на трансформацию семейного поведения россиян.
Автор раскрывает противоречивость государственной семейной политики, следствием которой стали неоднозначные по своей сути семейно-демографические трансформации в России в XX – начале XXI в.
ПРАВО
НАУКОВЕДЕНИЕ
СОЦИОЛОГИЯ
В статье анализируются проблемы социального неравенства и жиз- ненных шансов современной российской молодежи. Рассматриваются те- оретические подходы к изучению социального расслоения, традиционные и новые формы социального неравенства. Приводятся результаты эмпириче- ского онлайн-исследования, целью которого было выявление актуальных со- циальных неравенств, дифференцирующих столичную молодежь.
Выделяются пять основных детерминант социального неравенства:
– как и предполагалось, материальные условия жизни молодежи оказались на первом месте;
– второе место занял временной фактор. Свободное время для общения с друзьями, самообразования, хобби и отдыха в целом стало дефицитным благом для многих молодых людей;
– третья детерминанта – место и условия проживания: комфорт и престиж района проживания, его безопасность и социально-транспортная инфраструктура, а также качество жилищных условий человека;
– на четвертом месте расположился социально-интеллектуальный багаж человека и его социальный капитал – совокупность знаний и умений, востребованных на рынке труда;
– пятая детерминанта – это власть и влияние, способность воздействовать на других людей, проводить свою волю (влиять на близких, друзей, коллег, государственную власть, ситуацию в стране).
В результате социологического исследования было выявлено, что наряду с традиционными видами неравенства для молодежи Москвы становится все более актуальным такой новый вид неравенства, как дефицит времени на досуг.
Автор анализирует соцсеть как социальный институт виртуального типа, в котором индивиды посредством определенных практик имеют воз- можность представить себя «другим». При этом отмечается, что с реальными социальными практиками их роднит то, что они относительно одинаковы в определенном пространстве и времени благодаря рефлексивности акторов. Выделяются три основных функциональных регулятора поведения в онлайн- соцсети: 1) количественные ограничения на самопредставления, задаваемые форматами информации; 2) качественное содержание самопредставления обу- словлено нормами международного и российского законодательства; 3) ритуалы виртуального взаимодействия. Изучено и показано, как анкета пользователя VK влияет на взаимодействие между людьми, характер их коммуникации. Кейс-ста- ди стандартной анкеты пользователя VK позволил раскрыть особенности коммуникационного инструментария соцсети, являющегося средством для приема и передачи информации представления себя «другим». В частности, про- анализированы инструментальные возможности раздела анкеты «Жизненная позиция», включающего закрытые вопросы об экзистенциальных и социальных ценностях людей. Через выбор шаблонных ответов из ограниченного списка подсказок к этим вопросам человеку предлагается частично представить себя «другим» в онлайн-соцсети VK. В исследовании также рассматривается вопрос о функциях авторизированных страниц знаменитостей, являющихся своего рода референтами, «значимыми другими» для своих многочисленных поклонников.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
ПСИХОЛОГИЯ
ФИЛОЛОГИЯ
ПЕДАГОГИКА
Данная статья представляет собой краткое изложение результатов пси- холого-педагогического исследования в области технологий подготовки в вузе специалистов со знанием японского языка. В ней автор анализирует теорети- ческие подходы современного гуманитарного знания к определению сущности понятия "общение", его соотношение с содержанием термина "коммуникация", исследует феномен языковой среды и приходит к выводу о необходимости раз- работки современной методики, которая могла бы повысить эффективность процесса формирования компетенции межкультурного общения у будущих специалистов. Для этого, по мнению автора, применяемая методика должна включать в себя взаимосвязанные этапы подготовки студентов в условиях искусственной, синтетической и естественной языковой среды. Предлагае- мая парадигма поэтапной подготовки специалистов японского языка имеет значительный потенциал и может эффективно использоваться в открытом образовательном пространстве современной России. Таким образом, на ос- новании рассмотрения феномена общения через призму процессов интегра- ции мирового сообщества автор утверждает о том, что в системе высшего профессионального образования сегодня назрела необходимость применения более совершенных педагогических технологий, нацеленных на подготовку в вузе специалистов, способных к полноценному межкультурному общению с но- сителями различных языков и культур.
ЗОЛОТОЙ ФОНД МГИМО
РЕЦЕНЗИИ
Языки и культуры. Составители: Г.И. Гладков, М.К. Огородов, И.Н. Цыбова, Е.Ю. Стрельцова. Московский государственный институт международных от- ношений (университет) МИД Рос-сии М.: Издательство «МГИМО-Университет», 2013. 274 с.
В.А. Турецкий язык: учеб. пособие по общему курсу военного перевода: для сту- дентов III курса: в 2 ч. Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, воен.каф. М.: МГИМО-Университет, 2013.
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
ISSN 2541-9099 (Online)