Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск
Том 15, № 3 (2022)
Скачать выпуск PDF

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТАТЬИ. Дифференциация мировой политики 

7-38 1393
Аннотация

Статья фокусируется на изучении международной иерархии с применением метода экспертного опроса. Представлен краткий обзор литературы по двум основным подходам к изучению иерархии в международных отношениях: «иерархии авторитета» и «иерархии державного (властного) статуса». Демонстрируется, что существует разрыв между фундаментальными и прикладными исследованиями статуса. В то время как фундаментальные работы постоянно подчёркивают социальный характер международного статуса, исследования отдельных случаев зачастую опираются на исключительно материальные показатели национального потенциала. В связи со стремительными изменениями положения государств в международной иерархии возникает необходимость сформулировать более детальный и целостный подход. Авторы предлагают пересмотреть теорию международной иерархии на основе онтологии Никласа Лумана и его теории дифференциации. В статье описаны процессы сегментационной, стратификационной и функциональной дифференциации международного общества. Стратификационной дифференциации соответствует возникновение международной иерархии государств, а функциональной — появление международной специализации. Авторы утверждают, что функциональные роли государств и их положение в международной иерархии взаимосвязаны. Для подтверждения данного тезиса используется корреляционный анализ. Иерархия функциональных ролей понимается в терминах «иерархии авторитета». В статье представлены три важных для последующих исследований вывода. Во-первых, 26 государств охарактеризованы экспертами с точки зрения их принадлежности к одной из категорий державности (сверхдержава, великая держава, средняя держава, малая держава), для них рассчитан индекс державности. Во-вторых, представлены мнения экспертов о том, какие критерии державности важны для прикладных исследований (включая размер экономики, военную мощь, международный престиж, уровень автономии и т.д.). В-третьих, сформулирован новый теоретический подход, который связывает положение государства в международной иерархии и его функциональные роли. Кроме того, также рассчитаны на основе ответов экспертов индексы ролей, предоставления общественных благ и ревизионизма для 26 стран мира.

39-60 784
Аннотация

Выход Британии из Европейского союза оживил академическую дискуссию по вопросу о вероятности разворачивания дезинтеграционных тенденций в объединённой Европе. Тем не менее общее представление о том, как Брексит способен повлиять на организационные перспективы и выживаемость европейского интеграционного объединения, не складывается. В большинстве случаев авторам, разрабатывающим эту тему, не удаётся избежать в концептуальных схемах бинарного противопоставления интеграции и дезинтеграции как двух крайних состояний в межгосударственных отношениях. В реальности же речь идёт о двух процессах, находящихся в более сложной взаимосвязи. Каждый из них способен включать широкий спектр структурных решений, некую динамику дифференциации, разные уровни централизации в различных областях и определённое (меняющееся) количество участников отдельных договорённостей. В данной работе значение Брексита как фактора дальнейшей европейской (дез)интеграции предложено рассмотреть, опираясь на концептуализацию дифференциации в теории организации Александра Богданова. Соответствующим образом переосмыслены укоренившиеся трактовки таких ключевых понятий, как «интеграция», «дезинтеграция», «дифференциация».
Отмечены некоторые устойчивые последствия европеизации британской политической системы. Отдельно выделены кейсы Экономического и валютного союза и экономического регулирования в Северной Ирландии на основании Североирландского протокола. Последнее выступает как инновационный образец дифференцированной интеграции с участием субнационального региона, для реализации позитивного потенциала которой необходима политическая воля и со стороны Лондона, и со стороны Брюсселя.
На самом базовом уровне, ввиду произошедшего выхода этой мощной страны из ЕС, теперь вряд ли представимо, чтобы какое-либо из оставшихся 27 государствчленов смогло помешать дальнейшему продвижению региональной интеграции вперёд. В то же время следует уточнить, что система ЕС нуждается не столько в унификации и централизации, сколько именно в усилении дифференциации. Между тем наднациональные институты, прежде всего Европейская комиссия, по-прежнему больше ориентированы на единообразную интеграцию в качестве приоритета, что может привести к снижению эффективности интеграционной политики регионального объединения.

61-76 709
Аннотация

В последние годы спорт отражает наиболее болезненные тенденции в общественном развитии, в международно-политических, экономических и культурно-исторических процессах.
На примере крупных спортивных событий лета 2021 г. авторы показывают кризис олимпизма и идейно-философской основы спорта высших достижений как важного элемента международных отношений, переживающих заметную трансформацию под влиянием пандемии коронавируса и обострения расистских травм прошлого.
Исследование базируется на социальном конструктивизме, в нём использованы элементы критического дискурс-анализа, сравнительного анализа. Последовательно, от кейса к кейсу (Чемпионат Европы по футболу и Олимпийские игры в Токио 2021 г., отборочные матчи ФИФА 2022 г.) показаны примеры политически мотивированного судейства на ключевых спортивных мероприятиях международного масштаба, а также всплески расизма со стороны отдельных участников. Распространённый на западе принцип «политкорректности» затрудняет объективное обсуждение и осмысление исторических и колониальных травм, а также кризиса ценностей «честной игры» в спорте высших достижений, вызванного его коммерциализацией и политизацией.
Сделаны выводы о том, что рассмотренные факты порождены в том числе активизацией весной 2020 г. движения Black Lives Matter, вышедшего за пределы США, формированием и расширением «культуры отмены», а также возрастанием влияния социальных сетей и медиа на формирование мирового общественного мнения. Объявленная весной 2020 г. пандемия коронавируса стала фактором, обострившим старые национальные проблемы и вынесшим на передний план новые явления в мировом спорте как важной составляющей межгосударственного взаимодействия и внешней политики государств.

77-97 746
Аннотация

В статье сделан обзор внешней политики президента Бразилии Жаира Болсонару, проведено сравнение дипломатия его команды с традиционной с объяснением того, как и почему его внешнеполитический подход отличается от классического. Дипломатии Бразилии до его прихода к власти были присущи такие принципы как мирное сосуществование с соседями, стремление к достижению национального величия, мирное разрешение споров и самостоятельность в принятии решений. Сегодня бразильский внешнеполитический курс характеризуется непредсказуемостью, непоследовательностью, потенциально конфликтным поведением и отходом от традиционного миролюбия.
До произошедшей в 2021 г. смены президентской администрации в США Ж. Болсонару, как и многие его предшественники, делал ставку на северного соседа в попытке решить национальные проблемы. Односторонние уступки предсказуемо не принесли Бразилии плодов и снизили степень самостоятельности при принятии решений. США не были заинтересованы в укреплении позиций расположенного на латиноамериканском континенте конкурента, какими бы дружественными ни были взаимоотношения лидеров этих стран.
Политика Ж. Болсонару приобрела новые черты из-за влияния различных групп в органах власти с противоположными интересами, среди которых важную роль играют военные и последователи идеолога Олаву ди Карвальу. Прислушиваясь поочередно к каждой из них, президент проводит непоследовательную внешнюю политику и рискует не реализовать важные политические проекты, а также оказаться в международной изоляции.
Изменение характера внешней политики происходит на фоне внутриполитического и экономического кризиса в Бразилии. Пандемия коронавируса обострила конфликт ветвей власти. Чтобы укрепить свои позиции, президент пытается апеллировать к народу, ищет поддержку в парламенте и продвигает проект административной реформы, которая бы сделала президента более автономным в управлении структурой исполнительной власти.
Выход на авансцену «правого» президента и сильное влияние консервативных военных – продукт экономического и политического кризиса в Бразилии, а его «особый» стиль руководства страной вписывается в общемировую тенденцию развития популизма и активного освещения политики в социальных сетях.

98-114 717
Аннотация

Движение неприсоединения (ДН) является одной из самых крупных и активных групп в рамках переговорного процесса по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Последние десть лет ДН выдвигает радикальную разоруженческую повестку в ходе Конференций по рассмотрению действия ДНЯО, хотя группе не всегда удается эффективно использовать свой коллективный голос в продвижении поставленных целей.
Цель статьи – выявить приоритетные направления действий ДН, а также определить его роль в формировании новой повестки дня в переговорном процессе ДНЯО. Показан переход от декларативных форм в области ядерного разоружения к конкретным предложениям и планам ликвидации ядерного оружия. Основными методами исследования стал критический анализ документов, подготовленных государствами ДН к Конференциям по рассмотрению действия ДНЯО, а также неформальных интервью, собранных в ходе работы на подготовительных комитетах ДНЯО в 2018-2019 гг. Особое внимание уделено внутренним проблемам Движения, которые влияют на формирование общей позиции в переговорном процессе. Проведенное исследование позволяет заключить, что, несмотря на большое число стран-участниц ДН и их активную позицию, в последние годы роль ДН в переговорном процессе ДНЯО нельзя назвать успешной. На консолидацию позиций внутри ДН влияют внутренние противоречия, разнородность акторов и дальнейшая диверсификация их позиций. С одной стороны, это приводит к столкновениям интересов внутри ДН, с другой, к формированию максимально широкой повестки дня ДН в переговорном процессе. Открытым остаётся вопрос, насколько ДН сможет сохранять консолидированную позицию, а также противостоять позиции государств, обладающих ядерным оружием.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТАТЬИ. Турция в мировой политике 

115-142 926
Аннотация

В стремительно изменившемся после начала специальной военной операции России на Украине мире есть одна страна, политика которой, меняясь ситуационно, остаётся прежней. Это Турция. Переход к наступательной активности во внешней политике Анкары с середины 2010-х гг. отражает претензию Р. Эрдогана на новое место страны в системе международных отношений и нацелен на укрепление харизматической и рациональной легитимности его власти. Отличия внешней политики Турции в настоящее время от политики до 2010-х гг. заключаются в более активном применении военной, экономической или иной материальной силы либо угрозы силой с целью решить пять внешнеполитических проблем: «Курдский вопрос»; «Эгейский вопрос»; возвращение Турции на территории, закреплённые в клятве «Misak-i Milli»; выход из тупикового положения в интеграции с ЕС; преодоление неравноправности союзнических отношений с США с целью удовлетворить антиамериканский национализм.
В статье ставится цель проанализировать внешнюю политику Турции с момента вмешательства во внутренний конфликт в Сирии в 2014–2015 гг., определить, какие расчёты (стратегии) лежали в максимизации силы (её применении или угрозе применения), и выяснить, почему наступательная политика Анкары не вызывает появления балансирующей коалиции в соответствии с теорией неореализма в международных отношениях. Анализ опирается на теорию неореализма и переговорную модель войны («Bargaining model of war»). Вывод данного исследования состоит в том, что целью политики Р. Эрдогана является перераспределение влияния в пользу Турции как в отношениях с ключевыми партнёрами-противниками (США, ЕС, Россией), так и с региональными державами посредством достижения доминирования «переговорной силы» (bargaining power) Турции за счёт использования противоречий между конкурирующими между собой – и поэтому взаимно уравновешивающими друг друга – государствами, которые одновременно выступают в качестве партнёров и оппонентов Турции. Демонстрация силы компенсирует несговорчивость партнёров-противников и служит инструментом убеждения в том, что их издержки на сдерживание Турции будут больше, чем стоимость уступки. Перераспределение силы в пользу Турции за счёт такой стратегии не приводит к формированию сдерживающей коалиции, так как ей удаётся поочерёдно перебалансировать одних возможных участников такой коалиции с помощью сближения или угрозы сближения с конкурирующими с ними другими возможными участниками сдерживающей коалиции, что согласуется с «переговорной моделью войны».

143-174 793
Аннотация

В эпоху возникновения новых вызовов и угроз, наиболее опасной из которых является терроризм, Турецкая Республика становится одним из ключевых центров силы на Ближнем и Среднем Востоке, преследующим цель создать вокруг себя региональную архитектуру безопасности и противостоять деятельности различных террористических организаций. Целью исследования является изучение особенностей антитеррористической политики Анкары как внутри страны, так и за ее пределами, а также политико-правовых подходов Турции к пониманию феномена терроризма и методов борьбы с этим явлением. Особую важность приобретает изучение аспектов взаимодействия России и Турции по рассматриваемой проблематике. Данный вопрос представляется особенно актуальным в свете укрепления в последние годы российско-турецкого сотрудничества, в частности в области борьбы с терроризмом, обеспечения глобальной и региональной безопасности и поддержания международной стабильности. В результате проведённого количественного контент-анализа публичных речей президента Р.Т. Эрдогана, а также применения общенаучных методов исследования был сделан вывод о том, что руководство страны в действительности придаёт большое значение борьбе с террористической угрозой, в особенности с так называемым «курдским терроризмом». При этом антитеррористическая деятельность Турции имеет определенную специфику и характеризуется, во-первых, стремлением Анкары возглавить антитеррористические миссии в разных частях мира, во-вторых, применением преимущественно милитаристского подхода к решению проблемы, который заключается прежде всего в проведении трансграничных антитеррористических военных операций на территориях близлежащих государств. Однако ставшие неотъемлемой частью политики Турции в сфере борьбы с терроризмом военные кампании во многом не только не способствуют ликвидации террористических элементов, но и становятся дополнительным дестабилизирующим фактором на пространстве Ближнего Востока. Кроме того, ввиду особенностей трактовки Турецкой Республикой термина «терроризм» и осуществления своей политики, зарубежная антитеррористическая деятельность Анкары в большинстве случаев сводится к реализации собственных интересов, а не к достижению поставленных в рамках проводимых операций целей.

175-201 703
Аннотация

Статья посвящена турецкой «Твиттер»-дипломатии, тому, как турецкие дипломаты используют «Твиттер» в своей традиционной работе и в публичной дипломатии. Обзор научной литературы о «Твиттер»-дипломатии Турции показывает нехватку всеобъемлющих исследований с большим количеством наблюдений. В своей статье мы устранили этот дефицит, собрав и проанализировав базу данных постов 76 дипломатов, написанных в сети «Твиттер» в период с 2010 по 2020 гг. Наше исследование помогает понять, каким образом и в какой степени турецкие дипломаты поддерживают своё присутствие в «Твиттере». На достижение этой цели были направлены две группы методов. Во-первых, мы определили значения описательных статистик нескольких пользовательских метрик, включая количество твитов на пользователя или за дату, также количество ретвитов, ответов и лайков на пользователя. Во-вторых, мы изучили содержание твитов, рассчитав оценки их сентимента.

Главный результат работы состоит в том, что присутствие турецких дипломатов в сети «Твиттер» относительно ограничено. Оно зависит от небольшого числа видных деятелей. Хотя турецкие дипломаты отбираются из числа высоко образованных людей, который могут качественно использовать доступные возможности, предоставляемые социальными медиа, относительно немногие из них вели активную деятельность в «Твиттере». Другой важный вывод состоит в том, что присутствие турецкой дипломатии в Твиттере не носит систематического характера, развивается в результате деятельности отдельных дипломатов, а не вследствие реализации более широкой стратегии. Активность различных государственных институтов в онлайн-среде не синхронизирована, что препятствует эффективному использованию социальных медиа и реализации так называемой «Твиттер»-дипломатии. Наконец, согласно результатам анализа содержания сообщений в сети «Твиттер», турецкие дипломаты чаще используют слова с позитивной коннотацией, что подтверждается данными о наиболее часто используемых словах, наиболее распространённых эмоциях и числовых оценках сентимента постов. Это говорит о стремлении турецких дипломатов продвигать сообщения, в которых выражается одобрение международного сотрудничества Турцией.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТАТЬИ. Экономическое измерение глобальных и национальных процессов 

202-230 705
Аннотация

Межрегиональные разрывы в инвестиционной сфере и санкционное давление на национальную экономику актуализировали задачу повышения эффективности управления инвестиционной привлекательностью на мезоуровне с применением современных высокоточных методов экономико-математического моделирования. В настоящее время для оценки инвестиционной привлекательности российских регионов применяется ряд тематических рейтингов, критический анализ которых позволил выявить ряд недостатков. В связи с этим в рамках настоящего исследования была поставлена цель построения адекватного рейтинга инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации с применением искусственного интеллекта. Результаты ретроспективной оценки углубляются путем кластеризации российских регионов исходя из достигнутого уровня инвестиционной привлекательности методом самоорганизующихся карт Кохонена. Для реализации прогностической функции формируется адекватный байесовский ансамбль из динамических нейросетевых моделей. В ходе эмпирического исследования были выдвинуты и подтверждены три гипотезы: о наличии значительных межрегиональных разрывов в сфере инвестиционной привлекательности; о негативном изменении кластерной структуры (в сфере инвестиционной привлекательности) российских регионов в 2013-2018 гг. под воздействием ряда новых экзогенных (внешних) факторов; о сохранении существенных межрегиональных разрывов (в инвестиционной сфере) в среднесрочной перспективе (на примере регионов-лидеров). Полученные результаты могут быть учтены при актуализации положений экономической политики ряда субъектов Российской Федерации. Авторский подход может быть применен и для анализа других стран мира в контексте достижения целей устойчивого развития ООН на мезоуровне.

231-249 632
Аннотация

В статье анализируются структурные уровни в системе правового регулирования экономики. Обращено внимание на то, что экономисты обычно игнорируют влияние права на макроэкономические процессы. Основное внимание уделено исследованию правового регулирования экономических отношений на уровне макроэкономики, а также её первичных звеньев – предприятий, организаций и др. В частности, выделено и рассмотрено правовое регулирование нескольких подуровней экономики: воспроизводственный, отраслевой (межотраслевой), региональный (межрегиональный). Сделан вывод о том, что система управления экономикой постоянно претерпевает изменения под воздействием различных факторов объективного и субъективного характера, важное место среди которых занимают правовые средства и способы. Идеи, выдвинутые в своё время Р. Коузом, нуждаются в научном осмыслении с учётом новых, современных экономических реалий. Сделаны рекомендации, направленные на усиление роли договора в управлении экономикой, совершенствование законодательства, устранение излишнего администрирования деятельности хозяйствующих субъектов.

КНИЖНЫЕ РЕЦЕНЗИИ 

250-261 740
Аннотация

Рецензия на книгу: Мигранян А. 2022. Имеет ли будущее Россия? Москва: Аспект-пресс. 678 стр.

262-278 702
Аннотация

Рецензия на книгу: Фененко А.В. История международных отношений в довестфальскую эпоху. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2022. 752 с.

279-292 681
Аннотация

Рецензия на книгу: Paul Rowinski. 2021. Post-Truth, Post-Press, Post-Europe. Euroscepticism and the Crisis of Political Communication. Palgrave Macmillan. 252 p. https://doi. org/10.1007/978-3-030-55571-9.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)